Лекции по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:06, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Понятие финансов и финансовой деятельности

Вид занятия: вводная лекция, включающая в себя:
Понятие финансов.
Особенности финансов как экономической категории.
Функции финансов.
Финансовая система РФ

Файлы: 1 файл

Kurs_lektsy_Finansove_pravo.doc

— 498.00 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Понятие  финансов и финансовой деятельности

 

Вид занятия: вводная лекция, включающая в себя:

  • Понятие финансов.
  • Особенности финансов как экономической категории.
  • Функции финансов.
  • Финансовая система РФ.
  • Понятие и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, ее организационно-правовые особенности.
  • Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
  • Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности.

Цель  лекции: представить студентам систематизированные основы научных знаний о финансах и финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Вопросы лекции:

  1. Финансы и функции финансов.
  2. Финансовая деятельность и ее принципы.
  3. Методы осуществления финансовой деятельности.
  4. Финансовая система Российской Федерации.

Образовательные технологии: информационная лекция, объяснительно-иллюстративный метод при изложении ее отдельных вопросов.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте понятие финансов и финансовой системы.
  2. Что означает понятие «финансовая деятельность» государства?
  3. С помощью каких методов государство осуществляет финансовую деятельность?
  4. Охарактеризуйте принципы финансовой деятельности государства.
  5. Какие органы государственной власти осуществляют финансовую деятельность?
  6. Какие специальные органы исполнительной власти осуществляют финансовую деятельность?

 

         Термин «финансы» происходит от латинского глагола finare — окончить, урегулировать спор (как правило, денежный). С XVIII в. понятие «финансы» получает международное признание и применяется для обозначения всех отношений, связанных с доходами и расходами.

Финансы — совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Сущность финансов проявляется в их функциях, их обычно выделяют четыре.

Распределительная функция — в ходе ее реализации разрабатываются и утверждаются бюджеты (федеральный, субъектов федерации и местные).

Функция контроля —регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Регулирующая  функция заключается в воздействии государства на процесс воспроизводства через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

Стабилизационная  функция финансов заключается в обеспечении всех субъектов финансовых правоотношений стабильными экономическими и социальными условиями.

          Таким образом, финансовая деятельность  государства представляет собой  осуществление им функций по образованию, распределению, аккумуляции и использованию денежных средств в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

          Финансовая деятельность государства  основана на основополагающих правилах и требованиях — принципах, присущих всей деятельности Российского государства и закрепленных Конституцией Российской Федерации.

           Принцип законности является основополагающим общеправовым принципом российского права и необходимым условием нормального функционирования любой правовой системы. Он заключается в том, что вся финансовая деятельность детально урегулирована нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип федерализма заключается в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансового, валютного, кредитного регулирования (ст. 71 Конституции РФ).

Принцип единства финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещения финансовых средств и единства денежной системы (ст. 8 Конституции РФ).

Принцип гласности гарантируется ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Принцип участия  граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления обеспечивается ст. 32 Конституции РФ, утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Принцип плановости означает, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

            Государство осуществляет финансовую  деятельность при помощи различных методов (способов), зависящих от многих факторов, в частности, от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности делят на две группы.

Методы собирания  денежных средств, которые, в свою очередь, подразделяют на:

налоги, с помощью которых государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня;

добровольные  взносы (вклады граждан в банки, покупка ценных бумаг, пожертвования и пр.);

страхование, что позволяет привлеченные таким образом средства использовать в денежном обороте;

иные.

Методы распределения  и использования:

финансирование — заключается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств различным субъектам;

кредитование — целевая, возвратная и возмездная передача денежных средств.

             Формы финансовой деятельности  государства — это действия государственных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми, которые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми, опосредующими организационные отношения (например, проведение совещаний в аппарате налоговых органов, разъяснение финансового законодательства населению и др.).

             Финансовая система Российской Федерации как совокупность финансовых институтов включает:

1) государственную бюджетную систему,  состоящую из федерального бюджета,  бюджетов субъектов Федерации  и бюджетов местного самоуправления;

2) внебюджетные специальные фонды;

3) государственный и банковский кредит;

4) фонды страхования (имущественного  и личного);

5) финансы хозяйствующих субъектов  и отраслей.

           Рассмотрим  финансовую систему России как совокупность государственных органов и учреждений.

           Государственная Дума, которая, являясь представительным органом, обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам:

федерального бюджета;

федеральных налогов и сборов;

финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

           Кроме  того, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ, федеральные представительные органы и представительные органы субъектов федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджет республик, входящих в состав РФ.

           Правительство РФ, которое, реализовывая исполнительную власть, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ:

разрабатывает и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

представляет Государственной  Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики в  пределах соответствующей территории.

           В  компетенцию представительных и  исполнительных органов власти, наряду с другими функциями,  входят общие финансовые вопросы,  решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Российской Федерации или ее субъектов, а также административно-территориальных единиц местного уровня.

           Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится и финансовая политика.

           Министерство финансов РФ, которое, являясь федеральным органом исполнительной власти, обеспечивает проведение единой государственной финансовой политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.

           Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

            Систему кредитных учреждений  возглавляет Центральный банк РФ (Банк России), одновременно осуществляя функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. Вместе с Правительством РФ Банк России определяет политику государства в области денег и денежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков, проводит денежную эмиссию. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

             Органы, осуществляющие контроль в области финансовой деятельности:

             Федеральное казначейство Российской Федерации взаимодействует с органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, координирует работу по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации, следит за государственной казной;

           Счетная палата РФ, подотчетная Федеральному Собранию РФ, осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

           Федеральная налоговая служба входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.

 

Тема 2. Понятие финансового права. Источники финансового права

 

Цель  лекции: представить студентам систематизированные основы научных знаний о финансовом праве.

Вопросы лекции:

    1. Понятие финансового права.
    2. Предмет, метод, система финансового права
    3. Источники финансового права
    4. Финансовые правоотношения

           Образовательные технологии: информационная лекция, объяснительно-иллюстративный метод при изложении ее отдельных вопросов.

Контрольные вопросы:

    • Дайте понятие финансов и финансовой системы.
    • Что означает понятие «финансовая деятельность» государства?
    • С помощью каких методов государство осуществляет финансовую деятельность?
    • Охарактеризуйте принципы финансовой деятельности государства.
    • Какие органы государственной власти осуществляют финансовую деятельность?
    • Какие специальные органы исполнительной власти осуществляют финансовую деятельность?
    • Какие государственные органы осуществляют контроль в области финансовой деятельности?

 

         

          Финансовое право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств. Однако финансовое право достаточно широко взаимодействует с другими отраслями права, в том числе с гражданским. Связь финансового права с гражданским правом определена тем, что часть отношений в области кредита, расчетов, страхования регулируется нормами гражданского права. Отличие заключается в том, что гражданско-правовые отношения предусматривают равенство сторон, в то время как финансово-правовые отношения подразумевают наличие властных полномочий, присущих государственным и финансово-кредитным органам.

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"