Правовое регулирование банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Банковская система страны предназначена для осуществления денежных расчетов между организациями, необходимость которых вызывается в первую очередь осуществлением предпринимательской деятельности. Через банковскую систему проходят практически все денежные ресурсы, кроме наличности, находящейся на руках у населения. От работы банков во многом зависит нормальное функционирование денежного оборота, финансовой системы и экономики в целом. Наглядным доказательством этого можно назвать события, вызванные решениями Правительства РФ от 17 августа 1998 года, за которыми последовало разрушение многих банков, нарушение денежных расчетов между юридическими лицами и потеря доверия иностранных инвесторов.

Файлы: 1 файл

материал 1 Правовое регулирование банковской деятельности.docx

— 53.78 Кб (Скачать файл)

Правовое регулирование  банковской деятельности

Банковскую систему российской Федерации составляют: Государственный  Центральный Банк Российской Федерации, коммерческие банки и другие кредитные  организации. Такая двухуровневая  система банков закреплена в ст.2 Федерального закона "О банках и  банковской деятельности"11 Закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. // СЗ РФ. - 1996. - № 6. - Ст. 492.

Банковская система страны предназначена  для осуществления денежных расчетов между организациями, необходимость  которых вызывается в первую очередь  осуществлением предпринимательской  деятельности. Через банковскую систему  проходят практически все денежные ресурсы, кроме наличности, находящейся  на руках у населения. От работы банков во многом зависит нормальное функционирование денежного оборота, финансовой системы  и экономики в целом. Наглядным  доказательством этого можно  назвать события, вызванные решениями  Правительства РФ от 17 августа 1998 года, за которыми последовало разрушение многих банков, нарушение денежных расчетов между юридическими лицами и потеря доверия иностранных  инвесторов. И это при том, что  существующие в стране банки представляют собой не простую совокупность разрозненных кредитных организаций, а организованную систему.

В первые годы перестроечного процесса в стране появлялось огромное число  различных коммерческих банков с  разветвленной сетью филиалов и  отделений по всей стране. Многие из них, не выдерживая конкуренции или  просто не найдя своей ниши в банковской структуре, прекращали свою деятельность, вызывая неблагоприятные экономические  последствия для своих клиентов.

Количественный состав кредитных  учреждений в рыночной экономике  не может регулироваться государством. Он может зависеть лишь от объективной  потребности экономики в банках. Регулирование со стороны государства  должно быть направлено на упорядочение банковской системы, обеспечение ее стабильности и эффективности.

Банковская сфера России открыта  и доступна для иностранных инвестиций. В нашей стране могут создаваться  кредитные организации с долевым  или полным участием иностранного капитала. Зарубежным банкам предоставлена возможность  учреждать в России свои дочерние кредитные организации - юридические  лица, открывать филиалы и представительства.

Кредитные организации с участием иностранного капитала подчиняются  действующему в Российской Федерации  правовому режиму и входят в банковскую систему России. Подобные же кредитные  учреждения российских банков за рубежом  подчиняются установленному в стране пребывания национальному правовому  режиму и не входят в состав российской банковской системы.

Таким образом, банковскую систему  Российской Федерации составляют: Банк России, его учреждения, кредитные  организации, включая дочерние банки  иностранных и международных  банков, их филиалы и представительства.

Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) возглавляет банковскую систему России.

Функции ЦБ РФ определены Федеральным  законом РФ от 26 апреля 1995 г. "О  внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О центральном  банке РСФСР (Банке России)"11 СЗ РФ. - 1995. - № 18. - Ст. 1593.. Важнейшими его функциями являются: разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля; осуществление валютного регулирования, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки и др.

По своей сущности, задачам и  функциям Центральный Банк Российской Федерации имеет двойственную природу. Он может работать в режиме кредитной  организации и в то же время  является органом исполнительной власти государства относительно всех других кредитных учреждений и всех участников кредитно-расчетных правоотношений22 См.: Карасева М. Финансово-правовые отношения с участием банков // Хозяйство и право. -- 1997. -- №11. -- С. 47--48..

Основные цели и задачи Центрального банка РФ заключаются в организации  финансовых отношений и контроле за их состоянием. Центральный банк РФ монопольно осуществляет эмиссию денежной массы, организует обращение денег.

В качестве органа исполнительной власти Банк России наделен широкими полномочиями по регулированию кредитно-расчетных  отношений. К его компетенции  в соответствии с действующим  законодательством относится:

установление правил расчетных  и других банковских операций;

государственная регистрация кредитных  организаций;

выдача лицензий кредитным организациям и организациям, занимающимся их аудитом; отзыв выданных лицензий;

определение порядка ведения кассовых операций, всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории Российской Федерации (ч.3 ст.26 указанного закона);

установление обязательных для  кредитных организаций экономических  нормативов;

организация системы рефинансирования, т.е. аккумулирование части финансовых резервов кредитных организаций  и использование аккумулированных средств как своих кредитных  ресурсов, предоставляемых коммерческим банкам в качестве кредитов;

регулирование размера ссудного процента путем установления учетной ставки по кредитам Банка России (ставки рефинансирования);

надзор за деятельностью кредитных  организаций;

регистрация эмиссии ценных бумаг  кредитными организациями;

валютное регулирование и валютный контроль и иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)"11Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 2 декабря 1990 г. в ред. Федерального закона от 26 апреля 1995 г. с изм. и дон. // СЗ РФ. - 1995. - № 18. - Ст. 1593; 1996. - № 1. - Ст. 3; № 1. - Ст. 7; № 26. - Ст. 3032; 1997. - № 9. - Ст. 1028. и другими законодательными актами.

В качестве кредитной организации  Банк России:

осуществляет межбанковское кредитование, т.е. представляет кредиты коммерческим банкам на условиях срочности, возвратности и возмездности;

совершает операции по покупке и  продаже иностранной валюты, в  частности, систематически участвует  в аукционных торгах на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), по результатам которых определяется текущий обменный курс рубля относительно американского доллара и других иностранных валют;

открывает и обслуживает банковские счета некоторых организаций, финансируемых  из федерального бюджета через Федеральное  казначейство.

Банк России вправе осуществлять самостоятельно или по поручению Правительства  Российской Федерации все виды банковских операций, если это не запрещено  законом.

За оказание некоторых видов  услуг Банк России вправе взимать  плату (например, за расчетные услуги, оказываемые кредитным организациям) 22Положение о порядке расчета и взимания платы за расчетные услуги Банка России. Утв. Банком России 8 декабря 1997 г. № 7-п // Банковский бюллетень. - 1998. - № 1. - С. 5-6..

Уставный капитал и иное имущество  Банка России являются федеральной  собственностью. Центральному банку  РФ принадлежит доля в уставных капиталах  Сберегательного банка Российской Федерации, Внешторгбанка Российской Федерации и пяти российских заграничных  банков, а также в уставном капитале некоторых других российских банков, но с 1 января 2000 г. Банк России обязан произвести отчуждение этих долей11 См.: Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф.Попондопуло и В.Ф.Яковлевой. Из-во С.-Петербургского университета. -- 1998. -- С. 195.. В ведении Банка России находятся резервы иностранной валюты, золотой запас, драгоценные металлы и некоторые другие ценности Российского государства.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Основными структурными подразделениями Банка России являются его главные территориальные  управления и национальные (централизованные государственные банки) субъектов  Федерации; безналичные расчеты  осуществляются через действующие  при этих подразделениях расчетно-кассовые центры, в которых открыты корреспондентские  счета кредитных организаций; инкассация денежной наличности производится местными отделениями Российского объединения  инкассации.

Высшим органом Банка России является Совет директоров в составе  Председателя Банка России и двенадцати членов. Председатель Банка России назначается на должность Государственной  Думой по представлению Президента Российской Федерации сроком на 4 года.

Двойственная правовая природа  Центрального Банка РФ сказывается  на его правовом статусе. В соответствии с Законом, Банк России является юридическим  лицом, но тем не менее он не регистрируется в налоговых органах как налогоплательщик. Законом Банк России и его учреждения освобождены от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории Российской Федерации (ч.3 ст.26 указанного закона). Это вызвано особым правовым режимом прибыли Банка России, которая является единым из основных источников федерального бюджета.

По Закону получение прибыли  не является целью деятельности Банка  России (ст.3). Но, совершая банковские операции как обычная кредитная организация, например, продавая иностранную валюту, золото, совершая сделки по купле-продаже  ценных бумаг, Банк России не может  не преследовать цели извлечения прибыли, иначе он не был бы банком. К тому же совершение таких сделок без получения  прибыли противоречило бы интересам  государства.

Законодатель обязывает Банк России перечислять в Федеральный бюджет 50% фактически полученной балансовой прибыли  по итогам года после утверждения  годового отчета Банка России Советом  директоров. Оставшаяся прибыль Банка  России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения (ч.1 ст.26). Таким образом, де-факто Банка России является коммерческой организацией, но законодатель не отнес  его к коммерческим организациям с тем, чтобы создать для Банка  России особые правовые условия деятельности, отличные от других кредитных организаций.

У Банка России нет устава. Свою деятельность он осуществляет непосредственно  на основании Федерального закона "О  Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)".

Поскольку Банк России обладает всеми  признаками юридического лица и признан  таковым Законом, он является участником гражданско-правовых отношений. В случае неисполнения или ненадлежащего  исполнения Банком России своих обязательств, он должен нести ответственность  перед лицами, чьи интересы им нарушены. Имущественная ответственность  Банка России как участника кредитно-расчетных  правоотношений должна строиться согласно п.3 ст.401 ГК РФ независимо от его вины.

Не исключена ответственность  Банка России и как государственного органа в порядке ст.16 ГК РФ за убытки, причиненные незаконными действиями (или бездействием), например, в случаях  несвоевременного отзыва лицензии у  коммерческого банка, прекратившего  в одностороннем порядке банковские операции, необоснованного отказа в  регистрации эмиссии ценных бумаг  коммерческого банка, просрочки  возврата резервного фонда банку, находящемуся в процессе ликвидации и т.д. В сфере управленческих отношений Банк России несет имущественную ответственность только при наличии вины.

Оборот финансовых ресурсов, кредитно-расчетные  операции, инкассация и выдача денежной наличности осуществляются через кредитные  организации и с их участием.

Легальное понятие кредитной организации  дано в ч.1 ст.1 Федерального закона "О  банках и банковской деятельности": кредитная организация - юридическое  лицо, которое для извлечения прибыли  как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) имеет право  осуществлять банковские операции, предусмотренные  Федеральным законом. Перечень банковских операций содержится в ч.1 ст.5 того же Закона. К ним относятся:

1) привлечение денежных средств  физических и юридических лиц  во вклады (до востребования и  на определенный срок);

2) размещение привлеченных средств  от своего имени и за свой  счет;

3) открытие и ведение банковских  счетов физических и юридических  лиц;

4) осуществление расчетов по  поручению физических и юридических  лиц, в том числе банков - корреспондентов,  по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств,  векселей, платежных и расчетных  документов и кассовое обслуживание  физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты  в наличной и безналичной форме;

7) привлечение во вклады и  размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий.

Этот перечень является исчерпывающим. Однако некоторые из названных операций могут совершаться и не кредитными организациями. Например, сделки по купле-продаже  валюты могут совершаться любыми физическими и юридическими лицами. Банковские гарантии по закону могут  выдавать не только банки и иные кредитные организации, но и страховые  организации (ст.368 ГК РФ). Кредиты под  залог драгоценностей и других движимых вещей с передачей их залогодержателю (заклад) выдаются гражданам специально создаваемыми для этой цели организациями - ломбардами.

Не является исключительной прерогативой кредитных организаций и деятельность по привлечению денежных средств  физических и юридических лиц. Помимо кредитных организаций этой деятельностью  занимаются так же разнообразные  коммерческие организации, ставящие перед  собой цель привлечения как можно  больше денежных средств с тем, чтобы выгодно вкладывать их в инвестиционные или иные проекты и такими способами извлекать прибыль.

В качестве критерия разграничения  банковских операций по привлечению  денежных средств других лиц и аналогичных им операций организаций, не являющихся кредитными, в законодательстве использована правовая форма взаимоотношений между привлекающей организацией, с одной стороны, и субъектом, денежные средства которого привлекаются, с другой стороны. Эти взаимоотношения могут быть построены по различным правовым моделям:

Информация о работе Правовое регулирование банковской деятельности