Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:09, лекция
курс лекций по основам управленческой деятельности с контрольными вопрсами
* М. Мескон и др. Основы менеджмента. — М., 1997. — С. 369.
105
Таблица 4.4 Влияние человеческой природы на организованную
деятельность
Теория X Теория Y
Людям свойственно врожденное Труд так же естествен для человека, как
отвращение к труду. игра, при наличии благоприятных условий.
Большинство людей отличается низкой
мотивацией, нежеланием брать на себя Внутренний контроль зачастую обязателен
ответственность и стремлением быть . при решении организационных проблем.
руководимыми.
Большинство людей обладает слабым ; Большая доля населения обладает
потенциалом творческого решения ; творческим потенциалом для решения
I организационных проблем. ! организационных проблем.
Мотивация обусловлена социальными
Мотивация людей обусловлена i причинами, стремлением
к более высокой
необходимостью удовлетворения оценке со стороны окружающих и
физиологических потребностей и самореализации, а также необходимостью
I обеспечения безопасности. , удовлетворения физиологических
потребностей и обеспечения безопасности.
Большинство людей следует
При правильном руководстве
люди могут
тщательно контролировать в их работе _ Г
и стимулировать выполнение поставленных перед ними задач.
творчески относиться к своей работе и проявлять высокую самодисциплину.
потенциал в человеке. Управление, заключающееся в жестком контроле и указаниях (теория X), строится исходя из того, что рабочие ленивы, лишены творческого начала и желания добиться успеха вследствие постоянной заботы об удовлетворении основных физиологических потребностей или испытываемого ими страха. Теорию Y отличает более оптимистический взгляд на человеческий потенциал и мотивацию.
Современная система взглядов на управление (ее называют новой управленческой парадигмой*) сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Первая половина XX в. для многих стран была периодом
* В управленческой науке парадигма определяется как система взглядов, вытекающих из фундаментальных идей и научных результатов школ ведущих ученых и определяющих перспективу мышления основной массы исследователей и практиков в области управления.
106
индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция предыдущего столетия. Во второй половине XX в. страны с высоким уровнем экономического развития продемонстрировали переход к эре постиндустриального развития, для которой характерны принципиально новые черты и закономерности управления.
Главными факторами этих изменений явились научно-технический прогресс и концентрация научного и производственного потенциала. В новую теорию управления, так называемую школу науки управления, существенный вклад внесли математика, статистика, кибернетика, инженерные науки и связанные с ними области знания. Методы количественных исследований, моделирования и вычислительной техники, сгруппированные под общим названием исследование операций, явились основой одной из теорий управления второй половины XX — начале XXI в. — теории количественного подхода.
По своей сути, исследование операций — это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель — это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Модели облегчают понимание сложностей реальности. Модели разработанные в исследованиях операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных, подлежащих рассмотрению, до управляемого количества.
После создания модели, переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Самый существенный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям
107
Таблица 4.5
Различия в принципах управления в традиционной теории и Концепции непрерывного повышения качества
Завершая обзор четырех основных школ менеджмента, представим в таблице 4.6 вклад каждой из них в развитие в целом мировой теории управления и применение ее основополагающих приемов и методов в современной практике.
Радикальный поворот в истории развития России от тоталитаризма к демократическому обществу, от жесткой административно-командной системы управления к экономике рыночно-предпринимательского типа позволяет интегрировать народное хозяйство страны в мировую экономику с ее современными формами и методами управления.
109
операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.
В годы Второй мировой войны Эдвардом Демингом (США) был разработан комплекс экономических и статистических методов контроля качества промышленной продукции. После войны Деминг был приглашен в Японию, где он перевел свои теоретические разработки в область реального управления промышленными предприятиями. Японские промышленники приняли его методы управления и внедрили систему контроля качества продукции во всех отраслях промышленности, что в течение одного десятилетия привело к существенным успехам. Концепция, получившая впоследствии название TQM (полный контроль качества), в дальнейшем была принята в некоторых отраслях промышленности Соединенных Штатов Америки, а в настоящее время все более широкое применение находит в области управления в системах здравоохранения под названием «Концепция непрерывного повышения качества».
Достижение цели по обеспечению качества конечных результатов своей деятельности способствует воспитанию у рабочих профессиональной гордости за выпускаемую продукцию и предусматривает внимание администрации к возникающим у рабочих идеям при отказе от контроля каждого шага рабочего и наказания за каждую допущенную ошибку. Руководство предприятия отвечает за то, чтобы на производстве царила не атмосфера страха, а чувство совместного участия в производственном процессе и заинтересованности в его результатах. Одной из наиболее важных задач, стоящих перед каждой организацией, является подготовка работников и повышение их квалификации. Эти идеи вызвали революцию в управлении, наглядно доказав свой успех в Японии, США и других странах.
В таблице 4.5 приведено сравнение основных положений стандартной теории управления и концепции непрерывного повышения качества.
108
Стандартная теория управления
стандарты и задачи, а также нормы выработки способствуют повышению производительности труда.
приводит к повышению производительности труда и способствует развитию творческого начала.
ствуясь только соображениями цены.
9. Прибыль достигается
только при
низком уровне себестоимости и
высоких ценах на готовую продукцию.
10. Прибыль является
самым важным
показателем деятельности компании.
Концепция непрерывного повышения качества
1. Качество продукции способствует
снижению себестоимости.
2. Участие рабочих в контроле качества
способствует устранению брака; конечный контроль является, как правило, запоздалым.
недостатками в системе организации, а не виной отдельных рабочих.
5. Следует отменить все производствен-
ные стандарты и нормы выработки.
затрат следует работать с постоянными поставщиками.
9. Прибыль гарантируется постоянными
потребителями; управление компанией, ориентированное только на получение прибыли, подобно управлению автомобилем при возможности смотреть только в зеркало заднего обзора.
Таблица 4. Вклад различных школ в современную практику управления
Школа научного управления
Классическая школа управления
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
Школа науки управления
Конечно, можно говорить о нашем отставании в теории и особенно в практике эффективного управлении. Однако, это было бы, по большому счету некорректно. Ведь управление советскими организациями в течение десятилетий было приспособлено к требованиям определенной среды — административно-командной системы. И адаптация к этой системе, не только к организационно-правовому, хозяйственному механизму, но и к ее политике, идеологии, системе ценностей происходила весьма активно и по-своему отнюдь не безуспешно.
Административно-командная система искала свои таланты.
ПО
Среди них были выдающиеся «командиры
производства», блестящие технократы,
которым индустрия обязана
Мы надеемся, что наш учебник внесет свой посильный вклад в формирование нового управленческого мышления и освоение новых знаний, нужных сегодня руководителям всех уровней управления здравоохранением.
4.3. Цели, функции, процесс и методы управления
Одной из главных задач управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целепола-гание — это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики. Целевая функция начинается с установления миссии организации, выражающей философию и смысл ее
111
существования. В ней обычно детализируется статус организации, декларируются принципы ее работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик. Миссия образует фундамент для установления целей организации в целом, ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, инновации, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели.
Цели — это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Для них характерны следующие черты и свойства: