Лекции по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:06, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Понятие финансов и финансовой деятельности

Вид занятия: вводная лекция, включающая в себя:
Понятие финансов.
Особенности финансов как экономической категории.
Функции финансов.
Финансовая система РФ

Файлы: 1 файл

Kurs_lektsy_Finansove_pravo.doc

— 498.00 Кб (Скачать файл)

Как видим, порядок зачисления налогов в тот или иной бюджет совершенно не влияет на отнесение  его к федеральным, региональным или местным.

Кроме этого, в зависимости от категории налогоплательщиков налоги подразделяются на:

налоги, уплачиваемые физическими  лицами (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налоги на имущество, переходящее  в порядке наследования или дарения  и др.);

налоги, уплачиваемые организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций и др.);

смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и  организациями (НДС, акцизы, единый социальный налог, таможенные и государственные  пошлины, земельный налог и др.).

По объекту налогообложения  выделяют:

1) налоги на имущество;

2) налоги на доходы (прибыль);

3) налоги на определенные  виды деятельности.

В зависимости от субъекта налоги подразделяют на прямые (платит непосредственно налогоплательщик) и косвенные (платит конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг).

По масштабам применения косвенные налоги с определенной долей условности можно разделить  на универсальные (налог на добавленную  стоимость) и специальные (например, акцизы)

По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные (исчисляются налоговыми органами) и неокладные (исчисляемые частными лицами: налогоплательщиками или налоговыми агентами).

 

Понятие и  основания налоговой ответственности. Налоговое правонарушение. Виды налоговых  правонарушений

Налоговая ответственность  — это охранительное правоотношение между государством и правонарушителем (налогоплательщиком, налоговым агентом  и т.д.), где государству в лице налоговых органов и судов  принадлежит право налагать налоговые  санкции за совершенные налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, а нарушителю — обязанность эти санкции уплатить. Привлечение к налоговой ответственности преследует карательно-штрафную и превентивно-воспитательную цели. Налоговые санкции применяются как ответная мера, отражающая негативную реакцию государства на налоговое правонарушение.

Основаниями налоговой  ответственности выступают:

1) нормативное основание  — закрепленная в законе нормативная  модель правонарушения;

2) фактическое основание  — реально совершенное налоговое правонарушение;

3) процессуальное основание  — акт налогового органа или  суда о привлечении к ответственности.

Налоговое правонарушение — виновно совершенное, вредное, противоправное деяние (действие или  бездействие), за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Признаки налогового правонарушения — это противоправность, реальность, вредность, виновность, наказуемость.

НК РФ содержит исчерпывающий  перечень налоговых правонарушений, новые составы которых могут  устанавливаться только путем внесения соответствующих изменений и дополнений в НК РФ. Всего предусматривается 12 составов налоговых правонарушений, в том числе:

нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

непредставление налоговой  декларации;

неуплата или неполная уплата сумм налога;

непредставление налоговому органу сведений, необходимых для  осуществления налогового контроля.

Налоговые санкции носят исключительно имущественный характер и применяются в виде штрафов.

 

Тема 6. Государственный кредит

 

Цель  лекции: представить студентам систематизированные основы научных и практических знаний о государственном  кредите.

Вопросы лекции:

    1. Понятие и предмет государственного кредита.
    2. Получатели бюджетных кредитов.
    3. Понятие «государственный долг» и его структура.
    4. Внутренний и внешний государственный долг.
    5. Управление и обслуживание государственного долга.
    6. Внутренние и внешние государственные заимствования.

Контрольные вопросы:

    • Что представляет собой государственный кредит?
    • В чем заключаются особенности финансирования кредитов в зависимости от получателя бюджетных средств?
    • Что является предметом государственного кредита?

 

       Государственный   кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.

       Бюджетный  кредит является одной из форм  расходов бюджетов, а в случае  направления средств, предоставленных юридическому лицу в виде бюджетного кредита, на инвестиционные цели, указанные средства относятся к капитальным расходам бюджетов. Возврат же средств, предоставленных как бюджетные кредиты, доходом бюджетов не является и отражается в составе расходов бюджетов со знаком «минус».

       Предметом  бюджетного кредита могут быть  исключительно денежные средства, так как бюджет есть форма  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).

       Срок  предоставления бюджетного кредита  не ограничен финансовым годом  и определяется соглашением сторон  на основании решения органа  исполнительной власти (местного  самоуправления), уполномоченного соответствующим нормативным актом предоставлять бюджетные кредиты в пределах лимитов, предусмотренных соответствующими бюджетами.

        Получателями бюджетного кредита  являются:

юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации в установленном порядке;

бюджеты другого уровня бюджетной системы России.

        Получателями бюджетного кредита  не могут выступать:

бюджеты другого уровня при наличии просроченной задолженности  по ранее полученным бюджетным кредитам;

юридические лица, в отношении которых в установленном порядке принято решение о ликвидации и реорганизации, а также находящиеся в стадии реорганизации, финансового оздоровления, банкротства;

юридические лица, не имеющие  обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий;

юридические лица, имеющие  задолженность по обязательным платежам в бюджеты любого уровня бюджетной  системы Российской Федерации или  государственные внебюджетные фонды;

юридические лица, имеющие просроченную задолженность по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

        Особенности финансирования кредитов  в зависимости от получателя  бюджетных средств.

       Условия  и порядок предоставления бюджетных кредитов бюджетам другого уровня бюджетной системы РФ регламентируются отдельным нормативным актом соответствующего уровня, либо в составе нормативного акта о бюджете на очередной финансовый год России, а не Бюджетным кодексом РФ.

       Кредиты,  предоставляемые юридическим лицам, делят на два вида в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица:

предоставляемые государственным  и муниципальным унитарным предприятиям — без уплаты процентов и на условиях отсутствия требований о предоставлении обеспечения обязательства по возврату кредита;

иным юридическим лицам  — на условиях возвратности и возмездности. Размер процентов (платы) должен быть не более учетной ставки рефинансирования Банка России.

Финансово-правовые отношения, связанные с государственным кредитом, образуют внутренний и внешний государственный долг.  

        Понятие «государственный долг»  и его структура. Внутренний  и внешний государственный долг. Управление и обслуживание государственного  долга. Государственная долговая  книга Российской Федерации. Внутренние и внешние государственные заимствования.

         Государственным долгом Российской  Федерации признаются ее обязательства  перед физическими и юридическими  лицами, иностранными государствами,  международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Он обеспечивается полностью и без условий всем государственным имуществом Российской Федерации, составляющим его казну.

         Структура государственного долга определяется через следующие формы долговых обязательств России:

      Кредитные  соглашения и договоры с кредитными  организациями, иностранными государствами  и международными финансовыми  организациями, где Российская  Федерация выступает в качестве заемщика. От имени Российской Федерации эти договоры (соглашения) заключают Правительство Российской Федерации, Министерство финансов России, иные уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

       Государственные  ценные бумаги обычно выпускаются в форме облигаций, удостоверяющих право их владельцев на получение от эмитента, которым выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства Российской Федерации отнесено составление и/или исполнение федерального бюджета, денежных средств или, в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг, иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав.

       Государственные гарантии РФ по обеспечению исполнения обязательств  третьих лиц, возникших в результате осуществления ими займа путем эмиссии ценных бумаг, в силу которого РФ (гарант) дает обязательство отвечать за исполнение обязательств третьих лиц (принципалов) полностью или в части перед владельцами этих ценных бумаг (бенефициарами).

        Долговые обязательства Российской  Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет)  и долгосрочными (от пяти лет  до тридцати лет). От сроков действия долговых обязательств следует отличать сроки их погашения (возврата), которые определяются конкретными условиями займа. В Бюджетном кодексе предусматривается недопустимость изменения выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.

          Внутренний государственный долг  составляет сумма задолженности  государства по непогашенным  долговым обязательствам (облигациям) и невыплаченным по ним процентам.

         В состав государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма  долга по государственным ценным  бумагам Российской Федерации,  обязательства по которым выражены  в валюте Российской Федерации;

2) объем основного  долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного  долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

4) объем обязательств  по государственным гарантиям,  выраженным в валюте Российской Федерации;

5) объем иных (за исключением  указанных) долговых обязательств  Российской Федерации, оплата  которых в валюте Российской  Федерации предусмотрена федеральными  законами до введения в действие  настоящего Кодекса.

         В состав государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма  долга по государственным ценным  бумагам Российской Федерации,  обязательства по которым выражены  в иностранной валюте;

2) объем основного  долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств по государственным  гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

        Управление  государственным долгом состоит  в установлении порядка, условий  выпуска (выдачи) и размещении  долговых обязательств. В соответствии  с Федеральным конституционным  законом от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» оно осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.

       Обслуживание  государственного внутреннего долга  Российской Федерации (размещение, выплата доходов и погашение  долговых обязательств) производится безвозмездно Банком России и его учреждениями за счет средств федерального бюджета. Правительство Российской Федерации может определить для обслуживания долга иной федеральный орган исполнительной власти.

          Министерство финансов России ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации (Государственная долговая книга Российской Федерации). Информация о долговых обязательствах вносится в соответствующую долговую книгу в срок, не превышающий три дня с момента возникновения обязательства. В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объемах долговых обязательств (включая гарантии), о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация. Состав, порядок и сроки представления информации устанавливаются Правительством РФ.

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"