Правовое положение производственных кооперативов в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Нынешний этап рыночных преобразований в Республике Беларусь сопровождается поиском таких путей развития, которые позволили бы оптимально сочетать преимущества цивилизованного рынка с решением социальных проблем, реальным продвижением к повышению уровня жизни населения. На первый план выдвигаются задачи по формированию социально ориентированной рыночной экономики.

Содержание работы

I. Введение
II. Законодательство о производственных кооперативах
III. Понятие производственного кооператива
IV.Образование производственных кооперативов
V. Имущество производственных кооперативов
VI. Управление в производственном кооперативе
VII. Членство в производственном кооперативе
VIII. Реорганизация и ликвидация производственных кооперативов
IX. Заключение
X. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правовое положение производственных кооперативов.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)

Модельный закон от 6 декабря 1997 г. «О кооперативах и их объединениях (союзах)» [152] содержит норму о том (п. 2 ст. 18), что общее собрание членов кооператива является правомочным, если на нем присутствует более пятидесяти процентов всех членов кооператива. Общее собрание членов кооператива принимает решения простым большинством голосов присутствующих на этом собрании членов кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива.

Однако Модельный закон  установил несколько исключений из этих правил:

а) для принятия решений о преобразовании кооператива в хозяйственное общество или товарищество требуется единогласие всех членов кооператива. При этом на общем собрании в этом случае должны присутствовать все члены кооператива. При отсутствии хотя бы одного из членов кооператива либо отсутствии его согласия на такое преобразование решение не может быть принято;

б) общее собрание членов кооператива принимает решения тремя четвертями голосов от присутствующих на общем собрании членов по вопросам принятия устава или внесения в него изменений, а также реорганизации кооператива (за исключением преобразования в хозяйственное общество или товарищество).

Норма о необходимости  единогласного решения членов производственного кооператива для преобразования его в хозяйственное товарищество или общество содержится также в п. 2 ст. 112 ГК Республики Беларусь.

Таким образом, при решении  вопроса о правомочности общего собрания членов того или иного производственного кооператива, в связи с отсутствием общей нормы, устанавливающей минимальное количество членов общего собрания кооператива для того, чтобы последнее было правомочно принимать решения, нужно обращаться к уставу конкретного кооператива, который и должен содержать соответствующее положение.

Что касается единогласия всех членов кооператива  для принятия решений о преобразовании кооператива в хозяйственное  товарищество или общество, то это в первую очередь связано с тем, что в случае изменения организационно-правовой формы производственного кооператива существенно меняется правовое положение его членов. Так, например, члены производственного кооператива по общему правилу несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в равных долях и могут установить в уставе размер данной ответственности не более величины полученного годового дохода. В случае же преобразования в акционерное общество они несут риск убытков, связанных с деятельностью акционерного общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Также, по сравнению с  производственным кооперативом, участникам акционерного общества, общества с  ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью или коммандитного товарищества не обязательно принимать личное трудовое участие в их деятельности. Далее, одним из важнейших моментов является порядок принятия решений высшими органами данных организаций. При принятии решений общим собранием член производственного кооператива имеет один голос. И эта норма носит императивный характер. В данном случае можно вести речь о равном положении всех членов кооператива при принятии ими решений на общем собрании, независимо от размера паевого взноса. Участники полного товарищества также имеют один голос, но учредительным договором может быть предусмотрен иной порядок определения количества голосов. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. в редакции Закона от 10 января 2006 г. «О хозяйственных обществах» при принятии решения общим собранием участников хозяйственного общества участник этого общества обладает числом голосов, пропорциональным размеру (количеству) принадлежащей ему доли в уставном фонде (акций) этого общества, а иное лицо, имеющее право на участие в общем собрании, обладает числом голосов, пропорциональным размеру (количеству) доли в уставном фонде (акций), право на которую (которые) он приобрел. В таких организациях решения фактически могут приниматься одним лицом, которому принадлежит основной пакет акций или обладающим наибольшей долей в уставном фонде.

Следовательно, необходимость  согласия всех членов производственного кооператива при принятии решений о преобразовании в хозяйственное товарищество или общество является вполне обоснованным. Единогласие членов кооператива при принятии подобных решений выступает определенной гарантией сохранения прежней организационно-правовой формы юридического лица и избежания нежелательных последствий и невыгодных условий для конкретного члена производственного кооператива в случае преобразования последнего в хозяйственное товарищество или общество.

Регламент работы общего собрания членов производственного  кооператива, порядок голосования (открытое или тайное) определяются собранием членов кооператива.

В соответствии с Модельным  законом «О кооперативах и их объединениях (союзах)» общее собрание членов кооператива может быть двух видов:

- очередное (годовое);

- внеочередное.

Согласно п. 5 ст. 18 названного Закона собрания членов кооператива  созываются правлением кооператива и проводятся не реже чем один раз в год в сроки, установленные правлением, но не позднее трех месяцев после окончания финансового года. Полагаем, что право на созыв очередного собрания членов производственного кооператива следовало бы предоставить также и председателю кооператива в случае, если в кооперативе исполнительным органом является только председатель, закрепив это в соответствующей норме Закона «О производственных кооперативах». Более того, если в производственном кооперативе исполнительными органами являются правление и председатель, то право на созыв общего собрания члены кооператива могут предоставить любому из названных органов по своему усмотрению, закрепив соответствующее решение в уставе кооператива.

Внеочередное  собрание членов производственного  кооператива может быть созвано в порядке и сроки, установленные уставом кооператива. На наш взгляд, право на созыв внеочередного собрания членов кооператива должно быть предоставлено председателю, правлению, наблюдательному совету и членам кооператива, составляющим не менее одной трети от общего числа.

Уведомление о созыве общего собрания членов производственного  кооператива с указанием повестки дня, места и времени проведения данного собрания должно направляться правлением кооператива (председателем, если только он является исполнительным органом) не позднее, чем за десять дней до даты проведения собрания. Норма о таком порядке направления уведомления правлением кооператива содержится в п. 6 ст. 18 Модельного закона «О кооперативах и их объединениях (союзах)».

Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает  создание особого органа управления в кооперативе - наблюдательного совета. Пункт 1 ст. 110 ГК Республики Беларусь содержит норму о том, что исполнительные органы производственного кооператива подотчетны наблюдательному совету. Исходя из такой формулировки, можно сделать вывод о том, что образование наблюдательного совета является обязательным для всех производственных кооперативов.

На практике вопрос о необходимости образования наблюдательного совета в производственном кооперативе решается самими членами кооператива исходя из конкретных условий деятельности.

П.1 ст. 110 ГК Республики Беларусь предусматривает, что к исключительной компетенции общего собрания членов производственного кооператива относится наряду с другими вопросами образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива, если это право по уставу кооператива не передано его наблюдательному совету.

Из сказанного можно сделать следующие выводы:

а) поскольку образование наблюдательного совета является исключительной компетенцией общего собрания членов кооператива, наблюдательный совет - орган управления, подотчетный общему собранию членов производственного кооператива;

б) так как исполнительные органы производственного кооператива подотчетны и наблюдательному совету (п. 1 ст. 110 ГК Республики Беларусь), наблюдательный совет в иерархии органов управления производственного кооператива находится над исполнительными органами. Значит, наблюдательный совет - орган управления производственного кооператива, находящийся между общим собранием и исполнительными органами.

Компетенция существующих в производственном кооперативе  органов управления должна быть четко регламентирована в его уставе. Если управление будет двухуровневым (общее собрание и исполнительные органы), определяется компетенция общего собрания, в том числе и исключительная, а все остальные вопросы будут находиться в компетенции исполнительных органов. В случае если в кооперативе будет создана трехуровневая система органов управления (общее собрание, наблюдательный совет, исполнительные органы), то сначала определяется компетенция общего собрания, затем наблюдательного совета, а в конце исполнительных органов. Однако в обоих случаях, если исполнительными органами будут правление и председатель правления, должно быть четко определено, что относится к компетенции коллегиального исполнительного органа (правления), а что к компетенции единоличного (председателя).

Белорусское законодательство о производственных кооперативах не содержит указаний на то, в кооперативах с каким числом членов можно образовывать наблюдательный совет, а, например, Указ Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. № 49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» вообще не содержит норм, указывающих на возможность создания такого органа управления в сельскохозяйственном производственном кооперативе. Модельный закон от 6 декабря 1997 г. «О кооперативах и их объединениях (союзах)» в ст. 34 предусматривает, что в производственном кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива.

Необходимо отметить, что целью создания наблюдательного  совета является осуществление контроля за деятельностью исполнительных органов производственного кооператива. Тем самым наблюдательному совету приданы больше контрольные, нежели управленческие функции.

Вопрос о  том, в каких случаях в производственном кооперативе может быть создан наблюдательный совет должен решаться общим собранием членов производственного кооператива по своему усмотрению, в зависимости от характера и вида деятельности.

В уставе производственного  кооператива целесообразно предусмотреть  порядок принятия решения наблюдательным советом с указанием вопросов, решение по которым принимается квалифицированным большинством голосов либо единогласно. Также следует указать в уставе минимальное количество заседаний наблюдательного совета в году.

Исходя из п. 3 ст. 110 ГК Республики Беларусь можно сделать  вывод, что число членов наблюдательного совета и срок их полномочий определяются общим собранием членов производственного кооператива.

В отличие от общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества ГК Республики Беларусь не предусматривает  возможности создания ревизионной комиссии (ревизора) в производственном кооперативе. Данный орган может быть как коллегиальным (ревизионная комиссия), так и единоличным (ревизор). В настоящее время создание ревизионной комиссии предусмотрено также в Примерном уставе колхоза, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. № 49. Как видим, данные нормы касаются лишь сельскохозяйственных производственных кооперативов.

Для контроля за финансово-хозяйственной  деятельностью кооператива общее  собрание избирает ревизионную комиссию или ревизора [101, с. 203]. Здесь прослеживается основное отличие ревизионной комиссии (ревизора) от наблюдательного совета: если главной функцией наблюдательного совета является контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива, то главной функцией ревизионной комиссии (ревизора) является контроль за финансово-хозяйственной деятельностью кооператива. Ревизионная комиссия - контрольный орган, она проверяет бухгалтерские документы, книги юридического лица, бюджет, финансовый отчет правления [8, с. 244]. В остальном, порядок образования и деятельности этих двух органов управления очень схож. Различия будут проявляться в компетенции, которая должна быть четко определена в уставе производственного кооператива. Но следует отметить, что в иерархии органов управления производственным кооперативом ревизионная комиссия (ревизор) будет занимать место после наблюдательного совета, так как обязана будет представлять результаты своей проверки как общему собранию членов кооператива, так и наблюдательному совету.

Несмотря на отсутствие в белорусском законодательстве норм, регламентирующих порядок создания в производственном кооперативе ревизионной комиссии (ревизора), на практике такие органы создаются и успешно функционируют.

Текущее руководство  деятельностью производственного  кооператива осуществляют в соответствии с ГК Республики Беларусь: председатель (единоличный исполнительный орган); правление (коллегиальный исполнительный орган). При этом если в кооперативе создан такой исполнительный орган как правление, то должен быть избран и его председатель, в то время как председатель может быть избран в кооперативе и при отсутствии правления. ГК Республики Беларусь не содержит указаний на то, в каких случаях должно быть создано правление производственного кооператива, а в каких просто должен быть избран председатель, данный вопрос решается общим собранием по своему усмотрению.

Как отмечалось выше, исполнительные органы производственного  кооператива осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.

В компетенцию исполнительного  органа входит решение всех вопросов, касающихся деятельности кооператива, за исключением отнесенных законодательством и уставом к исключительной компетенции общего собрания и наблюдательного совета. Если устав предусматривает наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, необходимо четко распределить компетенцию между ними [203, с. 28].

Полномочия правления  и председателя производственного  кооператива существенно различаются. В компетенцию правления входят все вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания и наблюдательного совета. Полномочия же председателя кооператива определяются уставом. Среди таких полномочий можно выделить:

а) действие от имени кооператива без доверенности;

б) распоряжение имуществом кооператива;

в) заключение договоров и выдача доверенностей;

г) открытие счетов кооператива в банках и иных кредитных организациях;

д) осуществление приема и увольнения наемных работников;

е) издание приказов и распоряжений, обязательных для исполнения членами кооператива и наемными работниками и др.

Таким образом, в полномочия правления входят все  вопросы, которые не относятся к компетенции общего собрания и наблюдательного совета, а в полномочия председателя кооператива - только те вопросы, которые определены в уставе.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания или наблюдательного совета производственного кооператива, не могут быть переданы ими на решение исполнительных органов кооператива.

Информация о работе Правовое положение производственных кооперативов в РБ