Основы управленческой деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:09, лекция

Описание работы

курс лекций по основам управленческой деятельности с контрольными вопрсами

Файлы: 1 файл

Оновы управленческой деятельности с контрольными вопрсами.doc

— 618.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 1      ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЯ И СИСТЕМ

"Каждый век, приобретая новые  идеи, приобретает и новые глаза".

Г. Гейне

Переступив порог любой  области знаний, мы встречаемся с  целым миром новых терминов и  понятий. Процесс создания и функционирования системы знаний возможен только при наличии устойчивой структуры научного языка. Научная лексика является своеобразным проводником для "стыковки" системы сознания и системы коммуникаций при общении специалистов. При становлении и развитии системы клинического управления как новой области знаний большое значение имеет формирование понятийного аппарата и научного словаря. Создание последних особенно актуально в связи с многочисленными публикациями последних лет о таких элементах системы клинического управления, как формуляры, стандарты и протоколы, в которых наблюдается терминологический и понятийный хаос.

Смысл терминов и понятий  во многом определяется средой, в которой  они формируются, существуют и функционируют. В основе "семантического шума", который часто возникает при общении, лежит отсутствие связи употребляемых терминов и понятий со средой их применения. Так, например, "Национальный формуляр лекарственных средств" в условиях общей медицинской практики представляет собой справочник лекарственных средств, рекомендованных Национальным фармакотерапевтическим комитетом к применению на территории государства. В то же время "формуляр лекарственных средств" в условиях программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению является регламентированным перечнем лекарственных средств, подлежащих оплате из государственных источников финансирования. В последних условиях — это документ, в соответствии с которым могут рассмат- 

риваться финансовые претензии  и решаться юридические споры между пациентом и медицинским учреждением, между медицинским учреждением и финансирующим органом.

В данной главе представлены основные понятия и термины, которые используются в общей теории управления, теории организации, общей теории систем. Они включены в словарь терминов (см. Приложение), который также содержит термины и понятия, предложенные авторами для характеристики системы клинического управления в рамках регламентированных программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению (среды функционирования терминов и понятий).

Правильное представление  о природе систем определяет методологические, логические и гносеологические подходы  к эффективному управлению сложными системами. К разряду таких сложных  систем может быть отнесена и система управления клинической практикой в рамках программ государственных гарантий, которая, для того чтобы выжить (т. е. сохранить определенный объем гарантированной государством бесплатной медицинской помощи населению), должна адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

1.1.   Понятие о системах и системном подходе

Процессы управления любыми объектами имеют общие  черты, что позволяет изучать  их абстрактно. Как без овладения общими основами управления невозможно управлять никаким конкретным объектом, так и без глубокого знания конкретных объектов нельзя создать эффективную систему управления ими. В связи с этим изложение основ управления клинической практикой целесообразно предварить общими понятиями о системах, системном подходе и управлении. Фундаментом общей теории систем послужили работы биолога Л. фон Берталанфи (1928) и экономиста К. Боулдинга (1950).

Система — это комплекс элементов и отношений между ее частями, взаимосвязанными в единое целое. Через конкретную структуру связей и отношений (т. е. через организацию системы) каждая часть системы взаимодействует с другой в процессе передачи информации и регулирования функций (работы) системы.

Известно более 40 различных  определений систем и системных объектов. Теория систем дает строгое определение понятия "система": совокупность конкретных объектов (компонентов, элементов), существование или деятельность которых взаимосвязаны и взаимообусловлены в силу достаточно определенных обстоятельств; важнейшим признаком системы в таком ее понимании является целостность — новое интегриро-

 

 

 

10 

11

 

ванное качество, возникшее  с появлением у данной совокупности объектов таких свойств, которых не было у каждого из них в отдельности.

Системы различаются  по степени сложности их организации. К. Боулдингом выделено восемь классов систем в порядке возрастания их сложности:

  1. Простые статические системы (уровень структурных схем).
  2. Простые динамические системы (уровень "часового механизма").
  3. Простые кибернетические системы (замкнутые системы с механизмом саморегулирования).
  4. Открытые самосохраняющиеся системы.
  5. Генетические системы (уровень растений).
  6. Системы на уровне сложности животных.
  7. Системы на уровне сложности человека.
  8. Социальные организации (системы на уровне сложности общества).

Универсальным объективным организующим принципом сложных систем является закон самообращенной причинности. Основная суть этого закона состоит в том, что развитие причинно-функциональных связей и отношений в системе определяет процессы, которые порождают качественно новый (самосогласованный) порядок в системе. В сложных динамических процессах действие усиливает свою причину, образуя цикл (причинный круг, контур) и переводя систему на новый уровень, в новое состояние.

Причинный контур может  играть роль стабилизирующего или дезинтегрирующего фактора в системе. Стабилизирующим он является тогда, когда в нем содержится нечетное количество отрицательно направленных изменений условной причины и условного действия (отрицательное нейтрализующее противодействие). В этом случае сложная система, состоящая из стабильных подсистем, является устойчивой, равновесной и статичной.

При наличии четного  количества отрицательно и положительно направленных условных причин и условных действий формируется бифуркационная неустойчивость, возникают условия для качественных изменений в сторону распада и процессов дезинтеграции системы.

В соответствии с данной концепцией, мир реальных процессов и явлений — это процессы причинного кругооборота. Закон дает объективное обоснование принципу обратной связи и показывает, что причинная связь имеет функциональный характер.

Системообразующими признаками объекта являются:

  • сложность;
  • целостность;
 

 

  • способность делиться  на компоненты  (части,  подсистемы);
  • единство и взаимодействие с элементами системы более высокого уровня (с внешней средой);
  • наличие  нескольких типов связей  (пространственных, функциональных);
  • определенная структура (организация);
  • иерархия уровней;
  • управление;
  • развитие.

Составными частями  любой системы являются: вход, выход, процессы и связи.

Всякая система имеет  свои границы, которые отделяют ее от внешней среды и контролируют обменные процессы с внешней средой. Граница системы — это ее специфичность, особенность по отношению к другим системам.

Внешняя среда — это то, что не входит в состав системы и с чем система взаимодействует при функционировании (финансовое обеспечение, рынок лекарственных средств, профессиональная культура и традиции, уровень научно-технического развития общества и т. д.). В зависимости от характера взаимодействия с внешней средой система может быть закрытой (такая система имеет жесткие фиксированные границы и независимые от внешней среды действия) и открытой (система интенсивно взаимодействует с внешней средой).

Вход в систему: любые материальные, энергетические, информационные и другие потоки, пересекающие границы системы и влияющие на состояние системы.

Процесс представляет собой смену отношений, форм деятельности в системе.

Процессы системы: процедуры, которым подвергаются входные данные для преобразования в конечный продукт системы.

Выход системы: конечный продукт ее деятельности.

Связи системы: взаимодействия между элементами системы (внутрисистемные связи), взаимодействия с внешней средой (внесистемные связи).

Системность — объективное свойство всех сложных объектов и явлений реальной действительности. Системный подход и системное мышление являются необходимыми предпосылками эффективности клинического управления.

Системный подход — особое методологическое направление в практике управления, в основе которого лежит понимание объекта как системы; применяется при решении задач, предполагающих изучение или создание системных объектов высокой сложности. Системный подход предполагает взаимо-обусловленность и  взаимодополнение таких  противополож-

 

 

 

12 

13

 

ных понятий, как интеграция (целостность, функция) и дифференциация (структурированность). Чем выше уровень дифференциации и интеграции, тем выше степень развития и самоорганизации системы.

1.2.   Понятия системы управления

В соответствии с концепцией управления во всякой системе есть объект управления (в системе клинического управления — это лечебно-диагностический процесс) и управляющий субъект. Объект и субъект управления находятся в системном единстве с внешней средой (финансированием, профессиональной культурой, традициями, уровнем научно-технического развития и т. д.).

Управление — это процесс целенаправленных воздействий на объект в рамках организованной системы. С точки зрения содержания, управление — это действия, направленные на достижение целей определенной системой. С точки зрения технологии, управление — это выявление отклонений (проблем) при достижении целей системы и принятие решений по их устранению.

В целом, по своей сути, управление — это процесс сбора, хранения, анализа и использования информации о достижении целей системы, а также об эффективности принимаемых решений и совершаемых действий.

Неотъемлемыми свойствами любой системы являются структура  и функции. Только в их единстве раскрывается сущность системы как целостности.

Понятие "структура" отражает внутреннюю организацию, порядок и построение системы. Структура состоит из совокупности элементов системы и связей между ними и является характеристикой устойчивости.

В структуре заложена специфическая упорядоченность  материи, накопленная информация, т. е. потенциал функционального порядка, качественной определенности, который обеспечивает оптимальное функционирование системы.

Структура управленческой деятельности включает в себя процессы, отношения, цели, функции, стимулы, мотивы, технологии, формы, методы, результаты, эффекты. Все это — компоненты структуры.

Функция ~ слово латинского происхождения, означает "круг деятельности", заданную деятельность элемента системы или системы в целом (когда последняя выступает в качестве компонента системы более высокого уровня).

Одной из общих функций  управления является менеджмент (руководство). Менеджмент, в свою очередь, включает такие функции, как планирование, прогнозирование, органи- 

зация, регулирование, координирование, стимулирование и контроль.

Закономерное выражение  функции — форма. Форма и структура  являются философскими категориями.

Форма — выражение содержания, совокупность связей между элементами деятельности. Внутреннюю организацию формы, ее устойчивость обеспечивает структура.

Метод — способ решения задачи. Слово "метод" происходит от греч. Metodos, что буквально означает путь к чему-либо (определенным образом упорядоченную деятельность).

Методы управления — способы воздействия субъекта управления на объект для достижения цели.

В науке выделяют:

  • общенаучные методы, которые применяются во многих науках (исторический, системный, дедуктивный и т. д.);
  • частнонаучные методы, которые применяются в одной или нескольких близких науках (статистические, математические, социологические и т. д.).

Практика клинического управления предполагает применение административных, экономических, математических, статистических, аналитических, синтетических, социологических и других методов.

Стимул — внешнее побуждающее воздействие.

Мотив — внутреннее побуждающее воздействие.

Результат — итог деятельности, ее завершение.

Эффект — побочный результат.

Функция регулирования  в управлении обеспечивает необходимое состояние упорядоченности и устойчивости системы.

Процесс маркетинга заключается  в поиске и изучении возможных вариантов решения проблемы.

Технология  — совокупность способов изменения состояния объекта. Для четкой реализации технологии управления должен быть сформирован нормативно-справочный фонд системы, который используется для выявления отклонений системы в процессе достижения цели. Реализация технологии управления заключается в устранении проблем, возникающих в системе.

Технологии управления могут быть простыми или гибкими, централизованными или распределенными.

Информация о работе Основы управленческой деятельностью