Лекции по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:06, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Понятие финансов и финансовой деятельности

Вид занятия: вводная лекция, включающая в себя:
Понятие финансов.
Особенности финансов как экономической категории.
Функции финансов.
Финансовая система РФ

Файлы: 1 файл

Kurs_lektsy_Finansove_pravo.doc

— 498.00 Кб (Скачать файл)

При совершенствовании  системы финансового контроля, принципиально важно использование зарубежного опыта. Здесь речь может идти о поэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики.

Принципиально значимым представляется достижение в деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской Федерации такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.

Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

Весьма своевременным  является предоставление в законодательном  порядке широких полномочий Счетной  палате, являющейся во всех развитых  странах высшим судебным и независимым  органом контроля за формированием  и использованием государственных средств.

 

Контрольные вопросы:

    • Понятие финансового контроля и его роль.
    • Назовите основные принципы и задачи финансового контроля.
    • Какие методы используются при осуществлении финансового контроля?
    • Назовите виды финансового контроля.
    • Каковы основные функции Банка России в области финансового контроля?
    • Какие виды негосударственного финансового контроля Вы знаете?
    • Назовите виды ответственности за нарушение финансового законодательства.

 

Тема 4. Бюджетная система. Бюджетное право

 

Цель  лекции: представить студентам систематизированные основы научных знаний о  бюджетной системе и бюджетном праве.

Вопросы лекции:

  1. Понятие бюджета, его основные функции.
  2. Структура доходов и расходов.
  3. Бюджетная классификация. Бюджетное законодательство
  4. Бюджетное устройство. Бюджетная система РФ, ее структура.
  5. Бюджетный федерализм.
  6. Правовой режим внебюджетных фондов
  7. Бюджетный процесс: понятие и принципы.
  8. Участники бюджетного процесса.
  9. Стадии бюджетного процесса.
  10. Структура органов, обладающих бюджетными полномочиями.

Образовательные технологии: проблемное изложение темы лекционного занятия и объяснительно-иллюстративный метод при изложении ее отдельных вопросов.

Контрольные вопросы:

  • Дайте понятие «бюджет» и перечислите его основные функции.
  • Кто является субъектом бюджетных правоотношений?
  • Назовите важнейшие принципы бюджетного устройства.
  • Дайте понятие единства бюджетной системы России.
  • Что понимается под категориями «бюджетный кредит» и «государственный кредит»?
  • За счет каких средств внебюджетные фонды формируют доходы?
  • Что такое бюджетный процесс, и каковы его основные принципы?
  • Охарактеризуйте стадии бюджетного процесса.
  • Назовите участников бюджетного процесса.
  • Охарактеризуйте виды нарушений бюджетного законодательства.

 

Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах.

Субъектами бюджетных правоотношений являются:

государство, национально-государственные  и административно-территориальные  образования (РФ и ее субъекты, которые  участвуют в бюджетных правоотношениях  через свои представительные и исполнительные органы в интересах РФ или субъектов РФ в целом);

представительные и  исполнительные органы государственной  и местной власти;

организации — получатели бюджетных средств.

К бюджетным  правоотношениям относятся:

отношения, возникающие  между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

отношения, возникающие  между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации, утверждения  и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.

Основными функциями  бюджета являются:

1) перераспределение  национального дохода и ВВП;

2) государственное регулирование  и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение социальной политики;

4) контроль за образованием  и использованием денежных средств.

Инструментом обеспечения  соблюдения принципов бюджетной  системы является бюджетная классификация — установленная группировка доходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита, видов внутреннего и внешнего долга, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней и обеспечивающая сопоставимость их показателей. Бюджетная классификация позволяет систематизировать информацию о состоянии бюджетной системы, она утверждается федеральным законом и является единой для всех уровней бюджетной системы.

Бюджет как система  экономических отношений имеет  две взаимосвязанные составляющие: отношения по поводу образования бюджетного фонда за счет различных видов доходов и по поводу его использования в форме бюджетных расходов. Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления.

Доходы бюджета формируются  за счет налогов и неналоговых  доходов (например, от продажи и использования  государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части  бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики.

Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций — распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

Если запланированные  доходы бюджета превышают расходы  бюджета, то это называется бюджетным профицитом (профицитом бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетным дефицитом (дефицитом бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов (секвестр).

При сбалансированном бюджете  государственные доходы равняются  расходам.

Бюджетное устройство — организация бюджетной системы Российской Федерации.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой. В статье 28 Бюджетного кодекса РФ закреплены следующие принципы построения бюджетной системы:

единство;

самостоятельность бюджетов;

полнота отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

сбалансированность бюджета;

эффективность и экономность  использования бюджетных средств;

общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

гласность;

достоверность;

адресность и целевой  характер бюджетных средств.

Бюджетная система  РФ представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, основанную на экономических отношениях и юридических нормах. Ст. 10 Бюджетного кодекса РФ определяет следующую структуру бюджетной системы:

федеральный бюджет и  бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;

бюджеты субъектов РФ и территориальных государственных  внебюджетных фондов;

местные бюджеты, в том  числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты  внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских  и сельских поселений.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет РФ. Консолидированный бюджет используется в процессе бюджетного планирования и прогнозирования и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей федерального, регионального и местных бюджетов.

Главное звено бюджетной  системы — федеральный бюджет России (республиканский бюджет), в  котором концентрируется основная часть ресурсов бюджетной системы  страны. Республиканский бюджет утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации как закон.

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве — бюджетный  федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения  центра и регионов. В соответствии с действующим законодательством  Российской Федерации доходная часть территориальных бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций кредитных ресурсов.

Закрепленные  доходы — это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты. Например, по действующему законодательству за бюджетами субъектов Федерации закреплен налог на имущество предприятий, за местным бюджетом — налог на имущество физических лиц.

Регулирующие  доходы — это средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджетному звену сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов. Основная часть налоговых доходов субъектов Федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет регулирующих доходов.

Для регулирования бюджета  применяется и метод оказания прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе (межбюджетный трансфер). В настоящее время такая поддержка предоставляется в виде дотаций, субвенций, иных межбюджетных трансфертов бюджетам.

Дотации — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.

Субвенции — средства, предаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия. Субвенции подразделяются на два вида: текущие (направленные на финансирование текущих расходов) и инвестиционные (направленные на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности).

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе (ст. 6 БК РФ). Можно выделить несколько разновидностей бюджетных кредитов:

бюджетный кредит юридическим  лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями (ст. 76 БК РФ);

бюджетный кредит государственным  и муниципальным унитарным предприятиям (ст. 77 БК РФ);

бюджетный кредит бюджету  другого уровня.

Понятие «бюджетный кредит»  следует отличать от понятия «государственный кредит». Понятие «государственный кредит» гораздо шире и охватывает несколько видов договорных отношений:

1) договоры, в которых  государство выступает в роли  заемщика-должника:

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"