Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 11:55, дипломная работа

Описание работы

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач, посредством которых они реализуются:
выявить правовую природу и сущность аудиторской деятельности, с одной стороны, как независимого финансового контроля, а, с другой стороны, предпринимательской деятельности;
исследовать тенденции и закономерности эволюции и развития данного института и законодательства об аудите в Республике Беларусь;
исследовать механизм осуществления аудиторской деятельности;
осуществить сравнительно-правовой анализ международных стандартов аудита и республиканских правил аудиторской деятельности, выявить общие черты и природу отличий данных стандартов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА КАК ИНСТИТУТА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 7
1.1. Сущность и история развития аудита 7
1.2. Место аудита в системе финансового контроля. 13
1.3. Виды аудита 16
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 28
2.1. Организация аудита в Республике Беларусь 28
2.2. Аудиторская деятельность в условиях внутрихозяйственного контроля 35
2.3. Правовой статус аудиторской фирмы 39
2.4. Особенности налогового аудита 47
2.5. Особенности банковского аудита 54
ГЛАВА 3. СТАНДАРТЫ АУДИТА 59
3.1. Международные стандарты аудита 59
3.2. Республиканские правила аудиторской деятельности и их соотношение с международными стандартами аудита 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

Файлы: 1 файл

Готовая Дипл ФП Правовое регулирование аудиторской деятельности в РБ NEW.doc

— 378.00 Кб (Скачать файл)

При проведении проверок деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций представители Национального  банка, а также при проведении аудита аудиторская организация  или аудитор – индивидуальный предприниматель, привлекаемые Национальным банком, вправе: проверять счета и другую документацию о финансово-хозяйственной деятельности, активы и обязательства, фактическое наличие денежных средств (банкнот, монет), ценных бумаг, иного имущества банка или небанковской кредитно-финансовой организации; требовать от должностных лиц банка или небанковской кредитно-финансовой организации дачи разъяснений в устной и (или) письменной форме по вопросам, возникающим в ходе проверки и относящимся к ее предмету; осуществлять иные права, не противоречащие законодательству Республики Беларусь и вытекающие из существа обязательств по договору оказания аудиторских услуг.

Аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель обязаны уведомить Национальный банк в письменной форме об установленных в ходе проведения аудита: случаях увольнения, перевода на другую должность руководителя структурного подразделения банка, осуществляющего функции внутреннего аудита, ревизии, контроля; фактах, свидетельствующих об осуществлении банком деятельности без специального разрешения (лицензии), на осуществление которой в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь требуется специальное разрешение (лицензия); фактах, свидетельствующих о нарушении банком, головной организацией банковской группы, головной организацией банковского холдинга требований нормативных правовых актов Национального банка, регламентирующих порядок расчета нормативов безопасного функционирования, следствием которых явилось несоблюдение таких нормативов; фактах, свидетельствующих об увеличении (возможном увеличении) уровня банковских рисков, а также факторах, влияющих (способных повлиять) на увеличение уровня банковских рисков; нарушениях либо других действиях банка, которые привели к созданию положения, которое может повлечь за собой неплатежеспособность банка либо создает угрозу интересам его вкладчиков и иных кредиторов.

По  результатам проведенного аудита достоверности  бухгалтерской отчетности банка  и годовой консолидированной  отчетности о деятельности банковской группы аудиторская организация составляет аудиторское заключение, и письменный отчет в соответствии с требованиями правил составления аудиторского заключения и письменной информации, установленными Министерством финансов [14, с. 79].

В заключении должны быть четко указаны основные принципы финансовой отчетности и выражено мнение независимого аудитора о достоверности и справедливости финансовой информации, представленной в финансовой отчетности, во всех существенных аспектах.

В случае выявления по результатам проверки банка фактов составления аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем заведомо ложного аудиторского заключения главное управление центрального аппарата Национального банка, осуществляющее банковский надзор, обязано подготовить письменную информацию или мотивированное заключение для их рассмотрения специальной квалификационной комиссией Национального банка при решении вопросов об аннулировании свидетельства и приостановлении действия или аннулировании лицензии.

В случае установления факта нарушения аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем требований актов законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности в банках, банковских группах, банковских холдингах Национальный банк вправе вынести аудиторской организации, аудитору – индивидуальному предпринимателю предписание об устранении нарушения.

Предписание об устранении нарушения оформляется  в виде письма произвольной формы  и должно содержать слово «предписание»  или «предписывает», а также указание на срок выполнения предписания, который не может превышать шести месяцев.

Аудиторская организация, аудитор – индивидуальный предприниматель обязаны уведомить Национальный банк в письменной форме об устранении ими нарушений, повлекших вынесение предписания, с приложением письменного подтверждения их устранения [48, с. 131].

Невыполнение  предписания Национального банка  об устранении нарушения, в том числе  в указанный в нем срок, является основанием для приостановления  действия выданной аудиторской организации, аудитору – индивидуальному предпринимателю лицензии.

 

ГЛАВА 3. СТАНДАРТЫ АУДИТА

3.1. Международные стандарты аудита

 

В 1948 г. члены Американского института  присяжных бухгалтеров одобрили и приняли десять положений под  названием «общепринятые стандарты аудиторской деятельности», с тех пор данные положения существенно не менялись и лежат в основе стандартов, разработанных Комитетом по международной аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров (МФБ), осуществляющей разработку рекомендаций по их применению [49, с. 31].

В настоящее  время членами МФБ являются около 159 профессиональных организаций из 124 стран, представляющих более 2,5 млн. бухгалтеров и аудиторов [26].

Международные аудиторские стандарты предусматривают  описание основных критериев, принципов и процедур, которые должны соблюдаться всеми аудиторами при осуществлении аудиторских проверок вне зависимости от условий и целей аудита. Международные аудиторские стандарты носят рекомендательный характер, они определяют профессиональные нормы и правила. Аудитор имеет возможность отступления от данных норм в случаях, когда это необходимо для более эффективного достижения целей аудита.

Стандарты аудита позволяют строить аудиторскую  деятельность по требованиям международной  аудиторской практики и требуют от аудиторов высокого профессионализма, способствуют повышению эффективности аудиторской работы [35, с. 64].

Аудиторские стандарты подразделяются на три  группы: общие стандарты аудита; стандарты практической работы; стандарты  составления отчета.

Общие стандарты аудита предусматривают следующие основные положения.

1. Проверка должна проводиться лицом или лицами, имеющими надлежащую подготовку, квалификацию и лицензию на ведение аудиторской деятельности. Так, в соответствии с международными стандартами аудитору следует воздержаться от работы, если он сомневается в достаточном уровне своей компетенции. Аудитор должен использовать новейшие достижения в теории и практической деятельности предприятия. Независимо от характера проведенной проверки, она должна осуществляться специалистами, чья подготовка и опыт соответствуют сфере, масштабу и сложности поставленных задач.

Аудитор должен иметь высокую профессиональную подготовку и опыт практической работы», поэтому для назначения на должность аудитора установлен максимальный образовательный ценз. Аудитор должен постоянно повышать свое профессиональное мастерство.

Высокопрофессиональный  аудитор знает теорию и практику аудита, имеет определенный уровень  подготовки, опыт и квалификацию, необходимые  независимому аудитору, он может распознать нарушения установленных норм и должен быть информирован о последних исследованиях, касающихся выявления этих нарушений.

2. По всем вопросам, касающимся выполняемой работы, точка зрения аудитора или аудиторов должна постоянно оставаться независимой.

Для достоверности результатов аудиторской  проверки необходим соответствующий  уровень независимости от законодательной  и исполнительной власти. Аудитор может в соответствии с действующим законодательством предоставлять членам законодательного органа информацию по фактам проверок с использованием документов, однако он должен быть огражден от политического влияния и давления. Никакие политические мотивы не должны оказывать воздействия на итоги работы аудитора, аудит должен проводиться беспристрастно и непредвзято [28, с. 55].

Для независимости аудитора в выполнении своих полномочий важно, чтобы исполнительные органы не могли оказывать давление на них. Никто не может связать  аудитора обязательством провести, видоизменить или воздержаться от проведения проверки либо изменить ее результаты.

Свои  отношения с проверяемым предприятием аудитор должен строить так, чтобы  он мог свободно получать правдивую  информацию и проводить ее обсуждение в атмосфере взаимопонимания  и взаимного уважения. В то же время отношения аудитора и проверяемого предприятия не должны быть настолько тесными, чтобы влиять на объективность выводов заключения. Он не должен участвовать в управлении и деятельности аудируемого предприятия.

В теории и практике аудита независимость – это, прежде всего объективность и честность суждений. Аудиторы должны беспристрастно и без предубеждений изучать проверяемые финансовые отчеты и другую информацию, беспристрастно относиться к заказчикам, должностным лицам, которые представляют финансовую информацию, а также к ее пользователям. Они не должны позволять вмешиваться в свою работу руководителям проверяемого предприятия, которые пытаются ограничивать, направлять или изменять аудиторские процедуры. Иногда руководители предприятия пытаются ограничить посещение аудиторами подразделений или число аудиторов, которым разрешено работать на предприятии [49, с. 74].

Аудиторы  должны иметь свободный доступ к  книгам, учетным записям, деловой  корреспонденции и другой информации.

3. Аудитор должен тщательно изучить организацию внутреннего 
контроля на предприятии. Если внутренний контроль недостаточен, 
на предприятиях зачастую имеют место факты неправильного ведения документации, ошибки и даже подлоги, свидетельствующие об 
обмане, незаконном и неэффективном расходовании средств.

Если  в качестве консультантов аудитор  приглашает внешних экспертов, он должен быть уверен в их компетентности. Но, тем не менее, вся ответственность за сделанные выводы по результатам проверки лежит на аудиторе.

Стандарты практической работы по аудиту включают следующие положения.

  1. Данный стандарт требует, чтобы работа аудитора, была хорошо спланирована, прежде всего, должен быть составлен план проведения проверки. При разработке плана уделяется внимание определению величины аудиторского риска. С этой целью проводится предварительный анализ результатов производственной деятельности предприятия. Такой предварительный анализ способствует выработке верного направления аудита.
  2. Чтобы определить объем работы аудита, необходимо изучить и проанализировать внутренний контроль, установить, насколько можно доверять его выводам.

Удовлетворительная  структура внутреннего контроля уменьшает вероятность ошибок и  нарушений. Внутренний контроль – это система предотвращения, выявления и своевременной корректировки существенных ошибок в процессе обработки информации. Поэтому аудиторы должны достаточно хорошо знать структуру внутреннего контроля клиента. Хорошая система внутреннего контроля уменьшает риск его неэффективности, а аудитор может сократить число аудиторских процедур, и наоборот, недостаточный контроль ведет к росту риска неэффективности, и аудитору следует увеличивать число процедур.

  1. Чтобы получить убедительные основания для составления заключения, необходимо получить достаточно доказательные материалы. Для этого используют обследования, проверки, наблюдения, инспекции, опросы, а также другие способы и приемы документального и фактического контроля.

В международном  нормативе аудита подчеркивается, что «аудитор должен получить достаточные аудиторские доказательства благодаря выполнению независимых процедур, позволяющих ему составить обоснованные заключения, на которых будет основано его мнение о финансовой информации» [49, с. 76].

Аудиторские доказательства должны позволить аудитору составить твердое мнение о проверяемой информации и обосновать допущенные и скрытые клиентом обман или ошибки (включая умышленные). Проверяемые сведения, на которых основывается заключение аудитора, должны быть надежными и достоверными.

Стандарты составления отчета (заключения).

  1. В заключении необходимо указать, какие именно финансовые отчеты проверялись и составлены ли они в соответствии с общепринятыми правилами бухгалтерского учета.

Для соблюдения требований этого стандарта  аудитор должен, тщательно проанализировать финансовые отчеты и выяснить: подготовлены ли они в соответствии с бухгалтерскими требованиями; в полной ли мере эти документы отражают деятельность проверяемого предприятия; достаточно ли полно раскрыты различные стороны финансовых отчетов; надлежащим ли образом оценены, проверены и представлены различные элементы финансовых отчетов.

  1. В отчете необходимо указать, соблюдались ли установленные положения и правила ведения бухгалтерского учета постоянно в течение текущего аудируемого периода по отношению к предшествующему периоду.
  2. Сведения, содержащиеся в финансовых отчетах, признаются достаточными и правильными, если в аудиторском отчете не сказано иное.

В соответствии с международными стандартами выводы аудитора, включаемые в отчет, должны быть доказательными и строиться на применении соответствующих способов и приемов проверки документов и записей в учетных регистрах.

  1. Отчет должен содержать заключение по поводу финансовых отчетов в целом или указание причины, по которой заключение не может быть составлено. Во всех случаях, когда имя аудитора связано с финансовыми отчетами, аудиторский отчет должен содержать четкое и определенное описание характера проделанной аудиторской проверки [49, с. 77].

Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь