Экономическое содержание и состав ресурсов городского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 18:18, реферат

Описание работы

Городское хозяйство — это комплекс расположенных на территории города (или поселка городского типа) предприятий, организаций и хозяйств, обслуживающих материально-бытовые и культурные потребности проживающего в нем населения.
Оно включает в свой состав жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) города и предприятия бытового обслуживания населения строительную промышленность и предприятия по производству местных строительных материалов, систему учреждений и предприятий городской торговли, общественного питания, здравоохранения, просвещения и т.п.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическое содержание и состав ресурсов ГХ 4
2. Система финансирования ГХ 5
3. Финансовое планирование 6
4. Факторы, влияющие на развитие города 7
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

125(8) Экономика ГХ. Ресурсы города. 2013.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Процесс финансового планирования начинается сразу после завершения прогностического этапа и этапа формирования целей и задач в рамках стратегического планирования. На этом этапе приоритеты развития территории должны приобрести не просто зримые очертания, а характер стоимостных показателей. Другими словами, финансовое планирование и есть прогностический этап в рамках данного бизнес-процесса.

  Полученные на этапе стратегического  финансового планирования приоритеты должны пройти следующие этапы:

  • стоимостной оценки;
  • сопоставления стоимости приоритетов и имеющихся ресурсов;
  • оценки возможностей привлечения внешних ресурсов для реализации приоритетов;
  • ранжирование приоритетов по укрупненным срокам и источникам покрытия затрат.

    Затем данный документ  должен приобрести черты финансового плана. В этих целях он утверждается соответствующим представительным органом.

   В данном процессе участвуют  отраслевые органы управления  и органы общей компетенции.  В данном случае под отраслевыми  подразумеваются органы управления, ответственные за исполнение бюджета. Но они не играют решающей роли, поскольку процесс установления приоритетов закреплен за представительным органом, а процесс подготовки финансового плана является плодом их совместного с органами общей компетенции труда.

  Отдельно требуется сказать  о том, что финансовый план  составляется на среднесрочную (2-3 года) или долгосрочную (3-5 лет) перспективу. Период планирования напрямую зависит от тех приоритетов, которые определены в ходе стратегического планирования.

  На этапе оценки результатов  ведущая роль вновь возвращается к органам общей компетенции, поскольку на этой стадии основной задачей является организация мониторинга и анализ результатов деятельности органа управления.

 

4.ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ, НА РАЗВИТИЕ  ГОРОДА

 

В российских городах складываются новые подходы к собственному экономическому развитию. Одним из пионеров этого процесса стал Санкт-Петербург, где в 1997 году принят Стратегический план, разработанный при методическом руководстве петербургского неправительственного исследовательского Леонтьевского центра.

Среди партнеров Фонда «Институт экономики города» интересные разработки в этой сфере демонстрируют Череповец, Хабаровск, Новгород, Псков и ряд других городов. Многие российские города более или менее успешно проводят реформирование собственной экономики. Однако положительный эффект от успехов в отдельных сферах экономического и социального развития не достигает тех значений, которые могли бы быть получены в результате системной работы. В перечисленных выше городах происходит объективный процесс перехода от «прорывов» в отдельных направлениях к формированию стратегии экономического развития города, оформляющейся в различные планы и другие программные документы.

Новые планы коренным образом отличается от тех, которые были в ходу в период плановой социалистической экономики. Традиционно, документом, определявшим параметры развития города, был план социально-экономического развития, либо генеральный план развития территории города. Первый обычно представлял собой набор отраслевых программ с контрольными показателями и перечнем ответственных за их выполнение. Второй характеризовал планировку и застройку территории поселения, разрабатывался проектной организацией, нередко по заказу министерств или ведомств, хозяйственные объекты которых находились на территории города, и часто носил ведомственный характер. Как первый, так и второй разрабатывались на основе директив, «спускаемых сверху». При этом возможность гибко реагировать на изменяющиеся условия выполнения была минимальной.

Еще одна проблема заключается сегодня  в потере координации планирования городского развития различными ведомствами. Нередко бывает так, что в городских администрациях архитектурно-планировочные управления, например, продолжают руководствоваться генеральными планами 15-20-летней давности, а экономические подразделения разрабатывают новые социально-экономические программы и наоборот.

Разрабатывая собственные проекты, направленные на содействие российским городам в современном планировании экономического развития, Фонд «Институт  экономики города» рекомендует, что городу необходимо, прежде всего, самому определить стратегию своего развития и разработать совокупность практических мер по реализации этой стратегии.

 На состоявшейся с 29 сентября  по 3 октября 2003 года общегородской  конференции «Стратегия развития города Череповца до 2012 года», где прошло обсуждение возможных стратегических направлений развития города и выбран генеральный сценарий развития. С учетом замечаний и предложений, полученных в ходе работы конференции, подготовлен окончательный вариант стратегии развития города.

   Заключительным этапом работы  над стратегией стало формирование  механизма ее реализации. Это  подразумевает интеграцию процесса  стратегического и текущего планирования, прежде всего интеграцию с бюджетным процессом. Здесь будет использована технология сбалансированных целевых показателей, которая получает (все большую популярность в бизнес - среде России.

   Благодаря системе сбалансированных  показателей, анализ, оценка и  корректировка стратегии станут регулярным, цикличным процессом и позволят стратегии стать стержневым звеном системы управления городом.

Итак, представители населения  нашего города выбрали сценарий развития - «Город лидеров»

В основу этого сценария легли следующие  предпосылки.

  1. Бизнес в настоящее время  является «локомотивом» развития города, платит налоги, создает рабочие места, распространяет самые современные управленческие технологии по всему городу.

  2. Ключевой вызов, который  стоит перед бизнесом, а значит  и городом -ужесточение конкуренции,  так как основная тенденция развития мирового сообщества - это глобализация, которая подразумевает объединение рынков, интернационализацию конкуренции, увеличение подвижности рабочей силы. Предприятия многих отраслей будут вести борьбу не только с аналогичными предприятиями своей страны, но и всего мира.

  3. Оживление экономики вызовет  увеличение спроса на продукцию  металлургии, машиностроения, химии и других отраслей, а также еще больше обострит конкуренцию между предприятиями.

  Кроме этого, следует отметить, что на уровне региона будут происходить похожие процессы. Взаимное проникновение бизнесов Вологды, Череповца и прилегающих районов на фоне общего улучшения экономической ситуации также будет способствовать росту конкуренции между предприятиями области. Уже сейчас мы можем наблюдать эти явления - продовольственные товары, произведенные в других городах, есть на прилавках наших магазинов.

  Другим существенным фактором, влияющим на конкурентоспособность,  являются высокие издержки предприятий,  вызванные высоким уровнем доходов граждан, а также расположением города в холодной климатической зоне, так как они объективно снижают привлекательность города с точки зрения размещения производства. А расположение города на Северо - Западе подразумевает более значительные затраты для бизнеса на ЖКУ.

   Исходя из важности бизнеса  для города, очевидно, что успешная  реакция бизнеса на рост конкуренции определит динамику развития города в будущем.

   Наибольшие шансы на успех  в конкурентной борьбе будут  иметь самые сильные предприятия, предприятия-лидеры, сохраняющие и укрепляющие лидирующие позиции.

   Многие компании, расположенные  в городе, уже являются ведущими  в своих отраслях. «Северсталь» - в черной металлургии, «ЧСПЗ» - в метизной, «Аммофос» - в производстве  минеральных удобрений, «Северстальмаш» - в машиностроении, «ФЭСКО» - в производстве спичек, «Северсталь-Эмаль» -в производстве эмалированной посуды, «Северсталь-мебель» - в производстве мебели на металлической основе. Есть у нас и региональные лидеры - ФМК, Нординкрафт, мясокомбинат, «Русский бисквит», Облпромавтоматика, монтажные организации и так далее. Эти и другие предприятия должны сохранять свои лидирующие и ведущие позиции.

А) Внешние факторы, влияющие на развитие города

  В целом, применительно к  современной России можно говорить о качественных сдвигах в сфере местного экономического развития. Экономической основой местного самоуправления в России стало право самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью и местными финансами. Муниципальные органы власти получили возможность и обязанность заниматься развитием собственной экономики в интересах проживающих на их территории людей.

  Вместе с тем, для  многих городов оказывается трудным  воспользоваться открывающимися возможностями. Тому есть много причин - как внешнего характера, так и внутреннего, связанного с необходимостью перестройки организационной среды, а нередко и психологии людей, занимающихся вопросами городского развития.

    Внешние условия экономического  развития российских городов  и других муниципальных образований меняются, но остаются очень непростыми. Слишком быстрая смена общественно-политической формации обострила отрицательные факторы развития предшествующего периода, поставила новые проблемы. Наиболее существенные из них перечислены ниже.

Остается неразработанным правовое пространство экономического развития российских городов. В обеспечение реализации базового федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 1995 года Правительством РФ был определен перечень законов, нацеленных на разработку ключевых проблем развития муниципальных образований. Среди этих проблем: укрепление финансово-экономической самостоятельности, развитие механизмов местных бюджетов и межбюджетных отношений, реформа отношений в сфере муниципальной собственности, прежде всего собственности на землю, формирование конкретных механизмов экономического развития, хозяйственного и инвестиционного климата, в частности.

    Едва ли не единственным  шагом, который был реально  сделан в этом направлении, было принятие в 1997 г. Закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Он зафиксировал определенные "правила игры", однако сохранил ряд принципов старой бюджетной системы, а именно концепцию минимального бюджета муниципального образования, основанного на системе минимальных социальных стандартов и регулирующих доходов.

Условия развития городов осложняются  тем, как сегодня строятся отношения  муниципалитетов с федеральными органами и органами субъекта Федерации. К числу наиболее существенных причин разногласий можно отнести формирование достаточной и стабильной финансово-экономической основы развития, а также сохраняющуюся на федеральном и региональном уровнях правовую неопределенность в ряде важнейших сфер городского развития. Далеко не всегда города могут выработать программы развития, взаимоувязанные с субъектом Федерации в сфере пересечения общих интересов, например по использованию сырьевой базы для перерабатывающей промышленности, производству продукции локального потребления, совместному развитию и использованию объектов транспортной и иной инфраструктуры, использованию межселенной территории, внедрению экологических программ и т.п.

Наконец, необходимо упомянуть об изменившихся международных условиях. Доступность прямых контактов с зарубежными странами дала российским городам широкие возможности, связанные с выходом на перспективные рынки, привлечением инвестиций, проведением собственной внешнеэкономической политики. Однако для многих российских муниципальных образований внешнеэкономический «дебют» оказался сложным. Они попали в сложившееся экономическое пространство, где происходит постоянная борьба за инвестиции, составляющие основу экономического развития городов, обеспечивающие их налоговую базу и занятость их жителей. В этом соревновании есть свои законы и правила, нацеленные на создание режима максимального благоприятствования для инвестора. По существу, только соображения безопасности и максимальной прибыльности на вложенные средства влияют на решение инвестора о месте вложения своего капитала. Российским городам, особенно на фоне сложной внутренней политической и экономической ситуации, приходится прилагать максимум усилий для привлечения инвестиций - как иностранных, так и национальных.

Кроме того, очень быстро меняется и сама международная экономическая среда. Происходит ее интернационализация: стремительно формируются общемировые рынки, происходят процессы политической и экономической интеграции, развиваются и распространяются новые технологии, в том числе телекоммуникационные и транспортные. Автаркичное развитие поселений стало практически невозможным, конкуренция за инвестиции между городами и регионами, включая российские, стремительно возрастает. По существу, исчезли препятствия для свободного перетока капиталов по всему миру - как политические, так и технические, - и с этой точки зрения инвестору сегодня безразлично, откуда "черпать" прибыль на вложенный капитал - из России или, например, из Бразилии.

На примере нашего стратегического  плана рассмотрим положительные и отрицательные внешние факторы для развития города.

Положительные факторы:

  • вступление России в ВТО, а также экономический рост в стране создадут благоприятные условия для металлургии, химии и машиностроения. Маловероятная  замена  металлу в ближайшее время сохранит спрос на продукцию металлургии;.
  • дальнейшее улучшение макроэкономической ситуации в стране, развитие государственной инвестиционной политики могут создать условия для привлечения иностранных, государственных и частных инвестиций в город. Федеральное правительство поддерживает большое количество реформ (например, ЖКХ, региональные финансы и т.д.), где средства распределяются в самые конкурентоспособные регионы по конкурсному принципу;
  • развитие негосударственного пенсионного обеспечения, увеличение размера   пенсии,   заработной   платы   бюджетников   и   другие   реформы, проводимые на федеральном уровне, позволяют решать проблемы города;
  • близость к Москве и Санкт-Петербургу - рынкам сбыта, транспортным узлам и т.д.
  • соседство с Череповцом аналогичного по численности города Вологды, обладающего значительным финансовым, производственным, кадровым, образовательным   и другими потенциалами. Предполагаемая политика Правительства области по формированию «городской агломерации» Череповец-Вологда. Наличие выпускников ВУЗов и квалифицированных работников в соседних городах (Вологда, Ярославль и другие).
  • непосредственно к городу прилегают земли Череповецкого района, не вовлеченные в хозяйственный оборот.
  • значительный опыт решения проблем, с которыми сталкивается город сегодня, накоплен государствами-мировыми лидерами. В стране имеется большое число технологий, ноу-хау, которые можно применять в городе.

Информация о работе Экономическое содержание и состав ресурсов городского хозяйства