Контрольная работа по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 09:51, контрольная работа

Описание работы

1. Финансовая деятельность государства
Финансовая деятельность государства представляет собой осуществление процессов аккумуляции, распределения и использования денежных средств, необходимых для удовлетворения функций государства. Публичная власть в любой демократической стране, в том числе и в России, должна обеспечивать внешнюю безопасность и внешний государственный суверенитет, гарантировать внутренний гражданский мир и возможность свободной реализации гражданских прав, осуществлять полицейские меры охраны общественного порядка и способствовать развитию национальной экономики в целях решения социальных задач.

Содержание работы

1. Финансовая деятельность государства 2
2. Финансовое право Российской Федерации 4
3. Правовое регулирование страхования 12
4. Задача 8. 16
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Вариант 8 Финансовое Сербин ДВГУПС.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)


Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения»

 

 

Кафедра: «Гражданское, предпринимательское и транспортное право»

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

По дисциплине: Финансовое право

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка ___ курса

Группы _____ шифр   28

Сербин

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

г. Хабаровск,

2013г.

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Финансовая деятельность государства

Финансовая деятельность государства представляет собой осуществление процессов аккумуляции, распределения и использования денежных средств, необходимых для удовлетворения функций государства. Публичная власть в любой демократической стране, в том числе и в России, должна обеспечивать внешнюю безопасность и внешний государственный суверенитет, гарантировать внутренний гражданский мир и возможность свободной реализации гражданских прав, осуществлять полицейские меры охраны общественного порядка и способствовать развитию национальной экономики в целях решения социальных задач.

В целом, финансовая политика государства представляет собой  процесс ориентации (направления) экономической  политики страны, в целях воздействия  на структуру и размер валового продукта с помощью регулирования государственных доходов и расходов1. Первоочередной задачей при этом является реализация фискальных интересов (фиск – (от лат. fiscus) – корзина, денежный ящик, казна), а именно – обеспечение государственных доходов, на основе которых функционирует государственный бюджет.

Очевидно, что собственно содержание публичной власти требует  средств, которые государство собирает с физических и юридических лиц в виде обязательных платежей.

Уполномоченные государственные  органы осуществляют специальную финансовую деятельность, которая заключается в планируемом сборе и распределении денежных средств, а также в контроле за соблюдением законности в этой сфере.

Способы аккумуляции  денежных средств:

1. Налогообложение, т.е.  взимание государством обязательных  и установленных законом платежей с физических и юридических лиц в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации или местные бюджеты.

2. Взимание платежей, имеющих характер пошлин, за использование  природных ресурсов и за осуществление  государством юридически значимых  действий в пользу юридических и физических лиц.

3. Привлечение средств  юридических и физических лиц  на добровольной основе: размещение  государственных ценных бумаг,  проведение государственных лотерей.

4. Арендная плата за  использование недвижимости, находящейся  в государственной собственности.

5. Страхование имущества,  личности и ответственности, что  позволяет использовать привлеченные средства.

Способы распределения  и использования денежных средств2:

1. Финансирование –  безвозвратная и безвозмездная  выдача государственных денежных средств из бюджета в соответствии с установленным планом и на определенные цели.

2. Кредитование – возвратная  и возмездная плановая выдача  денежных средств на определенные  цели, осуществляемое в виде банковских ссуд.

3. Расчеты с держателями государственных ценных бумаг.

4. Выплата страховых  возмещений, пенсий и пособий. 

Две основные задачи государства  в сфере финансов

1. Распределительная  задача. В ходе ее реализации  разрабатываются и утверждаются  бюджеты – федеральный, субъектов  федерации и местные. Согласно бюджетам осуществляется сбор денежных средств и их распределение соответственно целевому назначению. Таким образом, реализация распределительной задачи в той ее части, которая предполагает разработку и утверждение бюджетов разных уровней, предполагает возможность аккумуляции денежных средств, необходимых для удовлетворения государственных потребностей.

2. Контрольная задача. Осуществление ее тесно связано  с реализацией финансовой деятельности. По существу, финансовый контроль  – это контроль за законностью деятельности уполномоченных органов по аккумуляции, распределению и использованию денежных фондов.

  1. Финансовое право Российской Федерации

Современное финансовое право как  самостоятельная отрасль права  и соответствующая сфера российского законодательства стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет финансово-правового регулирования, обновляются его подотрасли и институты. В частности, после вступления в действие БК РФ и НК РФ правовое регулирование финансовых отношений пополнилось многими новыми объектами, методами, механизмами, способами, принципами и т. д.

Подобно любой правовой общности финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений3. Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления, носят многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем финансовые отношения исключительно важны для жизнедеятельности всего государства, поэтому должны всесторонне изучаться финансово-правовой наукой и регулироваться правовыми нормами. Одновременно системная организация этих норм, находя свое закрепление в нормативных финансово-правовых актах, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, образует систему финансового законодательства.

Все отрасли права  различаются между собой прежде всего по предмету правового регулирования. Поэтому, чтобы сформулировать понятие финансового права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет. Предмет правового регулирования образуют, как правило, отношения, характеризующиеся следующими признаками: устойчивостью и повторяемостью, что дает законодателю возможность с достаточной точностью фиксировать правоотношения субъектов; способностью к внешнему правовому контролю; нахождением в правовом поле, т. е. под юрисдикцией права.4

Уяснение содержания предмета финансового права позволит выделить его среди других отраслей российского права и определить ту центробежную силу, которая обусловливает объединение финансовых отношений в самостоятельный вид общественных отношений, объективно требующих финансово- правового регулирования.

Специфика отношений, регулируемых нормами  финансового права, состоит в  том, что они складываются в особой сфере жизни общества — финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Финансовое право имеет  определенные закономерности, которые влияют на возникновение, функционирование или прекращение финансовых отношений. Некоторыми подобными закономерностями, например, являются следующие характеристики финансовых отношений:

  • имущественный характер;
  • императивно-властный характер;
  • обусловленность необходимостью материального обеспечения деятельности государства;
  • изначальная конфликтность, вызванная противоречиями между частной и публичной формами собственности;
  • политическая компромиссность правового регулирования.

Финансовое право не является раз  и навсегда сложившимся феноменом. Оно постоянно развивается, обновляется  и совершенствуется адекватно происходящим в стране изменениям. В настоящее время особую актуальность приобретает финансовый контроль, появились теоретические и законодательные основания говорить о финансово-правовой ответственности, возрастает значение процессуальной формы осуществления финансовой деятельности и т. д. Отмеченные изменения, а также присущая финансовому праву развитая и сложная совокупность объективных закономерностей позволяют рассматривать предмет финансового права как совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством (муниципальным образованием) и иными субъектами по поводу аккумулирования, распределения и использования государственных фондов денежных средств, осуществления финансового контроля и привлечения к ответственности за совершение финансового правонарушения.

Можно выделить основные отличительные признаки отношений, составляющих предмет финансово-правового регулирования. Эти отношения:

  • имеют имущественный характер либо связаны или обусловлены имущественным характером;
  • направлены на образование, распределение и использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;
  • их обязательным участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование в лице компетентных органов.

Наиболее полное представление  о структуре предмета финансового  права дает его классификация по различным основаниям.

Во-первых, в зависимости от функций финансовой деятельности предмет финансового права образует отношения, складывающиеся в ходе: аккумулирования денежных средств в государственные или муниципальные денежные фонды; распределения государственных или муниципальных денежных средств; использования государственных или муниципальных ресурсов; осуществления финансового контроля; эмиссии денежных знаков.

Во-вторых, в зависимости от институциональной принадлежности выделяются отношения: бюджетные; возникающие в процессе деятельности государственных или муниципальных внебюджетных фондов; в связи с образованием государственных или муниципальных доходов; в связи с осуществлением государственных или муниципальных расходов; складывающиеся в процессе финансовой деятельности предприятий, организаций, учреждений; налоговые; кредитные; страховые; связанные с денежным обращением и расчетами; возникающие в процессе валютного регулирования.

В-третьих, по экономическому критерию финансовые отношения подразделяются на финансовые и нефинансовые5. Финансовыми являются отношения, опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов, например отношения по бюджетному регулированию, распределению прибыли казенного предприятия, взиманию налогов и т. д. Нефинансовыми являются отношения, в результате функционирования которых не происходит движения денежных средств, однако эти отношения лежат в основе финансовых отношений и направлены на их создание, изменение или прекращение. В качестве примера таких отношений можно привести установление налогов, утверждение сметы предприятия, надзор Центрального банка РФ за деятельностью кредитных организаций и т. д. Иными словами, подобные отношения можно назвать неимущественными, но связанными с имущественными отношениями финансовой деятельности.

В-четвертых, по субъектному составу различают финансовые отношения, складывающиеся между: Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями в лице компетентных органов государственной власти или органов местного самоуправления по поводу распределения финансовых ресурсов государства; финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, относительно выполнения финансовых обязательств перед государством или муниципальным образованием, а также относительно распределения между ними доходов и расходов; государственными (муниципальными) финансово- кредитными органами в сфере их финансовой деятельности, а также между государственными (муниципальными) финансово- кредитными органами и юридическими или физическими лицами в связи с образованием и распределением кредитных ресурсов, централизованных страховых взносов и внесением платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды; государственными и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами, с другой стороны, относительно собственных средств предприятий, учреждений, организаций и их распределением между отраслями народного хозяйства.

Проведенная классификация общественных отношений  позволяет сделать вывод, что  в предмет финансового права входят не все денежные отношения, а только определенная их часть, опосредующая процессы образования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных интересах. Параллельно с финансовыми существуют целые группы денежных отношений, образующие предметы правового регулирования иных отраслей права. Так, денежные расчеты по договору купли-продажи между гражданами относятся к сфере гражданско-правового регулирования, взыскание административных штрафов — к сфере административного права, выплата пенсий — к сфере права социального обеспечения и т. д. Таким образом, не все денежные отношения охватываются финансово-правовым регулированием. В предмет финансового права входят имущественные и связанные с ними неимущественные отношения в сфере публичной деятельности, урегулированные нормами права, как правило, с помощью метода властных предписаний.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"