Правовое положение производственных кооперативов в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Нынешний этап рыночных преобразований в Республике Беларусь сопровождается поиском таких путей развития, которые позволили бы оптимально сочетать преимущества цивилизованного рынка с решением социальных проблем, реальным продвижением к повышению уровня жизни населения. На первый план выдвигаются задачи по формированию социально ориентированной рыночной экономики.

Содержание работы

I. Введение
II. Законодательство о производственных кооперативах
III. Понятие производственного кооператива
IV.Образование производственных кооперативов
V. Имущество производственных кооперативов
VI. Управление в производственном кооперативе
VII. Членство в производственном кооперативе
VIII. Реорганизация и ликвидация производственных кооперативов
IX. Заключение
X. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правовое положение производственных кооперативов.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)

голоса при принятии решений общим собранием членов кооператива».

В ст. 109 ГК Республики Беларусь определить порядок оценки паевого взноса члена производственного кооператива при его образовании: «Оценка паевого взноса проводится при образовании производственного кооператива по взаимной договоренности членов кооператива на основе сложившихся на рынке цен, а при вступлении в производственный кооператив новых членов - комиссией, назначаемой правлением кооператива. В случае недостижения между членами производственного кооператива или комиссии договоренности, касающейся оценки паевого взноса, денежная оценка подлежит независимой экспертизе».

5. Требуется расширить  перечень вопросов, отнесенных к  исключительной компетенции общего собрания членов производственного кооператива, а также необходимо уточнить правовое положение его контрольных органов: наблюдательного совета и ревизионной комиссии (ревизора).

Это вызвано тем, что  в перечне вопросов, отнесенных к  исключительной компетенции общего собрания членов кооператива (п. 3 ст. 110 ГК Республики Беларусь), отсутствуют  такие важные вопросы как утверждение  устава кооператива, определение основных направлений деятельности, установление размера паевого взноса, размеров и порядка образования фондов кооператива, в том числе и неделимых, определение направлений их использования, создание и ликвидация филиалов и представительств кооператива, утверждение положений о них, решение вопросов о вступлении кооператива в союзы (ассоциации) и др. Все эти вопросы также должны решаться исключительно общим собранием кооператива, так как имеют особую важность.

Вопрос о  том, в каких случаях в производственном кооперативе может быть создан наблюдательный совет, должен решаться общим собранием членов производственного кооператива по своему усмотрению, в зависимости от характера и вида деятельности.

В законодательстве Республики Беларусь должна быть предусмотрена возможность создания в производственном кооперативе ревизионной комиссии (ревизора).

В связи с этим в  Закон «О производственных кооперативах»  включить следующую норму, содержащую расширенный перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания членов производственного кооператива: «К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся:

  1. утверждение устава кооператива и внесение в него изменений;
  2. определение основных направлений деятельности кооператива;
  3. установление размера паевого взноса;
  4. прием и исключение членов кооператива;
  5. установление видов, размеров и порядка образования фондов кооператива, определение направлений их использования;
  6. образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива, если это право по уставу кооператива не передано его наблюдательному совету;
  7. избрание ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, прекращение полномочий ее членов (ревизора);
  8. утверждение заключений ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, аудитора;
  9. заслушивание отчета правления (председателя) кооператива;

 

  1. утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов кооператива и распределение его прибыли и убытков;
  2. создание и ликвидация филиалов и представительств кооператива, утверждение положений о них;
  3. решение вопросов об участии кооператива в хозяйственных товариществах и обществах, а также о вступлении кооператива в союзы (ассоциации);
  4. решение о реорганизации и ликвидации кооператива.

Уставом кооператива  к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива могут  быть отнесены и другие вопросы деятельности кооператива».

В п. 1 ст. 110 ГК Республики Беларусь закрепить:

  • правовое положение наблюдательного совета производственного кооператива: «В производственном кооперативе может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных 
    органов кооператива и решает другие вопросы, отнесенные уставом кооператива к компетенции наблюдательного совета»;
  • правовое положение ревизионной комиссии (ревизора) производственного кооператива: «Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью кооператива общее собрание членов кооператива может избрать ревизионную комиссию или ревизора. Члены ревизионной комиссии (ревизор) кооператива не могут являться членами наблюдательного совета и исполнительных органов».

6. В целях предоставления  гарантий членам производственного  кооператива относительно возможности каждого члена кооператива повлиять на принимаемое решение о реорганизации в случае, если реорганизация будет проходить не в форме преобразования, представляется возможным предусмотреть в п. 2 ст. 112 ГК Республики Беларусь следующую норму: «Решение о реорганизации кооператива (за исключением преобразования в хозяйственное товарищество или общество, а также в унитарное предприятие) принимается не менее чем тремя четвертями голосов присутствующих на общем собрании членов производственного кооператива».

Помимо вышеизложенного следует отметить, что анализ правового положения колхозов, которые в соответствии с п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. № 49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» являются формой производственного кооператива, показывает, что колхоз имеет ряд существенных отличий: отсутствуют нормы о делении имущества колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива) на паи его членов; не указано в качестве обязанности члена колхоза внесение имущественного паевого взноса, необходимого для формирования уставного фонда; имущественную основу колхоза составляют неделимые фонды; отсутствие субсидиарной ответственности членов по долгам колхоза. В связи с этим, нормы ГК Республики Беларусь о производственных кооперативах применить к колхозам практически не представляется возможным, и это, в свою очередь, не позволяет относить производственные кооперативы и колхозы к одной организационно-правовой форме юридического лица. На наш взгляд, в сложившейся ситуации представляются возможными два способа решения этой проблемы: нормы Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» привести в строгое соответствие с нормами ГК Республики Беларусь о производственных кооперативах, либо в ГК Республики Беларусь среди коммерческих организаций предусмотреть еще одну самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица - коллективное хозяйство (колхоз), со всеми присущими ему отличительными признаками.


Информация о работе Правовое положение производственных кооперативов в РБ