Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 11:55, дипломная работа

Описание работы

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач, посредством которых они реализуются:
выявить правовую природу и сущность аудиторской деятельности, с одной стороны, как независимого финансового контроля, а, с другой стороны, предпринимательской деятельности;
исследовать тенденции и закономерности эволюции и развития данного института и законодательства об аудите в Республике Беларусь;
исследовать механизм осуществления аудиторской деятельности;
осуществить сравнительно-правовой анализ международных стандартов аудита и республиканских правил аудиторской деятельности, выявить общие черты и природу отличий данных стандартов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА КАК ИНСТИТУТА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 7
1.1. Сущность и история развития аудита 7
1.2. Место аудита в системе финансового контроля. 13
1.3. Виды аудита 16
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 28
2.1. Организация аудита в Республике Беларусь 28
2.2. Аудиторская деятельность в условиях внутрихозяйственного контроля 35
2.3. Правовой статус аудиторской фирмы 39
2.4. Особенности налогового аудита 47
2.5. Особенности банковского аудита 54
ГЛАВА 3. СТАНДАРТЫ АУДИТА 59
3.1. Международные стандарты аудита 59
3.2. Республиканские правила аудиторской деятельности и их соотношение с международными стандартами аудита 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

Файлы: 1 файл

Готовая Дипл ФП Правовое регулирование аудиторской деятельности в РБ NEW.doc

— 378.00 Кб (Скачать файл)

Аудиторская фирма может иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Республики Беларусь, за исключением формы акционерного общества открытого типа. В настоящее время нет единой классификации аудиторских фирм. По характеру деятельности (выполняемым функциям) аудиторские фирмы подразделяются на универсальные и специализированные.

Универсальные аудиторские фирмы могут иметь  несколько лицензий на право проведения того или иного вида (страхового, банковского, общего и т.д.) аудита и  заниматься самыми разнообразными видами работ, к которым относятся: организация аудиторских проверок; услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического организации; консультирование по вопросам финансового, управленческого и налогового учета, проведение обучения; компьютеризация учета; другие услуги по профилю своей деятельности.

Специализированные  аудиторские фирмы выполняют  определенные виды работ, например, только аудиторские проверки, обучение или  только восстановление учета.

Аудиторской деятельностью, помимо аудиторских  фирм, могут заниматься и аудиторы – физические лица самостоятельно. Такие аудиторы должны пройти аттестацию и зарегистрироваться в качестве предпринимателей. Частнопрактикующие аудиторы могут заниматься как универсальной, так и специализированной деятельностью.

Аудитором является физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее пяти лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора [44, с. 81]. Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью в качестве аудитора – индивидуального предпринимателя, а также в качестве работника аудиторской организации. Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельностью. Аудиторы и аудиторские организации по результатам своей деятельности за полугодие и год обязаны представлять в Министерство финансов отчет по устанавливаемой Министерством финансов форме не позднее соответственно 20 июля текущего года и 15 февраля года, следующего за отчетным.

 

2.2. Аудиторская деятельность в условиях внутрихозяйственного контроля

 

Современные условия хозяйствования характеризуются  все большим увеличением числа  пользователей отчетной и текущей  экономической информацией, причем как на внешнем уровне (кредиторы, инвесторы, крупные деловые партнеры, государство), так и на внутрихозяйственном (собственники, администрация, отделы и службы экономического субъекта). Естественно, что для всех групп пользователей внутренняя экономическая информация является важнейшей базой для принятия обоснованных экономических решений. Даже пользователи внешнего уровня опосредованно, через годовую отчетность, в своих решениях опираются на внутренние данные об имущественном и финансовом положении организации. Таким образом, многократно усиливается необходимость действенного контроля полноты и достоверности текущей и отчетной корпоративной информации.

В настоящее  время в отечественной экономической  практике сложилась определенная система  органов, осуществляющих контрольные  процедуры с целью выявления  степени надежности информации. Вся  система органов, осуществляющих в отношении экономических субъектов процедуры финансово-экономического контроля, условно разделена на внешние органы контроля и внутрихозяйственные. К внешним органам относятся: аудиторские фирмы и аудиторы; органы контроля банков, страховых, инвестиционных и иных организаций и учреждений, особо заинтересованных в высокой степени достоверности информации; органы государственного финансового контроля, налоговые органы, органы исполнительной власти. К внутрихозяйственным органам контроля относятся: ревизионная комиссия (контроль проводится в соответствии с учредительными документами в интересах собрания собственников или акционеров предприятия), наблюдательный совет (контроль осуществляется в соответствии с учредительными документами в интересах собрания собственников или акционеров предприятия), отдел внутреннего аудита (контроль осуществляется отдельной постоянно действующей службой в первую очередь в интересах высшего звена управления) [16, с. 79].

Особое  место среди институтов контроля достоверности и полноты экономической информации занимают органы системы внутрихозяйственного контроля. Система внутрихозяйственного контроля представляет собой совокупность органов контроля, выполняющих контрольные в интересах тех или иных групп пользователей экономической информации.

Внутрихозяйственный контроль широко используется в мировой  практике ведения бизнеса. Его необходимость  очевидна в современных условиях хозяйствования в Беларуси. Внутрихозяйственный контроль является одной из важнейших функций управления, поэтому, чем сложнее организационная структура экономического субъекта, тем более совершенной и гибкой должна быть система внутрихозяйственного контроля.

Внутрихозяйственный контроль – единство органов контроля объектов контроля и форм его реализации. По форме организации внутрихозяйственный контроль представлен отделами и службами, функционирующими на предприятии. К ним относятся: ревизионная комиссия; отдел внутреннего аудита; наблюдательный совет; службы и отделы, осуществляющие контроль внутри отделов [44, с. 81].

В современных  условиях государство, ведомства не несут ответственность за жизнеспособность организации, которая находится  под влиянием большого числа рисков, как внешних, так и внутренних. Внутренний аудит перерастает их функции, первоначально ориентированной на проверку финансово-бухгалтерской отчетности и минимизацию налогов (как функции внешнего аудита), функцию, охватывающую все аспекты деятельности компании.

Внутренний  аудит (служба внутреннего аудита) выступает  неотъемлемой частью управленческого контроля предприятия, тем самым проявляет общность с внутренним контролем и контрольно-ревизионной службой. При этом различие между этими службами заключается в выполняемых ими функциях контроля и занимаемом ими положении в структуре предприятия.

К функциям внутреннего контроля часто относят: оперативную, защитную, регулятивную, информативную, коммуникативную и  превентивную. Последняя функция  в современных условиях особенно важна, так как предварительный  контроль предупреждает нежелательные отклонения, защищает организацию от неблагоприятных последствий тех или иных действий.

Задачей внутреннего аудита является предоставление объема информации, удовлетворяющего требованиям внутренних пользователей, при минимально низких затратах. Выгода, полученная от пользования информацией, должна быть больше, чем затраты на обеспечение жизнедеятельности системы аудита. Объем работы службы внутреннего аудита должен сопоставляться с результативными финансовыми показателями работы организации.

Кроме задач чисто контрольного характера, внутренние аудиторы могут выполнять экономическую диагностику, осуществлять анализ перспективы развития предприятия, разрабатывать финансовую стратегию, вести маркетинговые исследования, управленческое консультирование. Однако при этом следует помнить, что внутренний аудит не является решением всех проблем. Так, он не может, например, детально проверять каждый бизнес-процесс, однако может оптимизировать его с позиции рисков; не может осуществлять деятельности, которые влияют на его независимость.

Внутренний  аудит необходим не только собственникам, но и менеджменту компании. Задачи менеджеров – это управление бизнесом, достижение поставленных целей наиболее эффективным образом. Внутренний аудит  по сути своей работы обладает информацией по всем аспектам деятельности компании и инструментарием для обобщения и анализа данных, поэтому тесное взаимодействие с внутренним аудитом повышает эффективность принятие решений менеджментом. Именно внутренний аудит является объективным источником информации, помогающим менеджеру по-новому посмотреть на вещи и оценить качество выполнения принятых решений [44, с. 83].

Существование аудита в системе внутрихозяйственного учета и контроля подтверждается тем, что его отчеты используются на разных уровнях управления. Отчетная информация аудита служит базой для учета.

Методика  организации деятельности внутреннего  аудита может быть представлена некоторыми его элементами. Например, такими как: разработка программы внутреннего аудита; общее описание и оценка системы управления, проверка деятельности различных звеньев управления; проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработка рекомендаций по их совершенствованию; работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля; проверка достоверности показателей бухгалтерской и статистической отчетности, правильность расчетов и своевременность уплаты налогов; подготовка предприятия к внешнему аудиту и налоговому контролю; документирование и оформление результатов внутреннего аудита.

По  каждому из перечисленных элементов  в арсенале внутреннего аудита должен присутствовать перечень необходимых  направлений, методик и процедур по реализации своей деятельности.

Исходной  базой для осуществления внутреннего аудита служит внутренняя бухгалтерская, сегментарная отчетность. Решение о необходимости создания внутреннего аудита не должно определяться наличием у организации внешнего аудитора. Следует отметить, что выполнение указанных аудиторских процедур входит в обязанность и внешнего аудита. Однако организация в системе внутрихозяйственного учета и контроля по своим функциям, целям, задачам, результатам работы отличается от внешнего аудита.

Основными видами деятельности организации, применительно  к которым может осуществляться внутренний аудит, является: разработка новых видов продукции и внедрение ее в производство; производство и обслуживание продукции (закупки сырья и материалов, изготовление продукции, контроль и испытание, хранение, транспортирование, реализация продукции); техническое и материальное обеспечение производства; обеспечение эффективного функционирования системы менеджмента качества, которое предполагает определение экономического эффекта от произведенных затрат в мероприятия по совершенствованию качества продукции [47, с. 7].

Одним из важнейших направлений деятельности внутреннего аудита становится аудит  информационных систем (информационных технологий).

Конечная цель любого контрольного органа, в том  числе и службы внутренний аудит  – увеличение стоимости организации и ее деловой репутации. Эта цель достигается через эффективное использование имеющихся у организации ресурсов. Поэтому деятельность организаций, которые серьезно относятся к вопросам внедрения внутреннего аудита, характеризуется высокими финансовыми показателями, более привлекательны для инвесторов, имеют конкурентное преимущество на рынке.

 

2.3. Правовой статус аудиторской фирмы

 

На уровне отдельных  аудиторских фирм внутреннее регулирование  формируется в рамках самой организации путем принятия тех или иных оперативных решений. Отдельные аспекты регламентируются учетной политикой, внутрифирменными стандартами аудита и другими внутренними документами. В настоящее время развитие данного элемента организационно-экономического механизма идет через объединения аудиторских фирм и интеграцию опыта, внедрения стандартизированных методов оказания услуги др. Однако подходы эти замкнуты, как правило, в рамках одной организации.

Это вызвано главным  образом следующими причинами.

В условиях бухгалтерской и налоговой реформ аудиторские организации часто выступали в роли консультантов по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, а также защитников интересов перед органами налоговой инспекции. В связи с этим большое внимание уделялось построению системы быстрого реагирования на изменения в законодательстве и информирования хозяйствующего объекта по вопросам адаптации к ним. Пройдя первый этап развития, аудиторский бизнес столкнулся с новыми задачами, диктуемыми развитием экономики страны и ее укреплением, необходимостью принятия общемировых стандартов и поиском путей совершенствования деятельности [51, с. 94].

Наличие высокого процента малого бизнеса –  это не только положительный фактор повышения конкурентоспособности, но и одна из проблем рынка отечественного аудита. В такой ситуации возникающие идеи и решения в сфере управления хозяйственной деятельностью зачастую не работают. В основном это связано с уходом отдельных объектов малого бизнеса с рынка (из-за невозможности выдерживать конкуренцию), перетоком наиболее квалифицированных специалистов из управленческого состава в более развитые отрасли рынка, ориентацией на краткосрочные цели в форме увеличения заказов и их быстрого выполнения и т.д.

Конкуренция среди организаций, в том числе  аудиторских фирм, порождает образование  некоторой части закрытой информации, в частности управленческого характера. Способы организации деятельности, методы экономического анализа, варианты работы с оперативной информацией – все это управленческое звено (как часть сильной стороны организации в ее выживании на рынке) стремится сделать строго конфиденциальной.

Такие элементы как: рыночное воздействие  на экономические и организационные  процессы аудиторской деятельности; государственное нормативно-правовое регулирование вопросов аудиторской  деятельности; внутреннее регулирование отдельных аспектов аудиторской деятельности; конкретные методы и приемы воздействия на экономические и организационные процессы аудиторской деятельности, одновременно действуя на поведение фирмы на рынке аудиторских услуг, имеют особенности, которые зависят от специфики аудиторской деятельности. Наиболее важными моментами в этой деятельности являются следующие.

Во-первых, результат деятельности каждой организации  приобретает материально-вещественный либо нематериальный (социальный) характер. В первом случае на выходе получаются материальные блага в результате производства товаров, выполнения работ; во втором – нематериальные блага, которые потребляются в процессе осуществления деятельности. В последнем случае такой вид деятельности обозначает оказание услуги. Услугой является и результат аудиторской деятельности. Отличие оказания услуги от производства материальных благ выражается в высокой степени ее индивидуализации.

Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь