Применение бюджетного устройства в унитарных государствах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota._Printsipyi_byudjetnogo_ustroystva_federativnyih_i_unitarnyih_gosudarstv.doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

В процессе подготовке бюджета  Конгресс непосредственно не определяет величину федеральных бюджетных  расходов для конкретного финансового  года. Каждый год он утверждает бюджетные полномочия, дающие право на выделение средств (ассигнований) на конкретные программы. Фактическая величина утверждаемых расходов, предполагаемых в данном году, складывается из не расходованных сумм, ранее утвержденных и новых, котированных в этом году бюджетных полномочий. Полномочии по находившимся на бюджете программам, в соответствии с характером этих программ, могут быть текущими и постоянными. Соответственно выделяемые по ним (программам) ассигнования бывают одногодними, многолетними и бессрочными. Это и ведет к такой форме определения суммарных расходов бюджета, а также к накоплению крупных переходящих остатков денежных средств на счетах правительства.

 

 

21

 

ГЛАВА 3 Сравнительный анализ по некоторым показателям бюджетов РФ и Франции

 

3.1 Сравнительный анализ доходов бюджетов

 

 

 

Показатель ВВП отражает производство совокупной  массы  товаров и услуг внутри страны и уровня жизни. Как видно из диаграммы 1 в 2004 году, ВВП Франции было больше ВВП РФ в 17,86 раз, в 8,86 раз больше, чем в РФ. Но если

22

рассматривать ВВП на душу населения (диаграмма 2), то он во Франции и в РФ отличаются незначительно: ВВП Франции больше в 1,01 раз, а ВВП РФ меньше в 9,87 раз, чем в Франции и в 9,78 раз.

 

Процент аккумулируемых в государственном бюджете финансов от валового внутреннего продукта показывает степень вмешательства государства  в перераспределение доходов. Так в 2004 году в Франции он составлял 19,86%, в РФ – 12,94%.

Доходная часть бюджета в разных странах формируется неодинаково. У любого государства она имеет свои особенности, которые определяются экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством и рядом других факторов. На диаграммах представлены

23

процентные доли источников пополнения от всей доходной части, а в таблицах - количественные данные. Так во Франции это подоходный налог – 47%, акцизы – 20%, налог с корпораций – 14% и социальные взносы – 12%. В РФ доходную часть в основном формирует НДС – 39%, акцизы – 21%, налог на прибыль предприятий – 13%. Подоходный налог и ряд других налогов зачисляются в бюджеты  субъектов РФ.

 

 

Таблица I. Доходная часть бюджета РФ за 2004 год

 

 

млн. рублей

млн. дол. США

Доходная часть бюджета

367 548,0

60 502

из  них:

   

Налог на прибыль предприятий

48 140,6

7 924

НДС

141 270,2

23 254

Таможенные пошлины и иные таможенные сборы и платежи

27 091,5

4 460

Акцизы

78 400,4

12 905

Неналоговые доходы

32 079,0

5 280

Доходы целевых бюджетных фондов

28 493,3

4 690

Другие налоги

12 073,0

1 987


 

 

 

24

Таблица 2. Доходная часть бюджета Франции  за 2004 год

 

Млрд. дол.

Млн. дол. США

Доходная часть бюджета

156,5

166 281

из них:

   

Личный подоходный налог

73,7

78 306

Налоги с корпораций

22,0

23 375

Социальные взносы

19,2

20 400

Акцизы

31,4

33 363

Другие налоги

10,2

10 838


 

 

3.2 Сравнительный анализ расходов бюджетов

 

Расходная часть бюджета  показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства. На диаграммах представлены процентные доли статей расходов от всей расходной части, а в таблицах –

25

количественные данные.

 

Таблица 3. Расходная часть бюджета РФ за 2004 год

 

Млн. руб.

Млн. дол. США

Расходная часть бюджета

499 945,2

82 296

из них:

   

Национальная оборона

81 765,0

13 459

Финансовая помощь бюджетам других уровней

51 703,8

8 511

Международная деятельность

14 497,0

2 386

Проценты по гос. долгу

124 135,4

20 434

Сельское хозяйство

12 017,8

1 978

Промышленность и энергетика

27 438,3

4 517

Охрана окружающей среды

2 929,8

482

Государственное управление и местное  самоуправление

12 055,7

1 984

Правоохранительная деятельность

41 616,6

6 850

Наука и космос

14 828,2

2 441

Образование

17 253,2

2 840

Здравоохранение

9 424,7

1 551

Выплаты пенсионерам

15 404,9

2 536

Социальная политика

19 661,1

3 236

Транспорт

1 521,4

250

Судебная власть

4 453,9

733

Целевые бюджетные фонды

32 079,0

5 280

Другие расходы

17 153,3

2 824


26

 

Таблица 4. Расходная часть бюджета Франции за 2004 год

 

Млрд. дол. Канады

Млн. долларов США

Расходная часть бюджета

153,5

163 094

из них:

   

Правоохранительная деятельность

8,3

8 819

Выплаты пенсионерам

22,8

24 225

Социальная политика

12,1

12 856

Финансовая помощь бюджетам других уровней

25,4

26 988

Международная деятельность

2,1

2 231

Проценты по гос. долгу

41,4

43 988

Сельское хозяйство

1,6

1 700

Промышленность и энергетика

2,4

2 550

Образование

2,5

2 656

Здравоохранение

1,2

1 275

Другие расходы

33,7

35 806

Резерв

3

3188


 

 

27

Количественный расход  на образование и на здравоохранение на душу населения. Во Франции  на здравоохранение выделяется в 11,7 раз и в 5,9 раз средств больше, на образование в 1,3 раза и в 42,2 раз больше, чем РФ .

Расходы на сельское хозяйство зависят в основном от его экономического состояния и климатических условий. Государственный долг наиболее актуальная проблема в России, во Франции она стоит не так остро, хотя долг Франции равен 615’931,3 млн. долларов США, а в РФ – 240’503,7 млн. долларов США. В расходной части бюджета определяется специальная статья для этой цели. Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами – в РФ составлял в 1998 году 4,66% от ВВП, во Франции – 0,12%.

 

Таблица 5 – Сравнение доходных частей бюджетов (млн. дол. США)

 

                           Государство

Наименование доходов

РФ

Франция

Налог на прибыль предприятий

7 924

-

НДС

23 254

-

Налоги с корпораций

-

23 375

Итого:

31178

23 375

Акцизы

12 905

33 363

Социальные взносы

-

20 400

Личный подоходный налог

-

78 306

Другие налоги

16 492

10 837


 

 

 

28

Таблица 6 – Сравнение расходных частей бюджетов (млн. дол. США)

 

                                                      Государство

Наименование расходов

РФ

Франция

Национальная оборона и правоохранительная деятельность

20 309

8 819

Финансовая помощь бюджетам других уровней

8 511

26 988

Международная деятельность

2 386

2 231

Проценты по гос. долгу

20 434

43 988

Сельское хозяйство

1 978

1 700

Промышленность и энергетика

4 517

2 550

Образование

2 840

2 656

Здравоохранение

1 551

1 275

Выплаты пенсионерам

2 536

24 225

Социальная политика

3 236

12 856

Другие расходы

13 998

35 806


 

Таблица 7 – Сравнение доходных, расходных частей и дефицитов бюджетов к ВВП в РФ, Франции.

 

                                                        Государство

Части бюджета

РФ

Франция

Доходная часть

12,9%

17,6%

Доходная часть

17,6%

17,3%

Дефицит бюджета

-4,7%

0


 

Таблица 8 – Сравнение бюджетов по структуре

 

                                               Государство

Уровни бюджетной системы

РФ

Франция

Государственный бюджет

+

+

Бюджеты регионов

+

+

Местные бюджеты

+

+


 

 

29

Проведенный сравнительный  анализ показал, что население в нашей стране в 2004 г. жило во много раз хуже, во Франции. ВВП на душу населения почти в 10 раз меньше. В предстоящие годы эта разница может уменьшиться, но не в той степени уровня жизни, что принято в цивилизованном мире, но гораздо лучше, чем в обществе развитого социализма, чем в первые годы перестройки. В настоящее время экономика не работает в полную силу: постоянные неплатежи, коррупция, плохая организация труда, несовершенная налоговая и вообще правовая система, но главными причинами, по мнению автора, являются не осознание гражданами России законов рыночной экономики, ”дикая” приватизация крупнейших российских предприятий.

Но как показывают последние годы, определился рост производства в некоторых отраслях, оживляется инвестиционный климат, вовремя  выплачиваются пенсии и заработные платы. Российская Федерация в XXI век входит с большими предпосылками для достижения уровня развития наиболее передовых стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет. Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Информация о работе Применение бюджетного устройства в унитарных государствах