Правовые основы аудиторской деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

В конце этого века (как и вначале) В России вновь произошёл крупнейший в мире передел собственности, но национально ориентированный капитал. Который должен оберегать аудитор, ещё очень слаб и хил. Пока он страдает от провокационно - карательного характера налоговой системы, и от явного криминалитета. Тем не менее именно национально ориентированный капитал больше всего нуждается в становлении сильного правового государства, в действенных и авторитетных аудиторских услугах.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1 Понятие аудита и аудиторской деятельности . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2 Виды, цели и задачи аудита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Глава 2 Правовые основы аудиторской деятельности в РФ . . . . . . . . . . 14
2.2 Требования, предъявляемые к аудиторам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.3 Правовое значение аудиторского заключения . . . . . . . . . . . . . . . .18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсовая рпп.docx

— 46.16 Кб (Скачать файл)

 

 

 

        Содержание      

        Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1 Понятие аудита и аудиторской деятельности . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.2 Виды, цели и задачи аудита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Глава 2 Правовые основы аудиторской деятельности в РФ . . . . . . . . . . 14

2.2 Требования, предъявляемые к аудиторам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

2.3 Правовое  значение  аудиторского  заключения . . . . . . . . . . . . . . . .18

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        Истекшее  десятилетие  рыночных  преобразований  в  России  заставило  экономически  активное  население  по - новому  взглянуть  на  многие  проблемы  управления и  контроля. Руководители  различного  уровня,  учётный  персонал  предприятий  и  практикующие  аудиторы  чётко  осознали,  что  необходимы  не  только  изучение  различных  элементов  «передовых  технологий»  западной  экономики (в том  числе  международного  опыта  аудита), но  и  их  адаптация  к  реальным  условиям  нашего  отечественного  рынка. А  поскольку  рынок  России  возрождается  не  на  пустом  месте,  то  нужно  максимально  использовать  наши  собственные  достижения, наш  немалый  опыт  в  области  управления  и  контроля.

        В  конце  этого  века (как  и  вначале)  В  России  вновь  произошёл  крупнейший  в  мире  передел  собственности,  но  национально  ориентированный  капитал. Который  должен  оберегать  аудитор, ещё  очень  слаб  и  хил. Пока  он  страдает  от  провокационно - карательного  характера  налоговой  системы, и  от  явного  криминалитета. Тем  не  менее   именно  национально  ориентированный  капитал  больше  всего  нуждается  в  становлении  сильного  правового  государства,  в  действенных  и  авторитетных  аудиторских услугах.  Ему  нужны  хотя  бы  условные  гарантии  выживаемости.  Новые  приоритеты  в  политике  и  экономике, начавшаяся  приватизация  и  переход  торговых,  строительных  и  бытовых  предприятий,  промышленного  и  агропромышленного  комплекса  к  рынку  ещё  на  рубеже  80-90-х гг. объективно  вызвали  соответствующую  потребность.   Они  породили  и  развивали, обостряли  спрос  на  аудиторские  услуги.

В  нашей  стране  аудит  зародился  в  конце  80-х  годов  и  стал  быстро  развиваться.  Аудитор  превратился  в  весьма  важную  и  престижную  фигуру  на  возрождающемся  рынке  России. Аудиторы  напряжённо  работают,  сами  проводят  к  рынку  через  российскую  правовую  и  учётную  трясину  не  без  оснований  колеблющихся  акционеров,  а  также  более  энергичных  предпринимателей  и  представителей  властных  структур  всех  уровней  управления  страной.

 

Глава1 Понятие аудита и аудиторской деятельности

внешний внутренний аудит

Аудиторская деятельность (аудит) - это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.1

Аудит (аудиторская проверка) - независимая проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций. Независимость аудиторов и аудиторских фирм при проведении проверки - это ключевой принцип проведения аудита (закон содержит достаточно детальную расшифровку данного понятия).

Объектом аудита могут выступать не только организации, но и индивидуальные предприниматели, так как закон не предусматривает различий между ними при выделении критериев обязательности аудита.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти.

Аудитором является физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора. При этом необходимо наличие безупречной деловой репутации, подтвержденной рекомендациями не менее трех аудиторов, и отсутствие судимости. Он вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве предпринимателя, осуществляющего свою

деятельность без образования юридического лица (индивидуального аудитора).


1 Федеральный Закон от 30.12.2008г. № 307 – ФЗ « Об аудиторской деятельности»

 

 

Индивидуальный аудитор вправе проводить аудит, кроме обязательного аудита и оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.

Не менее 50 % кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации выступает иностранный гражданин, - не менее 75 %. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, должно быть аудитором.

В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов. По замыслу законодателей данная норма вместе с требованием о том, что обязательный аудит может быть проведен только аудиторской организацией, должна служить повышению качества аудита. Предполагается, что большее количество квалифицированных специалистов в аудиторской фирме будет способствовать общему повышению качества ее работы.

Аудиторы и аудиторские организации должны быть членами в одном из саморегулируемых объединений и быть включенными в Единый реестр аудиторов и аудиторских фирм. Только после выполнения всех этих условий можно осуществлять аудиторскую деятельность и оказывать сопутствующие услуги, связанные с выражением мнения, в противном случае деятельность считается незаконной, со всеми вытекающими из этого последствиями. Это же правило распространяется на все коммерческие организации, использующие в своем названии слово «аудиторская» и все производные от слова «аудит».

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах. В настоящее время в России действует следующая система регулирования аудиторской деятельности:

Закон об аудиторской деятельности;

 другие  федеральные законы и иные  нормативные правовые акты по  проведению аудита, изданные в  соответствии с Законом аудиторской  деятельности и не противоречащие  ему;

        Федеральные стандарты аудита;

стандарты саморегулируемых аудиторских объединений;

внутрифирменные аудиторские стандарты.

Таким образом, Закон об аудиторской деятельности является главенствующим документом в системе прямого регулирования аудиторской деятельности. Он определяет понятия аудита, аудитора, правовые моменты организации и функционирования, критерии обязательности аудиторских проверок, виды сопутствующих аудиту услуг, место стандартов и норм профессиональной этики, права и обязанности аудиторов и проверяемых субъектов, основные аспекты контроля качества в аудите, вопросы аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, роль саморегулируемых аудиторских объединений и др. Соблюдение его является обязательным для всех аудиторов и аудиторских организаций, а также для лиц, подлежащих обязательному аудиту.

Федеральные стандарты аудита являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в которых указано, что они имеют рекомендательный характер, они утверждаются Правительством РФ. Данные стандарты разработаны в России в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), для усиления практической направленности и единообразия проведения аудита разрабатываются методики по отдельным вопросам, например по проверке материально-производственных запасов или по проверке расчетов по налогу на прибыль, которые, в отличие от стандартов, носят чисто рекомендательный характер. Разработка данных стандартов в России еще не полностью закончена, так, в настоящее время принято 23 правила.

Саморегулируемые аудиторские объединения вправе разрабатывать свои стандарты и методические материалы по применению федеральных стандартов, где могут устанавливать дополнительные требования по проведению аудита, но они не должны противоречить федеральным стандартам и Закону об аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и не могут устанавливать требования ниже определенных в федеральных стандартах.

Кроме того, аудиторы, аудиторские организации, саморегулируемые аудиторские объединения и их работники обязаны соблюдать кодекс профессиональной этики.

 

 

1.2Виды, цели и задачи аудита

       

         Виды  аудиторов:

  • Внешние,  или  независимые,  аудиторы,  не  принимаемые  на  службу  теми  предприятиями  и  организациями,  которые  подвергаются  аудиту,  а  также  не  имеющие  родственных  связей  с  представителями  её  руководства,  не  участвовавшие (даже  косвенно,  например, как  держатель  акций)  в  её  хозяйственной  жизни,  хотя  получают  вознаграждение  от  клиента за  свою  работу. Независимые  аудиторы  проверяют  финансовый  отчёт  для  удовлетворения  потребностей  инвесторов  и  кредиторов. В  условиях  рынка  такие  аудиторы  чаще  всего  осуществляют аудит  бухгалтерской  отчётности. Результатом  проверки  является  представление  заключения  относительно  правильности  составления  финансовых  отчётов (в  материальном  отношении) в соотношении  с  общепринятыми  принципами  бухгалтерского учёта.
  • Внутренние  аудиторы,  являющиеся  служащими  тех  хозяйственных  систем,  структурные  организационные  подразделения  которых  они  ревизуют,  но  работающие  в  составе  администрации, т.е.  независимо  от  тех  подразделений  и  тех  видов  деятельности, которые  они проверяют  и  ревизуют. Институт  внутренних  аудиторов  определяет  внутренний  аудит  как  независимую  оценку,  проводимую  внутри  организации. Задача  внутренней  аудиторской  службы  состоит  в  помощи  членам  организации  эффективно  выполнять  свои  должностные обязанности -отдел  внутреннего  аудита  является  составной  частью  организации  и  функционирует  в  рамках  политики,  определённой  руководством  и  правлением (советом  директоров).
  • Кроме  перечисленных  видов  аудита, аудиторская  деятельность  подразделяется  на  обязательный  и  инициативный.

Независимость (как главный  принцип  аудита)  внутренних  аудиторов  отличается  от  независимости  внешних. Независимость  внутренних  определяется  их  статусом  в  организации, т.е.  их  функцией  и  подчинением,  а  также  объективностью. Для  внешних  же  аудиторов  независимость  определяется  отсутствием  каких - либо  обязательств  или  финансовой  заинтересованности  в  фирме - клиенте, его  руководстве  или  владельцах.

        При  рассмотрении целей, задач и общих  принципов аудита необходимо  руководствоваться не только  положениями Закона об аудиторской  деятельности, но и стандартами.

       Федеральный  стандарт аудита № 1 «Цель и  основные принципы аудита» устанавливает  единые цели и основные принципы  проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудиторская  организация и индивидуальный  аудитор обязаны соблюдать. В  стандарте рассмотрены следующие  основные вопросы:

цель аудита;

общие принципы аудита;

объем аудита;

разумная уверенность;

ответственность за финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудит финансовой отчетности призван дать аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами финансовой отчетности. При выражении своего мнения аудитор «дает достоверное и объективное представление» или «представляет объективно и во всех существенных аспектах», что равнозначно1.

         Целью аудита является выражение  мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых  лиц и соответствии порядка  ведения бухгалтерского учета  законодательству РФ. Данное определение  приведено и в законе, и в  стандарте, оно является полным  и исчерпывающим. Исходя из этого, целью аудита не является поиск  ошибок и разоблачение недобросовестных  действий.


1 Стандарты аудиторской деятельности: Учебное пособие. -2-е изд.-М.: ИНФРА-М, 2010

      

 Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к бухгалтерской отчетности, пользователь не может принимать данное мнение ни как выражение уверенности в жизнеспособности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.

       Необходимо  при этом напомнить, что под  достоверностью понимается степень  точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю  этой отчетности на основании  ее данных делать правильные  выводы о результатах хозяйственной  деятельности, финансовом и имущественном  положении аудируемых лиц и  принимать базирующиеся на этих  выводах обоснованные решения.

Информация о работе Правовые основы аудиторской деятельности в РФ