Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 11:55, дипломная работа

Описание работы

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач, посредством которых они реализуются:
выявить правовую природу и сущность аудиторской деятельности, с одной стороны, как независимого финансового контроля, а, с другой стороны, предпринимательской деятельности;
исследовать тенденции и закономерности эволюции и развития данного института и законодательства об аудите в Республике Беларусь;
исследовать механизм осуществления аудиторской деятельности;
осуществить сравнительно-правовой анализ международных стандартов аудита и республиканских правил аудиторской деятельности, выявить общие черты и природу отличий данных стандартов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА КАК ИНСТИТУТА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 7
1.1. Сущность и история развития аудита 7
1.2. Место аудита в системе финансового контроля. 13
1.3. Виды аудита 16
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 28
2.1. Организация аудита в Республике Беларусь 28
2.2. Аудиторская деятельность в условиях внутрихозяйственного контроля 35
2.3. Правовой статус аудиторской фирмы 39
2.4. Особенности налогового аудита 47
2.5. Особенности банковского аудита 54
ГЛАВА 3. СТАНДАРТЫ АУДИТА 59
3.1. Международные стандарты аудита 59
3.2. Республиканские правила аудиторской деятельности и их соотношение с международными стандартами аудита 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

Файлы: 1 файл

Готовая Дипл ФП Правовое регулирование аудиторской деятельности в РБ NEW.doc

— 378.00 Кб (Скачать файл)

Целью аудита является также установление правильности ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными положениями и стандартами. Объектом аудита является финансово-хозяйственная  деятельность предприятий и организаций всех форм собственности.

В настоящее  время в экономической литературе выделяются основные направления развития аудита: смещение акцентов с ревизионной функции аудита на оказание оценочно-консультационных услуг, и в связи с этим, – усиление роли аудиторов как постоянных консультантов, владеющих полной информацией о деятельности клиента; в аудиторском заключении все больше внимания должно уделяться не только подтверждению финансовой отчетности, но и анализу и прогнозированию дальнейшего развития предприятия-клиента; постепенный отказ от прямой проверки правильности действий учетного персонала и оценки компетенции и профессионализма администрации клиента. Появляется необходимость в разделении аудиторской оценки действий учетного персонала и правильности самой системы учета; в аудиторской практике должны чаще использоваться статистические методы при проверке деятельности предприятия и, в связи с этим, одной из основных задач аудита должно стать выявление предпринимательского риска и риска инвесторов. Кроме того, все больше клиентов осознает необходимость отражения в аудиторском заключении будущих рисков, угрожающих предприятию; усиление роли в аудиторских проверках внутреннего контроля, поэтому при проведении аудита является обязательным анализ системы внутреннего контроля с целью уменьшения аудиторского риска; рост ответственности аудитора, как перед клиентом, так и перед обществом в целом влечет за собой усиление контроля качества выполняемых аудитором услуг, с одной стороны, и необходимостью правовой, страховой защиты аудитора – с другой.

В экономической  литературе выделяют два основных вида аудита: внешний и внутренний [11, с. 64].

Внешний аудит независим по отношению к контролируемому предприятию или фирме и несет ответственность перед внешними потребителями его информации (акционерами, учредителями, кредиторами, банками и др.).

Целью внешнего аудита является проверка достоверности  информации, реальности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также правильности ведения  учета. Объектом внешнего аудита является финансово-хозяйственная деятельность субъекта хозяйствования.

Использование членами акционерного общества, учредителями, банками, финансовыми налоговыми органами, другими юридическими и физическими  лицами подтвержденной на достоверность финансовой отчетности и балансов позволяет дать объективную оценку финансового положения и платежеспособности того или иного предприятия (фирмы).

Практически могут возникать конфликтные  ситуации (приукрашивание финансового  положения предприятия или фирмы) между составителями информации и ее пользователями, что также вызывает необходимость независимого контроля (аудита).

Потребность аудита вызывается еще и следующими факторами. Пользователи информации (учредители, акционеры) часто не имеют доступа  для непосредственной оценки ее качества. Они заинтересованы в проведении независимой экспертизы бухгалтерского баланса, финансовой отчетности для получения объективной оценки реального положения дел на предприятии. Такая оценка достоверности активов и пассивов проводится аудиторами [22, с. 48].

Учетная информация имеет большие экономические  последствия. Для избежания риска  и непроизводительных расходов нужно, чтобы информация была реальной и  объективной. Независимый аудит  позволяет успешно решить и такую  задачу.

Основными задачами внешнего аудита являются: проверка и дача заключения о достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности предприятия; оценка соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству и нормативным актам Республики Беларусь; определение уровня организации бухгалтерского учета, его качество, правильность составления бухгалтерских записей, отражающих производственно-коммерческую деятельность и ее результаты; проверка правильности исчисления себестоимости продукции, расчета прибыли и ее распределения; проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом, с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, с разными дебиторами и кредиторами, рабочими и служащими; проверка законности внешнеэкономических операций, расчетов с зарубежными контрагентами, правильности расчетов в иностранной валюте и результатов покупки и продажи валюты на валютных аукционах; содействие субъектам хозяйствования при создании ими совместных предприятий с зарубежными фирмами: участие в обсуждении кандидатур возможных партнеров; подтверждение своевременности и полноты формирования уставного капитала субъектов хозяйствования; оказание помощи в подъеме эффективности деятельности клиентов, защите интересов собственников и государства; представление возможности аудитору высказать свое мнение по финансовым отчетам и хозяйственным операциям на предмет их соответствия действующим и применяемым нормативным актам; составление деклараций о доходах и финансовой отчетности; анализ финансово-хозяйственной деятельности; оценка активов и пассивов предприятия; консультирование по правовым и организационно-экономическим аспектам; постановка учета, оказание практической помощи бухгалтерским работникам в совершенствовании учета, консультирование по отдельным вопросам организации учета, налогообложения, расчетов; обеспечение клиентов новейшими нормативными и инструктивными материалами, издаваемыми законодательными и правительственными органами; организация правильного бухгалтерского учета у предприятий-клиентов в случаях, когда само предприятие не в состоянии организовать учет из-за отсутствия квалифицированных кадров или по другим причинам; восстановление учета на основе предоставленной ими первичной документации; установление деловых связей с родственными аудиторскими фирмами с целью обмена опытом, проведения совместных мероприятий и подготовки совместных методических материалов.

Внешний аудит проводится сотрудниками аудиторских  организаций или аудиторами, занимающимися  предпринимательской деятельностью, имеющими лицензию на право занятия аудиторской деятельностью [22, с. 49].

Внутренний аудит выступает по отношению к внешнему аудиту важным элементом оценки качества информационной базы предприятия. Внешние аудиторские службы в своей деятельности опираются на результаты внутреннего контроля.

Объектом  внутреннего аудита являются финансово-хозяйственная  и производственная деятельность предприятия (фирмы). Его цель – совершенствование организации и управления производством, поиск резервов повышения эффективности деятельности предприятия.

В процессе внутреннего контроля также проверяется, насколько проведенные хозяйственные операции соответствуют требованиям нормативных документов по ведению бухгалтерского учета.

Органами  внутреннего аудита являются контрольно-ревизионные  управления (отделы) соответствующих отраслевых министерств и ведомств, а также контрольно-ревизионные службы предприятий и организаций. Они выполняют следующие основные функции: проверку состояния экономики подведомственных предприятий, организаций и учреждений; анализ производственной, финансовой и коммерческой деятельности, выполнения хозяйственных и финансовых планов; проверку соблюдения законности и исполнительской дисциплины, состояния работы по повышению эффективности, рентабельности производства, осуществлению строжайшего режима экономии; упрощение структуры  и удешевление управленческого аппарата; контроль за сохранностью имущества предприятий; выявление финансовых и хозяйственных нарушений/недостач, излишков, бесхозяйственности и установление причин и условий, способствующих данным нарушениям; контроль за правильностью постановки бухгалтерского учета и достоверностью отчетности, выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производства.

Для выполнения данных функций в каждом министерстве и ведомстве создаются контрольно-ревизионные службы, функции которых заключаются в планировании и практическом осуществлении ревизий и проверок, принятии соответствующих решений, осуществлении последующего контроля за их реализацией, проведении инструктажа и совещаний по вопросам экономического контроля, подготовке и повышении квалификации кадров внутреннего аудита, разработке мероприятий по предупреждению нарушений законов и нормативных актов, а также повышении эффективности использования производственного потенциала [9, с. 36].

Осуществление контрольных функций внутренними  аудиторами регламентируется отраслевыми  инструкциями, разрабатываемыми министерствами и ведомствами.

Внутренний  аудит за производственной и финансово-коммерческой деятельностью предприятий, организаций и учреждений осуществляется специальными должностными лицами, состоящими в штатах контрольно-ревизионных служб соответствующих министерств и ведомств, численность которых устанавливается исходя из количества подведомственных предприятий, организаций и учреждений, деятельность которых подлежит проверке.

Внутренний  аудит – это необходимый элемент управленческого контроля на средних и крупных предприятиях. И если внутренний аудит функционирует эффективно, его материалы без проведения детальной проверки могут быть использованы внешним аудитором. Если же внутренний аудит неэффективен, внешний аудитор может дать совет по усовершенствованию его работы.

Доверие, оказываемое внутреннему аудитору внешним аудитором, стимулирует  его профессионализм и деятельность внутренних аудиторов для эффективного ведения бизнеса, сохранности активов.

Данное  доверие позволяет внешним аудиторам  снизить затраты времени на проверку. Однако такое доверие не подразумевает  разделения или уменьшения ответственности  внешнего аудитора за достоверность и точность аудиторского заключения.

Внешний аудитор не может в полном объеме доверять внутреннему аудитору, так  как последний является структурным  подразделением собственника. Внутренний аудит использует совокупность методов  и процедур, разработанных менеджментом субъекта хозяйствования для содействия в эффективном ведении бизнеса.

Целями  внутреннего аудита в отношении  учета являются: ограничение доступа  к активам предприятия; правильность отражения на счетах бухгалтерского учета совершаемых на предприятии хозяйственных операций; правильность формирования финансовой информации. Поэтому основными аудиторскими процедурами являются арифметическая проверка, встречная проверка, взаимный контроль документов, инвентаризации, анализ финансовых результатов [30, с. 67].

Внешний аудитор при оценке степени доверия  внутреннему аудиту должен учитывать: цели, масштаб деятельности и организационный статус отдела внутреннего аудита; квалификацию персонала, его профессионализм и порядок найма его на работу; наличие практического опыта, специальных знаний и навыков; порядок планирования, документирования и анализа работы отдела внутреннего аудита; наличие технической и методической базы отдела внутреннего аудита (справочники, руководства, нормативная литература); степень самостоятельности внутренних аудиторов в вопросах планирования и непосредственного осуществления работ; степень свободы в общении с руководством предприятия и с внешними аудиторами; организацию системы отчетности внутренних аудиторов, качество отчетов, их результативность и внедрение их рекомендаций в работе предприятия.

Внешний аудитор в своей документации отражает результат исследования внутреннего  аудита и, опираясь на его доверие, должен прийти к собственному заключению о  соблюдении общепринятых принципов учета, правдивости и объективности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности субъекта хозяйствования.

Аудит в зависимости от решаемых задач  и поставленной цели подразделяется на финансовый аудит, согласованный  или регулярный аудит, управленческий аудит и общественный аудит [30, с. 69].

Финансовый аудит – проверка бухгалтерского баланса и финансовой отчетности на достоверность и объективность содержащейся в них информации. При этом должно быть проверено соответствие всех документов, отражающих хозяйственные и финансовые операции требуемым стандартам, установленным положениям и нормативам. Осуществляется в основном внешними аудиторами.

Согласованный или регулярный аудит осуществляется по требованию руководства предприятия для получения информации о соблюдении конкретных процедур, норм или правил деятельности. Осуществляется в основном внутренними аудиторами.

Управленческий (или производственный) аудит используется для проверок качества управленческой деятельности, прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия и перспектив его развития. Осуществляется в основном внутренними аудиторами.

Общественный аудит (проверка) предназначен для сбора и публикации обширной информации для широкой общественности. Такие проверки могут осуществляться по заданиям различных общественных организаций и фондов (охране окружающей среды, определению минимальной потребительской корзины т.д.).

Аудит может быть добровольным и обязательным.

Добровольный аудит проводится по инициативе субъекта хозяйствования. Масштаб, характер, объем и содержание такого аудита определяются потребностью клиента.

Обязательный аудит предусматривается действующим законодательством, когда субъект хозяйствования обязан пригласить внешнего аудитора для подтверждения достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 67 от 12.02. 2004 г. «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности: организаций, являющихся открытыми акционерными обществами; банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бирж, коммерческих организаций с иностранными инвестициями, страховых организаций, а также страховых брокеров; иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тыс. евро. Обязательный аудит колхозов и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.

Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь