Контрольная работа по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 09:51, контрольная работа

Описание работы

1. Финансовая деятельность государства
Финансовая деятельность государства представляет собой осуществление процессов аккумуляции, распределения и использования денежных средств, необходимых для удовлетворения функций государства. Публичная власть в любой демократической стране, в том числе и в России, должна обеспечивать внешнюю безопасность и внешний государственный суверенитет, гарантировать внутренний гражданский мир и возможность свободной реализации гражданских прав, осуществлять полицейские меры охраны общественного порядка и способствовать развитию национальной экономики в целях решения социальных задач.

Содержание работы

1. Финансовая деятельность государства 2
2. Финансовое право Российской Федерации 4
3. Правовое регулирование страхования 12
4. Задача 8. 16
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Вариант 8 Финансовое Сербин ДВГУПС.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Вторым  критерием для определения сущности финансового права в системе  российского права служит метод правового регулирования. Специфика общественных отношений, в совокупности образующих предмет финансового права, обусловила и особенности способов государственного воздействия на эту область государственной деятельности.

Понятие «метод», являющееся одним из основополагающих в развитии современной науки, обычно определяется как научная абстракция, фиксирующая совокупность приемов  или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методы  осуществления финансовой деятельности являются важным составляющим элементом  финансового права, поскольку отражают качественную сторону финансовой деятельности и позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений.

Метод финансово-правового регулирования  — это обусловленная публичностью и финансовой значимостью совокупность специфических юридических признаков  финансового права, в которых концентрированно выражаются соответствующие его содержанию и местоположению в системе российского права средства и способы регулирования финансовых отношений6.

Среди общих  методов, применяемых в финансовом праве, наиболее ярко выделяется императивный метод. Императивный метод воздействия на финансовые отношения представляет собой способ властных предписаний, сочетающий в себе нормы- запреты и обязывающие нормы. В финансовом праве этот метод является «сквозным», присущим всем составным частям данной отрасли права, однако в отдельных подотраслях или институтах он может иметь особенности.

Для метода императивного регулирования характерны предписания и запреты. Это объясняется публичной природой финансовых отношений, их значимостью для нормального функционирования всего государства в целом. Действительно, содержание значительной части норм финансового права составляют властеотношения.

Преобладание в финансовом праве  императивных методов правового  воздействия не исключает возможность  управляемой стороны влиять на принятие решения управляющей стороной. Развитие рыночной формы экономики и федеративной формы государства обусловливает  применение согласительных процедур, обсуждение принимаемых решений, договорных методов регулирования финансовых отношений и т. п.

Развитие Российской Федерации  в новых экономических и государственно-политических условиях обусловило расширение применения диспозитивного метода правового воздействия на финансовые отношения. Диспозитивный метод более присущ гражданскому праву, поэтому его «проникновение» в сферу финансового права свидетельствует о допустимости законодателем в некоторой степени сочетания частных и публичных интересов. Безусловно, в силу специфики финансового права названный метод не является аналогом способа правового регулирования гражданских отношений. Относительно публичной финансовой сферы диспозитивность следует рассматривать в качестве предоставления субъектам финансового права известной альтернативной возможности выбора вариантов поведения в рамках финансового законодательства.

Внешнее юридическое выражение  метод диспозитивности находит  и в установлении государством рекомендательных финансово-правовых норм. В современных условиях способ рекомендаций приобретает новую актуальность и наиболее ярко показывает обусловленность финансовой деятельности федеративным устройством государства. Так, ежегодные законы о федеральном бюджете содержат определенные указания субъектам РФ, выполнять которые не обязательно, но в целях реализации единой финансовой политики — желательно. 

С помощью методов  финансового права осуществляется реформирование взаимоотношений субъектов  финансового права на основе совокупности или системы целенаправленных средств для дальнейшего развития финансовой деятельности в соответствии с государственным устройством и публичными потребностями общества.

Названные характерные черты методов  правового воздействия в сочетании  с финансово-правовым механизмом являются основными элементами юридического режима правового регулирования финансовых отношений, при наличии которых финансовое право является самостоятельным правовым образованием в системе российского права.

Таким образом, наличие самостоятельного предмета и соответствующих методов воздействия позволяет утверждать, что финансовое право представляет собой самостоятельную публично-правовую отрасль российского права, которая регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства или местного самоуправления7. Посредством этой отрасли права государство воздействует на систему специфических однородных общественных отношений, возникающих относительно аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, осуществления финансового контроля, денежной эмиссии и привлечения к ответственности за совершение финансовых правонарушений.

Следовательно, финансовое право — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образований в целях осуществления публичных функций.

С помощью финансового  права государство реализует  свою экономическую функцию. Объективная  необходимость регулирования финансовых отношений существует в любом  обществе, поскольку таким образом  государство на основе специфических императивных средств получает возможность влияния на формирование имущественных отношений путем прямого или косвенного вмешательства.

  1. Правовое регулирование страхования

Страховые отношения, как  уже отмечалось, в своей совокупности регулируются нормами различных отраслей российского права: административного, финансового, гражданского и др.

Так, например, нормы финансового  права распространяются на отношения, связанные с образованием и использованием страховых фондов денежных средств, лицензированием страховой деятельности в РФ, условиями обеспечения финансовой устойчивости страховщиков и гарантий их платежеспособности, государственным надзором за страховой деятельностью в РФ, источниками формирования страхового фонда, его взаимоотношениями с другими звеньями финансовой системы, вопросами налогообложения страховой деятельности и др.

Достаточно большая  часть отношений в сфере страховой  деятельности регулируется нормами  гражданского права (см. гл. 48 "Страхование" ст. 927-970 ГК РФ)8 Нормы гражданского права регламентируют существенные условия договора страхования, его форму, права и обязанности субъектов договора страхования, закрепляют объекты страхования.

Страховое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе страховой деятельности, связанной с защитой имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований от наступления неблагоприятных событий (страховых случаев) за счет специальных страховых фондов денежных средств, формируемых из уплаченных ими страховых взносов.

Предмет страхового права - это общественные отношения, возникающие в процессе страховой деятельности, то есть деятельности по формированию, распределению и использованию специальных страховых фондов, создаваемых для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В предмет правового регулирования страхового права входит широкий комплекс общественных отношений.

Под методом правового  регулирования понимается совокупность приемов и способов, с помощью  которых нормы права воздействуют на общественные отношения.

Метод любой отрасли  права определяется предметом правового регулирования. Не составляет исключения и страховое право.

Метод для страхового права характерен как диспозитивный, так и императивный, т.е. предусматривается  применение метода как юридического равенства сторон, их независимости, возможности выбора в совершении дозволенных законом действий, так и властных предписаний со стороны государства.

Источниками страхового права являются законы и иные нормативные  акты представительных и исполнительных органов государственной власти, кодификационные акты, в которых содержатся нормы страхового права9.

Среди источников страхового права основополагающее значение имеет  Конституция Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация этих последствий.

К важнейшему источнику, кроме Конституции Российской Федерации, относится Гражданский кодекс Российской Федерации (гл. 48 "Страхование" ст. 927-970), Кодекс торгового мореплавания от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (гл. XV - договор морского страхования) Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ

Источниками страхового права являются также многочисленные федеральные законы, регулирующие страховые отношения. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) Это закон прямого действия, распространяющийся на всю территорию России. Он охватывает отношения, возникающие между страховыми организациями и гражданами, устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности.

В настоящее время  сложилась определенная система  страхового законодательства, состоящая из нормативных правовых актов, которые можно классифицировать по юридической силе, по масштабу действия, по кругу лиц, на которых они распространяются.

К первой группе нормативных  актов высшей юридической силы, кроме  упомянутых10, можно отнести Закон РФ от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ "О взаимном страховании".

Можно также выделить многочисленные законы, регулирующие правовой статус различных категорий  и групп граждан11. Например, от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и т.д.

Одно перечисление законов, регулирующих правовой статус различных  категорий и групп граждан, свидетельствует о том, какое большое значение имеет страхование в жизни общества.

Нормы страхового права  содержатся в Указах Президента Российской Федерации: от 7 июля 1992 г. "Об обязательном личном страховании пассажиров" от 6 апреля 1994 г. "Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования" Отношения по страхованию регулируются постановлениями Правительства Российской Федерации. Например, постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 1998 г. "О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства" постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. "О порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел".

Кроме того, страховая  деятельность регламентируется ведомственными нормативными актами.

Среди источников можно  выделить международные договоры о  страховании, заключенные Российской Федерацией. (Например, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, заключенное между РФ и Европейским Союзом на острове Корфу 24 июня 1994 г., вступившее в силу с июля 1999 г.).12

Не менее важное значение среди источников страхового права  имеют нормативные акты локального характера. Они наряду с документами, определяющими индивидуально-правовой статус страховых компаний, включают специальные правила (общие условия) добровольного страхования.

  1. Задача 8.

Козлова О.И. систематически уклонялась от уплаты подоходного налога с с доходов, полученных от сдачи жилья в аренду. В течении отчётного периода причинённый ею ущерб государства в виде недоимки составил 8786 рублей.

Определите способ защиты нарушенных прав в сфере налогообложения.

Ответ: В нашем случае действует судебный способ защиты нарушенных прав.

Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих  в налоговых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке.

Административный порядок  действует главным образом в  случае применения мер государственного принуждения в данной области к государственным органам и органам местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям. Широкая сфера его применения в этом случае вызвана необходимостью оперативных действий в области финансов.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"