Экономическое содержание и состав ресурсов городского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 18:18, реферат

Описание работы

Городское хозяйство — это комплекс расположенных на территории города (или поселка городского типа) предприятий, организаций и хозяйств, обслуживающих материально-бытовые и культурные потребности проживающего в нем населения.
Оно включает в свой состав жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) города и предприятия бытового обслуживания населения строительную промышленность и предприятия по производству местных строительных материалов, систему учреждений и предприятий городской торговли, общественного питания, здравоохранения, просвещения и т.п.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическое содержание и состав ресурсов ГХ 4
2. Система финансирования ГХ 5
3. Финансовое планирование 6
4. Факторы, влияющие на развитие города 7
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

125(8) Экономика ГХ. Ресурсы города. 2013.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение            3

  1. Экономическое содержание и состав ресурсов ГХ      4
  2. Система финансирования ГХ         5
  3. Финансовое планирование         6
  4. Факторы, влияющие на развитие города       7

Заключение            14

Список литературы           15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Городское хозяйство — это комплекс расположенных на территории города (или поселка городского типа) предприятий, организаций и хозяйств, обслуживающих  материально-бытовые и культурные потребности проживающего в нем населения.

Оно включает в свой состав жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) города и предприятия  бытового обслуживания населения строительную промышленность и предприятия по производству местных строительных материалов,  систему учреждений и предприятий городской торговли, общественного питания, здравоохранения, просвещения и т.п.

Эти отрасли, несмотря на существенные различия, имеют общую задачу - обслуживать  потребности населения того города, на территории которого они расположены. Поэтому количество предприятий городского хозяйства и объем их зависят в основном от численности населения и характера его расселения.

Городское хозяйство представляет собой часть народного хозяйства, наиболее трудно адаптируемую к условиям рыночной экономики.

Эти трудности связаны с особенностями самого городского хозяйства: с его комплексным характером, социальной значимостью, системой финансирования и т.п., которые надо учитывать при решении проблемы его функционирования в условиях становления рынка.

Крупный город представляет собой сложную, динамичную, саморазвивающуюся систему, элементами и подсистемами которой являются градообразующие и градообслуживающие отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СОСТАВ РЕСУРСОВ ГХ

 

Развитие муниципального хозяйства, как любая деятельность, должно опираться на наличие вполне определенных ресурсов.

    Традиционно ресурсами  считается некая совокупность  возможностей той или иной территории.

1.Применительно к хозяйственным  отношениям под ресурсами, как правило, понимаются материальные и нематериальные показатели территории. которые могут быть использованы в хозяйственной всего в это понятие включаются природные ресурсы (земля, недра и др.). Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории.

Развитие территории в значительной степени определяется наличием материальных ресурсов, поскольку от них зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют структуру производственной деятельности и благосостояние населения.

2. Но несмотря на исключительную  важность для ведения хозяйственной деятельности наличия ресурсов, сама деятельность невозможна без основного ресурса - кадрового потенциала территории. Примером важности данного ресурса может служить послевоенное развитие Японии, которая сумела достичь огромных успехов в хозяйственном развитии, не о6ладая сколько-нибудь серьезными природными ресурсами. Опыт Японии свидетельствует также и о том, что в современном обществе не только профессиональная подготовка кадров, но и 3.обладание современными технологиями являются своеобразным ресурсом деятельности.

4. Не менее важным ресурсом, без  которого невозможна никакая  хозяйственная деятельность, является тот объем полномочий, которым наделен хозяйствующий субъект по закону. Другими словами, определенный правовой ресурс. Так же, как без наличия у работников определенных навыков и технологий деятельности, нельзя реализовать возможности материальных ресурсов, так и без правового ресурса невозможно осуществление хозяйственной деятельности.

Так, наличие богатых природных  ресурсов еще вовсе не означает богатства населения, проживающего на данной территории. Примеров тому достаточно много. Без наличия права на взимание земельного налога земля, как ресурс хозяйственной деятельности органа местного самоуправления, рассматриваться не может.

5.Значительную роль  играют и другие виды ресурсов: финансовые, организационные и т.п.

Приведенные выше примеры разнообразных  видов ресурсов свидетельствуют о том, что давать обобщенную классификацию ресурсов безотносительно к конкретному виду хозяйства бессмысленно, так как различные виды муниципальных образований будут обладать совершенно различным набором ресурсов. В значительной степени это определяется тем набором прав и полномочий, которые предоставлены муниципальному образованию законодательством .

Тем более это важно, поскольку  территория муниципального образования  является частью более крупных территориальных образований. Так, ресурсы, расположенные на территории городского или сельского муниципального образования, могут являться ресурсами различных уровней власти либо частных хозяйств, существующих на данной территории.

Принадлежность ресурсов также  определяется законом. С этой точки зрения основной границей, отделяющей ресурсы муниципального образования от иных видов ресурсов, расположенных на территории муниципального образования,

В связи с этим под ресурсами  муниципального образования мы понимаем некую совокупность материальных и нематериальных возможностей территории муниципального образования, распоряжение которыми отнесено к муниципальной компетенции законом.

    Однако данное определение  ставит сразу несколько принципиальных вопросов:

  1. Какие виды ресурсов должны быть закреплены в законе?

  2. Каков принцип отнесения  тех или иных ресурсов к  тому или иному уровню власти?

  3. Каков минимальный набор  ресурсов, необходимый для нормального функционирования муниципального хозяйства?

    Ответы на первые два  вопроса можно дать исходя из целей деятельности муниципального образования, поскольку ресурсы муниципального хозяйства должны:

1. во-первых, быть соразмерными  объему задач, решаемых органами  местного самоуправления данного  муниципального образования;

2. во-вторых, за органами местного самоуправления должны закрепляться ресурсы, обеспечивающие комплексное решение задач. Так, например, если за местным самоуправлением закреплена задача обеспечения населения коммунальными услугами, то весь производственный потенциал, работающий в этой сфере (инженерные сети, коммуникации, финансовые ресурсы, источники тепла и т.д.), должен быть отнесен к ведению органов местного самоуправления. Исходя из этого же принципа должен решаться и вопрос о наделении органов местного самоуправления муниципальной собственностью.

       Не менее важным  принципом, который также должен  учитываться при рассмотрении вопроса о закреплении ресурсов за определенными уровнями власти и управления, является принцип наибольшей эффективности использования ресурса. Очевидно, что максимальная эффективность в использовании земли будет достигнута на муниципальном уровне, поскольку легче всего наладить контроль за ее использованием и оперативное регулирование процессов распоряжения землей на местном уровне.

  3. Для ответа на третий  вопрос нам необходимо рассмотреть,  какие ресурсы формируют саму  основу местного самоуправления. Общепринято выделять следующие основы местного самоуправления.

  1. Правовая (законодательная) основа. Она включает полномочия, предметы ведения и гарантии прав местного самоуправления.

  2. Финансовая основа местного  самоуправления. В нее входит  весь комплекс финансовых ресурсов, который проявляется наиболее ярко в бюджетном процессе.

  3. Экономическая основа. Включает  ресурсы, связанные с участием муниципальных образований в хозяйственной деятельности; ключевым вопросом здесь является управление муниципальной собственностью.

  4. Управленческие основы, включающие  структурно-организационные, информационные и кадровые ресурсы.

 

2. СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ГХ

 

  Говоря о ресурсах муниципального  образования, мы уже отмечали исключительную важность такого инструмента осуществления задач, стоящих перед муниципальным образованием, как муниципальные финансы. Под этим понятием мы подразумеваем совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него  государством и местным населением.

   С этой точки зрения, муниципальные  финансы могут образовываться из трех основных источников:

  1. государственных средств,  передаваемых органам местного  самоуправления органами государственной  власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством; 
   2. собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги и т.п.);

  3.  заемных средств или  муниципального кредита.

  Соотношение этих трех основных источников городских финансов в структуре местных финансов определяет самостоятельность данного муниципального образования, поскольку преимущество в структуре финансов первой или третьей группы рождает зависимость от государства или кредитных учреждений, ограничивая тем самым целевое направление средств на нужды населения муниципального образования.

     Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко второй группе.

   Процесс управления муниципальными  финансами распадается на три большие стадии:

  • стадия финансового планирования;
  • бюджетный процесс;
  • оценка результатов.

В структуре органов местного самоуправления этой деятельностью занимаются следующие  органы:

  1. Финансовые органы, главная  задача которых  - финансовое планирование.

  2. Бюджетные органы, осуществляющие организацию и выполнение бюджетного процесса.

  3. Контрольные органы, основной  задачей которых является контроль  за расходованием средств.

  Смешение их функций недопустимо,  поскольку интересы этих органов  крайне различны. Так, если мы возложим функцию финансового планирования на бюджетные органы (что происходит достаточно часто), то тем самым подчиним процесс финансового планирования не интересам развития муниципального образования, а интересам исполнителя. Также нельзя совмещать функции контроля и функции исполнения.

 

3.ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

    Планирование является  важнейшим и обязательным этапом  любой деятельности, так как в ходе этого процесса происходит определение приоритетов развития.        

    Поскольку само планирование является процессом, то основной его составляющей будет временной фактор, иными словами, сроки планирования. (Т-1)

   Разделение планирования  на три основные формы позволяет  придать этому процессу комплексный и целенаправленный характер, обеспечивает согласованность действий всех его участков, поскольку в ходе процесса финансового планирования все органы местного самоуправления задействованы на решении единых задач.

Таблица1 – Виды планирования

Формы планирования

Планирование расходов

Планирование доходов

Долгосрочное 

Определение приоритетов развития и финансирования

Составление перспективного финансового плана развития доходной базы муниципального образования

Среднесрочное

Инвестиционные проекты  и программы

Определение видов и  объемов привлекаемого финансирования на основе перспективного плана развития доходной базы

Краткосрочное

Определение объема расходов на инвестирование и текущих расходов на финансовый год, исходя из приоритетов развития и инвестиционных проектов.

Составление прогноза поступлений по различным доходным источникам и их роспись и закрепление за конкретными статьями расходов


 

  Наиболее важным с точки  зрения реализации целей деятельности органов местного самоуправления является этап долгосрочного планирования, поскольку именно на этом этапе опредёляёт стратегия развития муниципального образования и происходит согласование основных интересов всех участников процесса финансового планирования.

Информация о работе Экономическое содержание и состав ресурсов городского хозяйства