Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 11:55, дипломная работа

Описание работы

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач, посредством которых они реализуются:
выявить правовую природу и сущность аудиторской деятельности, с одной стороны, как независимого финансового контроля, а, с другой стороны, предпринимательской деятельности;
исследовать тенденции и закономерности эволюции и развития данного института и законодательства об аудите в Республике Беларусь;
исследовать механизм осуществления аудиторской деятельности;
осуществить сравнительно-правовой анализ международных стандартов аудита и республиканских правил аудиторской деятельности, выявить общие черты и природу отличий данных стандартов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА КАК ИНСТИТУТА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 7
1.1. Сущность и история развития аудита 7
1.2. Место аудита в системе финансового контроля. 13
1.3. Виды аудита 16
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 28
2.1. Организация аудита в Республике Беларусь 28
2.2. Аудиторская деятельность в условиях внутрихозяйственного контроля 35
2.3. Правовой статус аудиторской фирмы 39
2.4. Особенности налогового аудита 47
2.5. Особенности банковского аудита 54
ГЛАВА 3. СТАНДАРТЫ АУДИТА 59
3.1. Международные стандарты аудита 59
3.2. Республиканские правила аудиторской деятельности и их соотношение с международными стандартами аудита 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

Файлы: 1 файл

Готовая Дипл ФП Правовое регулирование аудиторской деятельности в РБ NEW.doc

— 378.00 Кб (Скачать файл)

В случае проведения контролирующими органами налоговых проверок или проверок (ревизий) финансово-хозяйственной  деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей эти организации  и индивидуальные предприниматели  освобождаются от обязательного аудита в части, проверенной данными органами.

Затраты организаций и индивидуальных предпринимателей (заказчиков) на проведение обязательного  аудита относятся на себестоимость  продукции (работ, услуг), включаются в  состав расходов в пределах норм, утверждаемых Советом Министров Республики Беларусь. Иные затраты организаций и индивидуальных предпринимателей на проведение аудита не относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) и не включаются в состав расходов [36, с. 90].

Организации и индивидуальные предприниматели, у которых проведен обязательный аудит, должны в течение 30 календарных дней с даты получения аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности устранить выявленные аудитором нарушения законодательства и внести соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Уклонение от проведения обязательного аудита и (или) неустранение выявленных аудитором  нарушений законодательства влекут наложение штрафа на руководителей  организаций и индивидуальных предпринимателей в размере от 10 до 50 базовых величин.

В качестве вывода приведем характерные отличительные  черты внешнего аудита от ревизии:

1. Цели: аудит – выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности; ревизия – выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.

2. Характер: аудит – предпринимательская деятельность; ревизия – исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.

3. Основа взаимоотношений: аудит – добровольное осуществление на основе договоров; ревизия – принудительное осуществление по распоряжению вышестоящих или государственных органов.

4. Управленческие  связи: аудит – горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним; ревизия – вертикальные связи, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.

5. Принцип оплаты  услуг: аудит – платит клиент; ревизия – платит вышестоящее звено или государственный орган.

6. Практические  задачи: аудит – улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента; ревизия – сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

7. Результаты: аудит – аудиторское заключение – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Аудиторское заключение содержит мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и может быть опубликовано; ревизия – акт ревизии – внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам и в котором отмечаются все выявленные недостатки.

 

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1. Организация аудита в Республике Беларусь

 

В Республике Беларусь аудиторское движение началось в 1991 г., когда постановлением Совета Министров Белорусской ССР от 30 сентября 1991 г. было утверждено «Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь», в котором были намечены основы аудиторского движения и их правовое регулирование.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 1992 г. была образована Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь, на которую была возложена организация системы услуг за соблюдением установленного порядка осуществления финансовых и хозяйственных операций, правильности отражения их в оперативном и бухгалтерском учете, достоверности отчетов и балансов, а также ставилась задача оказания практической помощи в постановке учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. На Аудиторскую палату была возложена обязанность подготовки аудиторов, для чего был создан «Белаудитучцентр» при Белорусском государственном экономическом университете. Аудиторская палата занималась также созданием аудиторских организаций, аттестацией, выдачей лицензий на занятие этим видом деятельности.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 1994 г. «О совершенствовании структуры органов государственного управления Республики Беларусь и сокращении расходов на их содержание» Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь была преобразована в Аудиторскую палату Республики Беларусь на принципах самоуправления и самофинансирования [14, с. 18].

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 1994 г. «О совершенствовании в Республике Беларусь государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней» Совет Министров возложил на Аудиторскую палату функции государственного регулирования аудиторской деятельности и контроль за ней. Этим же постановлением утверждено «Положение о порядке государственного регулирования и контроля за аудиторской деятельностью в Республике Беларусь».

8 ноября 1994 г. на Сессии Верховного Совета был принят Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», который был введен в действие 07.12.1994 г., его новая редакция была утверждена 18.12. 2002 г. № 164-3. Закон определял правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, основные правила и порядок ее проведения, регулирование отношений, возникающих между предприятиями, учреждениями, организациями, осуществляющими самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность, независимо от форм собственности и видов деятельности, государственными органами, отдельными гражданами, аудиторами и аудиторскими организациями [14, с. 19].

Декретом Президента Республики Беларусь от 28.08.1999 г. № 30 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельностью и контролю за ее осуществлением в Республике Беларусь» были внесены кардинальные изменения в организацию аудиторской деятельности в республике. В соответствии с указанным Декретом осуществление методологического руководства аудитом, контроль за деятельностью аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторских организаций, выполнение функций по лицензированию аудиторской деятельности, а также по ведению государственного реестра аудиторов и аудиторских организации был возложен на Министерство финансов республики.

Принятый Декрет усиливает влияние государства на деятельность аудиторов и контроль над ее осуществлением. В соответствии с ним Совет Министров Республики Беларусь принял постановление № 1862 от 30.11.1999 г. «О государственном регулировании аудиторской деятельности», направленное на приведение решений правительства в соответствие с указанным Декретом [14, с. 19]. Данным постановлением утверждено Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ее осуществлением в Республике Беларусь, а также внесены изменения и дополнения в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии). Важным моментом этого положения является также рассмотрение порядка аннулирования лицензии. Следует также отметить, что контроль за выполнением аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности исполняет созданное в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.1999 г. № 1558 в структуре Министерства финансов Главное управление аудита.

Правовое  регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь осуществляется на трех уровнях. Верхним уровнем является Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. № 3373-XІІ «Об аудиторской деятельности» (в ред. Законов Республики Беларусь от 18.12.2002 № 164-З, от 29.06.2006 № 137-З, от 25.06.2007 № 240-З, от 08.07.2008 № 369-З, 04.01.2010 № 109-З). Это основной законодательный акт прямого действия. Настоящий Закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также регулирует отношения, возникающие в процессе государственного регулирования аудиторской деятельности.

Согласно  ст. 1 Закона, аудиторская деятельность (аудит) – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица), а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Второй  уровень системы: нормативно - правовое регулирование аудиторской деятельности осуществляется международными и национальными стандартами (правилами). Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми организациями финансово-хозяйственной деятельности и, прежде, всего арбитражным судом.

Стандарты аудита, разрабатываемые в республике, подразделяются на четыре вида: общесистемные; организационно-технологические; стандарты  отчетности; специфические стандарты  для отдельных видов аудита (банковского, страхового).

Часть стандартов разработана, другие находятся  в стадии разработки.

Перечень  необходимых стандартов аудита определен  в соответствии с рекомендациями Комитета международной аудиторской  практики Международной федерации  бухгалтеров.

Третий  уровень – документы, необходимые для реализации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности. Их основная цель заключается в том, чтобы помочь в реализации требований стандартов, в разработке прогрессивных приемов и рациональных способов организации аудиторской деятельности. Документы третьего уровня, внутренние стандарты аудита, призваны обеспечить единый подход к аудиторской проверке в данной фирме [39, с. 101]. Они могут включать следующие элементы:

Определение целей соглашения – каждая проверка должна тщательно планироваться, чтобы обеспечить уверенность в квалифицированном ее проведении и предоставлении клиенту высококачественной услуги с достаточной коммерческой выгодой для фирмы;

Обзор бизнеса – проверку следует начинать с изучения предпринимательской деятельности клиента. В фирме постоянно отслеживаются изменения в законодательстве и хозяйственном праве, имеющем отношение к клиенту и аудиту;

Оценка  возможного риска – на основе знаний клиента и ранжировании рисков определяют вероятность мошенничества и обычных ошибок и оценивают их существенность;

Оценка  системы внутреннего контроля – на предварительной стадии проверки устанавливают систему контроля за деятельностью организации со стороны руководства, а затем бухгалтерии и внутреннего аудита. Задача состоит в оценке информации, необходимой для разработки стратегии внешнего аудита;

Определение стратегии аудиторской проверки – обобщаются частные оценки основных рисков и определяются необходимые аудиторские процедуры;

Оценка  эффективности системы контроля – дается расширенная оценка системы внутреннего контроля для разработки плана проверки и обобщающей оценки системы контроля на завершающей стадии проверки. Клиент ставится в известность о ходе аудита;

План  независимых обследований – предусматриваются применение и продолжительность наиболее эффективных специальных обследований;

Завершение  проверки – составляется обзор финансовой отчетности, и делаются заключительные выводы. Наиболее важные моменты обсуждаются с клиентом;

Представление заключения – составляется в соответствии с выводами аудиторской проверки. Кроме мнения о достоверности финансовой отчетности, клиенту представляется отчет о результатах проверки, имеющий конфиденциальный характер. При этом ставится цель дать обобщающую оценку соответствия системы внутреннего контроля предъявляемым требованиям и сформулировать рекомендации по повышению качества учета [39, с. 102].

В целях  совершенствования государственного регулирования аудиторской деятельности, повышения эффективности финансового контроля в республике и в соответствии с частью 3 статьи 101 Конституции Республики Беларусь в Декрете Президента РБ от 28.07.99г. № 30 п.1 возложены на Министерство финансов следующие функции: разработка методологии аудита; принятие нормативных правовых актов в области осуществления аудиторской деятельности; установление республиканских правил аудиторской деятельности (кроме аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях); проведение аттестации аудиторов; осуществление в пределах своей компетенции разъяснение законодательства об аудиторской деятельности; осуществление контроля за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами – индивидуальными предпринимателями порядка осуществления аудиторской деятельности; ведение Государственного реестр аудиторов и аудиторских организаций в установленном им порядке [26].

В Государственный  реестр аудиторов и аудиторских  организаций включаются аудиторы и  аудиторские организации, получившие лицензию на осуществление аудиторской деятельности.

Министерство  финансов Республики Беларусь представляет интересы Республики Беларусь в международных  организациях по вопросам аудиторской  деятельности. Министерство финансов взаимодействует с Государственным налоговым комитетом и другими контролирующими органами по вопросам в области аудиторской деятельности [26].

Непосредственно осуществляют деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг – аудиторские организации. В штате аудиторской организации должно состоять не менее трех аудиторов. Руководителем аудиторской организации может быть только аудитор. Не менее 50 процентов работников аудиторской организации должны составлять граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, – не менее 75 процентов.

Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь