Экономическое содержание и состав ресурсов городского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 18:18, реферат

Описание работы

Городское хозяйство — это комплекс расположенных на территории города (или поселка городского типа) предприятий, организаций и хозяйств, обслуживающих материально-бытовые и культурные потребности проживающего в нем населения.
Оно включает в свой состав жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) города и предприятия бытового обслуживания населения строительную промышленность и предприятия по производству местных строительных материалов, систему учреждений и предприятий городской торговли, общественного питания, здравоохранения, просвещения и т.п.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическое содержание и состав ресурсов ГХ 4
2. Система финансирования ГХ 5
3. Финансовое планирование 6
4. Факторы, влияющие на развитие города 7
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

125(8) Экономика ГХ. Ресурсы города. 2013.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Отрицательные факторы:

  • процесс изменения   мирового сообщества. Трансформация постиндустриального общества в общество информационное, в общество, основанное  на знаниях.   Отставание  России  от  стран-мировых  лидеров. Опасность остаться в числе стран-аутсайдеров, не влияющих на процесс принятия мировых решений. Процесс глобализации, интернационализации рынков. Рост конкуренции на мировых и национальном рынках, вызванный развитием иностранных производителей, а также улучшением состояния отечественных компаний. Рост конкуренции на региональных рынках;
  • введение в действие с 2006 года нового закона «Об общих принципах организации       местного       самоуправления»       сократит       полномочия администрации города, снизит величину бюджета города, сделает городскую администрацию более зависимой от региональной и федеральной власти;
  • государственная политика по снижению налогов, а также более низкие цены на   нефть   в   будущем   приведут   к   сокращению   налоговой   базы федерации, региона и города. Политика выравнивания регионов, а также статус области как региона-донора будут также служить дополнительным ограничителем для пополнения регионального и местного бюджетов;
  • цикличный характер рынка металлов (длина цикла - 3 года) приводит к цикличному наполнению бюджетов области и города;
  • социальные нормативы финансируются не в полном объеме. Средства на компенсацию затрат по льготам, установленным на федеральном уровне, выплачиваются не в полном объеме;
  • политика   выравнивания   муниципальных   образований на уровне области. Отставание муниципальных образований от Череповца в решении своих проблем;
  • опережающий рост тарифов на газ, электроэнергию, другие приобретаемые товары   и   услуги, рост заработной платы работников бюджетной сферы;
  • находящиеся рядом Москва и Санкт-Петербург имеют более высокий уровень жизни, уровень доходов, возможности для получения образования и трудоустройства. Вследствие политики экономического роста, а также общего улучшения макроэкономической ситуации в стране положение в других городах также будет улучшаться.

Б). Внутренние факторы, влияющие на развитие города

  Однако дело не ограничивается только сложностью «внешней» среды. Все более заметными становятся проблемы субъективного характера.

  Первая из них - недостаточно  активная позиция самих городов.  В соответствии с реалиями  рыночной экономики российские  города превращаются в самостоятельные экономические субъекты. В нормальных экономических условиях (отличных от чрезвычайных - стихийных бедствий, например) города, которые стремятся заниматься своим экономическим развитием, не должны делать ставку на реальную помощь государства - как организационную, так и материальную, в частности, в виде дотаций на развитие городского хозяйства и централизованных государственных инвестиций в экономику.

Вторая проблема связана с трудностями  организационного характера. В городах  складывается типичная противоречивая ситуация: сотрудники городских администраций знают ситуацию в собственных городах, обладают разнообразной, порой уникальной информацией, однако вопросами самостоятельного определения места города и стратегических направлений его развития они практически не занимаются. Причинами этого являются отсутствие опыта такой работы или просто отступление стратегических задач на второй план на фоне текущей работы. Одновременно, специалисты, знакомые с подходами к муниципальному экономическому планированию -представляющие либо местные, либо иногородние учреждения - либо плохо владеют ситуацией в городе, либо остаются со своими рекомендациями невостребованными.

Тем не менее, на состоявшейся с 29 сентября по 3 октября 2003 года общегородской конференции «Стратегия развития города Череповца до 2012 года» у нас был принят сценарий развития города. Отметим сильные и слабые стороны города.

Положительные Факторы:

  • компактное расположение, небольшой размер города;
  • развитая транспортная сеть, сформированная  в  городе, - водная, железнодорожная, автомобильная и воздушная. Расположение на грузовой железнодорожной магистрали на Санкт-Петербург. Расположение на водной транспортной артерии;
  • постоянное пополнение населения города за счет притока молодых людей, приезжающих из районов области на учебу или работу;
  • значительный  промышленный потенциал, опирающийся на предприятия - лидеры в своих отраслях. Стабильная и успешная работа предприятий города.  Высокоэффективный  менеджмент  на  предприятиях города. Наличие передовых   управленческих знаний и технологий на предприятиях.
  • наличие потенциала развития для машиностроения (потенциал роста - около 3 раз) и металлургии (потенциал роста — около 20%).
  • развитый малый бизнес. Благоприятные условия для его развития - низкие налоги, создаваемые условия имущественного обеспечения;
  • значительный объем сбережений населения;
  • система образования города готовит кадры для целого ряда отраслей. ВУЗы города готовят хороших специалистов в области информационных технологий. В городе расположена развитая сеть ВУЗов, ПТУ и филиалов ВУЗов. Развитая система дополнительного образования;
  • кадровый   потенциал   города   в   сфере   бизнеса,   муниципального управления способен решать самые серьезные задачи. Наличие большого количества   управленческих   и   технологических   наработок, являющихся лидирующими в стране;
  • уровень доходов жителей города в 1,5 раза выше среднего уровня по области  и  по  стране.  Низкий уровень безработицы приводит к низкой социальной напряженности;
  • большая  обеспеченность  объектами   социальной  сферы  в  городе.

Содержание   предприятиями   города   собственных   объектов   социальной 
сферы. Социальные программы предприятий - дополнительная материальная 
поддержка пенсионеров отдельными предприятиями, учреждениями и организациями города, собственные службы безопасности предприятий и другие;

  • отсутствие жесткого ограничения по бюджету дополнительные программы,     строительство и содержание объектов могут быть профинансированы в рамках консолидированного бюджета региона;
  • наличие правил застройки и регламентного зонирования. Наличие АИС земельно-имущественного кадастра;
  • положительный экономический имидж Череповца, спортивный имидж города (высшие спортивные достижения);
  • малая изношенность инженерных сетей;
  • обеспеченность города питьевой водой;
  • выбросы  и сбросы от стационарных источников сокращаются.

Предприятия города имеют долгосрочные планы мероприятий по снижению объемов  выбросов и сбросов. Проводится большое  число экологических мероприятий   -  разрабатывается проект санитарно-защитной зоны ОАО «Северсталь»; проводятся мониторинги: воздушный, расчетный, социально-гигиенический, производственный; формируется городской радиологический паспорт и другие. Существует экологический фонд.  Благоприятная роза ветров;

  • стабильная,  сбалансированная  система  управления городом, характеризующаяся преемственностью управленческих решений.

Отрицательные факторы:

  • сокращение  население города, вызванное превышением  числа умерших над числом родившихся и превышением величины механического прироста над естественным приростом;
  • старение населения города;
  • ухудшение здоровья горожан. Менее здоровое молодое поколение.

Увеличение числа лиц, имеющих  группу инвалидности;

  • культурный уровень горожан преимущественно невысок. Отсутствие культуры досуга;
  • отсутствует инфраструктура для вовлечения инвалидов в активную жизнь;
  • увеличение размеров социального сиротства. Достаточно высокий уровень беспризорности, агрессия у детей;
  • омоложение преступности. Рост тяжести преступлений;
  • экономика города моноструктурна 80% промышленного производства приходится   на черную металлургию. Это приводит к зависимости города от конъюнктуры в этой отрасли;
  • не существует единой городской системы профориентации.

    Рассогласование спроса  и предложения рабочей силы. Дефицит  рабочих высокой квалификации на промышленных предприятиях. Качество кадров, готовящихся   городскими   учреждениями   образования,   не   удовлетворяет потребности городских работодателей. Несоответствие системы обучения, подготовки и переподготовки кадров требованиям рынка труда.

Недостаточное развитие профильного  образования.

  • диверсификация  «Северсталь-групп» приводит к оттоку квалифицированных кадров в другие города;
  • отсутствие законодательной возможности у администрации города предоставлять налоговые льготы по значимым налогам;
  • отставание уровня заработной платы в бюджетной сфере по сравнению с коммерческим сектором города (разница в оплате - в 2 раза и более);
  • недофинансирование существующей сети учреждений по социальным нормативам. Недостаточная или устаревшая материально-техническая база в некоторых учреждениях. Недостаточное проведение капитальных и текущих ремонтов;
  • отсутствие  системы  формирования  социального  заказа  на услуги социальных учреждений (образование, культура, здравоохранение и другие).

Формирование сети на основе практического опыта, а не на системном исследовании.

  • устаревший генеральный план города. Недостаток градостроительной документации для освоения свободных земель;
  • недостаточная  инженерно-транспортная  инфраструктура.  Частично утраченная    геодезическая сеть (требует 70% корректуры) – угроза приостановки нового строительства;
  • значительный возраст жилого фонда. Старение жилого фонда периода массовой застройки. Большая потребность в капитальных ремонтах жилого фонда;
  • высокая стоимость жилья: нового и на вторичном рынке. Низкие объемы жилищного строительства. Неблагоприятные условия для получения кредитов на покупку жилья (высокие ставки и т.д.);
  • низкие темпы в создании товариществ собственников жилья и других форм объединений жильцов;
  • несовершенство пропускной способности дорожной сети. Высокая транспортная нагрузка на ряд улиц;
  • научно-исследовательская работа в ВУЗах города недостаточно ориентирована на практику;
  • слабая координация между учреждениями образования разного уровня (ДОУ, школы, ПТУ, ВУЗы);
  • преобладание в образовании трансляции знаний над воспитанием навыков  и  ценностей .Малая доля воспитательной работы в школах в основное и дополнительное время. Слабое межведомственное взаимодействие по вопросам воспитания, совместным проектам.

Консолидации действий по одним  и тем же направлениям не получается;

  • смещение деятельности учреждений культуры в сторону развлекательных  мероприятий.   Слабая  идеологическая  и  воспитательная функция;
  • большой объем выбросов от передвижных источников. Контроль над объемами   выбросов от передвижных  источников отсутствует. Оценка влияния на окружающую среду и жителей не проводится;
  • на предприятиях имеются хранилища с большими объемами высокотоксичных веществ;
  • негативный экологический имидж Череповца;

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Городское хозяйство представляет собой одну из важнейших отраслей, в которой переплелись все  социально-экономические вопросы  жизнеобеспечения городов и других населенных мест. Оно включает в  себя взаимозависимые, но в то же время  достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы, чья деятельность прямо или косвенно связана с удовлетворением потребностей населения в коммунальных услугах.

Несовершенство системы управления городского хозяйства, замедления его реформирования привели к тому, что предприятия отрасли не в состоянии эффективно работать в рыночных условиях и предоставлять потребителям услуги надлежащего уровня и качеств.

С каждым годом ухудшается качества жилищно-коммунальных услуг. Нарушаются сроки начала и окончания отопительного сезона, услуги по централизованному теплоснабжению предоставляются с отклонением от нормативных требований. В ряде городов вообще отсутствует централизованное снабжение горячей воды, в отдельных регионах горячая вода подается лишь в зимний период.

Законодательство в сфере городского хозяйства (особенно нормативно правовые акты местных государственных администраций  и органов местного самоуправления) не полностью отвечает директивам Европейского союза и Европейской хартии местного самоуправления, что не способствует созданию привлекательного инвестиционного климата.

Несовершенство системы социальной защиты населения в сфере жилищно-коммунального  хозяйства, некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг, низкий уровень осведомленности населения, несогласованность норм законодательство и отсутствие в нем определенных норм относительно регуляции взаимоотношений потребителей и производителей/исполнителей жилищно-коммунальных услуг предопределяет рост неудовлетворения среди населения.

Информация о работе Экономическое содержание и состав ресурсов городского хозяйства