Основы управленческой деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:09, лекция

Описание работы

курс лекций по основам управленческой деятельности с контрольными вопрсами

Файлы: 1 файл

Оновы управленческой деятельности с контрольными вопрсами.doc

— 618.50 Кб (Скачать файл)

* М. Мескон  и др. Основы менеджмента. — М., 1997. — С. 369.

105

 

Таблица 4.4 Влияние человеческой природы на организованную


деятельность

Теория X Теория Y

Людям свойственно врожденное Труд так же естествен для человека, как

отвращение к труду. игра, при наличии благоприятных условий.

Большинство людей отличается низкой

мотивацией, нежеланием брать на себя    Внутренний контроль зачастую обязателен

ответственность и стремлением быть     . при решении организационных проблем.

руководимыми.

Большинство людей обладает слабым    ; Большая доля населения обладает

потенциалом творческого решения ; творческим потенциалом для решения

I организационных проблем. ! организационных проблем.

Мотивация обусловлена социальными 
Мотивация людей обусловлена i причинами, стремлением к более высокой

необходимостью удовлетворения оценке со стороны окружающих и

физиологических потребностей и самореализации, а также необходимостью

I обеспечения безопасности. , удовлетворения физиологических

потребностей и обеспечения безопасности.

Большинство людей следует

При правильном руководстве люди могут 
тщательно контролировать в их работе _     Г

и стимулировать выполнение поставленных перед ними задач.



творчески относиться к своей работе и проявлять высокую самодисциплину.

потенциал в человеке. Управление, заключающееся в жестком контроле и указаниях (теория X), строится исходя из того, что рабочие ленивы, лишены творческого начала и желания добиться успеха вследствие постоянной заботы об удовлетворении основных физиологических потребностей или испытываемого ими страха. Теорию Y отличает более оптимистический взгляд на человеческий потенциал и мотивацию.

Современная система взглядов на управление (ее называют новой управленческой парадигмой*) сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Первая половина XX в. для многих стран была периодом

* В управленческой  науке парадигма определяется как система взглядов, вытекающих из фундаментальных идей и научных результатов школ ведущих ученых и определяющих перспективу мышления основной массы исследователей и практиков в области управления.

106 

индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция предыдущего столетия. Во второй половине XX в. страны с высоким уровнем экономического развития продемонстрировали переход к эре постиндустриального развития, для которой характерны принципиально новые черты и закономерности управления.

Главными  факторами этих изменений явились  научно-технический прогресс и концентрация научного и производственного потенциала. В новую теорию управления, так называемую школу науки управления, существенный вклад внесли математика, статистика, кибернетика, инженерные науки и связанные с ними области знания. Методы количественных исследований, моделирования и вычислительной техники, сгруппированные под общим названием исследование операций, явились основой одной из теорий управления второй половины XX — начале XXI в. — теории количественного подхода.

По своей сути, исследование операций — это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель — это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Модели облегчают понимание сложностей реальности. Модели разработанные в исследованиях операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных, подлежащих рассмотрению, до управляемого количества.

После создания модели, переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Самый существенный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям

107

 


Таблица 4.5



Различия в принципах  управления в традиционной теории и  Концепции непрерывного повышения качества



Завершая обзор четырех  основных школ менеджмента, представим в таблице 4.6 вклад каждой из них в развитие в целом мировой теории управления и применение ее основополагающих приемов и методов в современной практике.

Радикальный поворот в истории развития России от тоталитаризма к демократическому обществу, от жесткой административно-командной системы управления к экономике рыночно-предпринимательского типа позволяет интегрировать народное хозяйство страны в мировую экономику с ее современными формами и методами управления.

109



операций  конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.

В годы Второй мировой войны Эдвардом Демингом (США) был разработан комплекс экономических и статистических методов контроля качества промышленной продукции. После войны Деминг был приглашен в Японию, где он перевел свои теоретические разработки в область реального управления промышленными предприятиями. Японские промышленники приняли его методы управления и внедрили систему контроля качества продукции во всех отраслях промышленности, что в течение одного десятилетия привело к существенным успехам. Концепция, получившая впоследствии название TQM (полный контроль качества), в дальнейшем была принята в некоторых отраслях промышленности Соединенных Штатов Америки, а в настоящее время все более широкое применение находит в области управления в системах здравоохранения под названием «Концепция непрерывного повышения качества».

Достижение цели по обеспечению  качества конечных результатов своей деятельности способствует воспитанию у рабочих профессиональной гордости за выпускаемую продукцию и предусматривает внимание администрации к возникающим у рабочих идеям при отказе от контроля каждого шага рабочего и наказания за каждую допущенную ошибку. Руководство предприятия отвечает за то, чтобы на производстве царила не атмосфера страха, а чувство совместного участия в производственном процессе и заинтересованности в его результатах. Одной из наиболее важных задач, стоящих перед каждой организацией, является подготовка работников и повышение их квалификации. Эти идеи вызвали революцию в управлении, наглядно доказав свой успех в Японии, США и других странах.

В таблице 4.5 приведено сравнение основных положений стандартной теории управления и концепции непрерывного повышения качества.

108 

Стандартная теория управления

  1. Обеспечение качества стоит дорого.
  2. Контроль является ключевым фактором при обеспечении качества, только контролеры и инспекторы в состоянии обеспечить должный уровень качества.
  3. Профессиональное управление системами осуществляется со стороны, в процессе управления не требуется участие рабочих.
  4. Установленные производственные

стандарты и задачи, а также нормы выработки способствуют повышению производительности труда.

  1. Работники легко увольняются или нанимаются.
  2. Сочетание поощрения и наказания

приводит к повышению производительности труда и способствует развитию творческого начала.

  1. Покупать по самой низкой цене.
  2. Часто менять поставщиков, руковод-

ствуясь только соображениями цены.

9. Прибыль достигается только при 
низком уровне себестоимости и 
высоких ценах на готовую продукцию.

10. Прибыль является самым важным 
показателем деятельности компании. 

Концепция непрерывного повышения качества

1. Качество продукции способствует

снижению себестоимости.

2. Участие рабочих в контроле качества

способствует устранению брака; конечный контроль является, как правило, запоздалым.

  1. Качество создается управлением.
  2. Большая часть брака обусловлена

недостатками в системе организации, а не виной отдельных рабочих.

5. Следует отменить все производствен-

ные стандарты и нормы выработки.

  1. Страх ведет к катастрофе.
  2. Рабочий должен ощущать безопасность и уверенность на рабочем месте.
  3. Для улучшения качества и снижения

затрат следует работать с постоянными поставщиками.

9. Прибыль гарантируется постоянными

потребителями; управление компанией, ориентированное только на получение прибыли, подобно управлению автомобилем при возможности смотреть только в зеркало заднего обзора.

 

Таблица 4. Вклад различных школ в современную практику управления


Школа научного управления

  1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.
  2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.
  3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.
  4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
  5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.

Классическая школа управления

  1. Развитие принципов управления.
  2. Описание функций управления.
  3. Систематизированный подход к управлению всей организации.

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук

  1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.
  1. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

Школа науки управления

  1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.
  1. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
  1. Внедрение комплекса экономических и статистических методов контроля качества конечных результатов.

Конечно, можно говорить о нашем отставании в теории и особенно в практике эффективного управлении. Однако, это было бы, по большому счету некорректно. Ведь управление советскими организациями в течение десятилетий было приспособлено к требованиям определенной среды — административно-командной системы. И адаптация к этой системе, не только к организационно-правовому, хозяйственному механизму, но и к ее политике, идеологии, системе ценностей происходила весьма активно и по-своему отнюдь не безуспешно.

Административно-командная система искала свои таланты.

ПО 

Среди них были выдающиеся «командиры производства», блестящие технократы, которым индустрия обязана чередой ярких достижений. Но вместе с тем были и жесткие бюрократы, догматики, мастера политической интриги, оказавшиеся творцами либо пособниками не просто застоя в обществе, а настоящего национального бедствия. В нашем хозяйстве огромная масса людей, не занимавшихся политикой, просто трудилась на рядовых управленческих должностях. Они делали свое дело в рамках системы, где им выпало жить, их действия соответствовали требованиям конкретных ситуаций, а взгляды — общепринятым в их среде. Во многих случаях добиваться результата в этой среде было труднее, чем в иной, более рациональной по своему устройству. Это требовало напряжения мысли, своеобразного поиска, огромной личной самоотдачи. К сожалению, социально-партийный отбор, действующий в административно-командной системе, часто способствовал продвижению на высшие управленческие должности не самых лучших людей. И все же с позиций сегодняшнего дня никак нельзя умалять потенциала наших руководителей, интеллигенции, рабочих, да и предпринимателей. Важно наилучшим образом использовать, учить и развивать этот потенциал.

Мы надеемся, что наш учебник внесет свой посильный  вклад в формирование нового управленческого мышления и освоение новых знаний, нужных сегодня руководителям всех уровней управления здравоохранением.

4.3. Цели, функции, процесс и методы управления

Одной из главных  задач управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целепола-гание — это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики. Целевая функция начинается с установления миссии организации, выражающей философию и смысл ее

111

 

существования. В ней обычно детализируется статус организации, декларируются принципы ее работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик. Миссия образует фундамент для установления целей организации в целом, ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, инновации, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели.


Цели — это конкретизация  миссии организации в форме, доступной  для управления процессом их реализации. Для них характерны следующие  черты и свойства:

  • четкая ориентация на определенный интервал времени;
  • конкретность и измеримость;
  • непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;
  • адресность и контролируемость.

Информация о работе Основы управленческой деятельностью