Бюджетное устройство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 05:18, реферат

Описание работы

Более десяти лет бюджетная система нашей страны находится в стадии перманентного реформирования и столько же времени – в кризисном положении. Решение задач первостепенной важности по наведению порядка в денежно-кредитной политике и налаживанию контроля за исполнением бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетных правоотношений потребует реальных действий, направленных на постепенное вытеснение сложившейся практики использования бюджетных средств не по назначению, неисполнения бюджетных предписаний всеми уровнями органов власти, приводящей к недофинансированию и задержкам финансирования ряда важных направлений, и т.п.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..1
Глава I Понятие бюджета……………………………………2
1.1 Сущность и функции бюджета…………………………..2
1.2 Доходы и расходы бюджета………………………………12
1.3 Межбюджетное взаимоотношение……………………....15
Глава II Бюджетная система РФ……………………………...22
2.1 Бюджетное устройство……………………………………..23
2.2 Государственный бюджет………………………………….24
2. 3 Местный бюджет……………………………………………26
Заключение………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Бюджетное устройсто РФ.docx

— 58.90 Кб (Скачать файл)

Содержание : 

Введение………………………………………………………..1

Глава I   Понятие бюджета……………………………………2

1.1 Сущность и  функции бюджета…………………………..2

1.2 Доходы и расходы бюджета………………………………12

1.3 Межбюджетное взаимоотношение……………………....15

Глава II Бюджетная система РФ……………………………...22

2.1 Бюджетное устройство……………………………………..23

2.2 Государственный  бюджет………………………………….24

2. 3 Местный бюджет……………………………………………26

     Заключение………………………………………………………29 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Более десяти лет бюджетная  система нашей страны находится  в стадии перманентного реформирования и столько же времени – в  кризисном положении. Решение задач первостепенной важности по наведению порядка в денежно-кредитной политике и налаживанию контроля за исполнением бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетных правоотношений потребует реальных действий, направленных на постепенное вытеснение сложившейся практики использования бюджетных средств не по назначению, неисполнения бюджетных предписаний всеми уровнями органов власти, приводящей к недофинансированию и задержкам финансирования ряда важных направлений, и т.п. Практика функционирования бюджетной системы свидетельствует о многочисленных случаях злоупотребления в сфере бюджетной деятельности. Отсутствует правовая, а также имущественная защита субъекта, получающего бюджетные средства, при нанесении ему ущерба из-за неполного финансирования либо его задержки

Бюджет – основной финансовый рычаг, с помощью которого государство  может эффективно воздействовать на все социально-экономические процессы в обществе. Перед государством в  настоящее время стоит задача оздоровления финансовой системы и  повышения эффективности ее функционирования. Решение данной задачи невозможно без  наведения порядка в бюджетной  системе.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Понятие бюджета.

Согласно бюджетному кодексу РФ, бюджет представляет собой форму  образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов законодательными (представительными) органами.

В юридической и экономической литературе видовые характеристики бюджета разнообразны.

Бюджет - это: «система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд»,«основной централизованный фонд денежных средств», «совокупность денежных (экономических) отношений», «основной финансовый план», «важнейший финансовый регулятор», «расчетная и ограничительная смета, роспись доходов и расходов», «способ финансового обеспечения функций государства».

Бюджет в Российской Федерации есть ведущее звено всей финансовой системы и основная финансовая категория, предопределяющая жизнеспособность государства и его структур. В бюджетах концентрируются основные доходы и расходы государства и других его общественно - территориальных образований.

1.1 Сущность и  функции бюджета

Сущность бюджета, как  и любой другой экономической  категории, проявляется в его  функциях.

Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи  две функции ¾ распределительная (перераспределительная) и контрольная.

С помощью распределительной  функции бюджета происходит распределение  средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое  распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Межотраслевое и территориальное  распределение национального дохода осуществляется в соответствии с  потребностями экономического и  социального развития регионов и  отраслей3.

Непроизводственная сфера  не участвует в создании национального  дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и  др.).

Через расходы и налоги государственный бюджет выступает  важным институтом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и  инвестиций, повышения эффективности  производства. Через бюджет оказывается  государственная поддержка отдельным  отраслям хозяйства ¾ авиастроению, космическим программам, атомной  промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым  другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных  и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.

При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и  финансирования отраслей народного  хозяйства. В условиях становления  рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации  ресурсов и их использования усиливается.

Контрольная функция бюджета  позволяет через формирование и  использование фонда денежных средств  государства «сигнализировать»  о том, как поступают в доход  бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов  хозяйствования. Основу контрольной  функции составляет движение бюджетных  ресурсов, отражаемое в соответствующих  показателях бюджетных поступлений  и расходных назначений. Бюджетный  контроль преследует три основные цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Контрольная функция бюджет выражается и в том, что, будучи связанным  с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там  тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций.

Функции государственного бюджета  проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования  бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной  политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических и социальных задач.

Таким образом, основными  функциями государственного бюджета, как основного финансового плана  государства, являются: 1) перераспределение  национального дохода и ВВП, которое  влияет на государственное регулирование  и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием фонда денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяются около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и  территориального перераспределения  финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного  производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию  денежных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между  централизованными и нецентрализованными  фондами денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности  сферы материального производства4.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между  централизованными и нецентрализованными  фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых  в предприятиях, и степень участия  предприятий формировании доходов  бюджетной системы.

В отношения с государственным  бюджетом вступают почти все участники  общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает  возможности перераспределения  через бюджет и части стоимости  необходимого продукта.

Функции государственного бюджета

Целенаправленное социально-экономическое  развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств ¾ государственного бюджета. Государственный бюджет ¾  ведущее звено финансовой системы  страны1.

Общее понятие государственного бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. «Бюджет  ¾ форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления». Однако в Бюджетном кодексе дано слишком общее понятие, характеризующее лишь одну его сторону ¾ как «Форму образования и расходования денежных средств…»

В материальном понимании  государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах  государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который  находится в распоряжении соответствующих  органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем  денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией  денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

Как экономическая категория  бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих  в процессе образования, планового  распределения и использования  государственного централизованного  фонда денежных средств. Бюджетные  отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и  физическими лицами) при образовании  централизованного фонда при  помощи налогов, сборов, пошлин, а также  при использовании централизованного  бюджетного фонда; через экономические  отношения ежегодно мобилизуют в  государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций  и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций  государства, социально-культурных мероприятий.

Понятие государственного бюджета  имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как  финансовый план государства.

В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее  определение.

Государственный бюджет ¾  это основной финансовый план образования, распределения и использования  централизованного денежного фонда  государства, утверждаемый соответствующим  законодательным (представительным) органом  государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и  использования централизованного  фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права  и обязанности участников бюджетных  отношений.

Сердцевиной финансового  планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый  одновременно с планом социального  развития системы как составная  его часть. Финансовый план призван  отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций  общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету  новый статус ¾ главного стержневого  баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда  государства во взаимосвязи с  движением финансовых средств и  денежных ресурсов.

Главное назначение государственного бюджета ¾ с помощью финансовых средств создать условия для  эффективного развития экономики, решения  общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

Государственный бюджет служит основным инструментом государства  в централизации и перераспределении  валового общественного дохода. Государственный  бюджет страны ¾ основная форма планирования образования и использования  централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.

Формирование и использование  государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных  черт.

Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется  следующими чертами:

  1. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер.

Балансовый метод разработки планов является одним из важных методов  установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета  позволяет наметить необходимые  соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет  делать вывод о необходимости  изменения тех или иных пропорций  в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или  иных расходов.

Информация о работе Бюджетное устройство РФ