Финансовый контроль, надзор, их виды и нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль — специальный институт государствен¬ного контроля. Его основная функция — повседневный контроль за образованием и использованием денежных фондов; является
неотъемлемой частью финансового права.
Финансовый контроль, входящий в единый механизм госу-дарственного контроля, является самостоятельной "функцией управления экономикой.

Файлы: 1 файл

оригинал.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Проведение внеплановых проверок допускается в исключительных случаях на основании отдельного соглашения между Высшим Арбитражным Судом РФ и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

В вышеназванном постановлении  также указано, что в случае проведения контрольных мероприятий Счетной палатой РФ осуществление контроля со стороны Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляться не может. »

Высший Арбитражный  Суд РФ также сделал вывод о  том, что поскольку Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора, являющаяся федеральным органом исполнительной власти, осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов, а арбитражные суды являются органами судебной власти, положения ст. 268 БК РФ должны применяться с учетом положений ст. 10 и 120 Конституции РФ о разделении властей, самостоятельности органов исполнительной и судебной власти, независимости судей при осуществлении правосудия.

Также Высший Арбитражный  Суд РФ пришел к выводу, что в  соответствии со ст. 1 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ, обладает полномочиями по осуществлению финансового контроля за использованием бюджетных средств на основании ст. 2 и 9 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» и самостоятельно определяет подлежащие проверке расходные статьи федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению.

Финансовый контроль в малой степени затрагивает  вопросы эффективности использования  бюджетных средств и качества финансового менеджмента, а его  результаты практически не используются при формировании бюджетов и принятии управленческих решений.

В Бюджетном послании также указано, что усиление ответственности органов исполнительной власти и бюджетных учреждений за результативность бюджетных расходов и повышение качества государственных и муниципальных услуг должно сопровождаться расширением их полномочий, созданием стимулов к повышению прозрачности и эффективности не пользования бюджетных средств, прекращением практики мелочной регламентации их деятельности. Это не означает отказа от контроля за целевым использованием бюджетных средств, соблюдением требований законодательства, состоянием и использованием государственного и муниципального имущества. Напротив, такой контроль должен стать более действенным, д ориентированным не только на выявление, но и главным образом на предотвращение финансовых нарушений, должен создавать основу для принятия конкретных управленческих решений только на этой основе в государственном секторе может быть создана эффективная система аудита результативности бюджетных расходов.

Финансовым органам  следует, учитывая позитивный опыт проведенного в 2004—2006 гг. эксперимента по реализации методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты, внедрить систему мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств.

В проведении государственного финансового контроля участвуют министерства и ведомства, осуществляющие ведомственный контроль за рациональным использованием материальных

трудовых и финансовых ресурсов.

Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта.

Финансовый  контроль, осуществляемый контрольными и финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотрен ст. 270 Б К РФ.

Первоосновой же всего  финансового контроля является бухгалтерский учет. Именно по балансу доходов и расходов организации можно проверить и проанализировать, как работает организация, за счет чего создается прибыль, как проводятся расчеты с бюджетом. Систематическое совершенствование законодательства о бухгалтерском учете в форме внесения необходимых изменений обеспечивается высоким юридическим качеством базового тематического закона — 15)Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. Л №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

 

ГЛАВА 4

Внутренний  финансовый аудит органов исполнительной власти

16)Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» введена ст. 270.1, предусматривающая внутренний финансовый аудит.

Согласно данной статье органы исполнительной власти (органы местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.

В связи с введением  данной статьи следует законодательно определить термин «внутренний финансовый аудит». Также возникает вопрос о том, почему подразделения внутреннего финансового аудита не вправе создавать законодательные (представительные) органы и организации.

Становление н развитие аудиторского контроля в нашей стране вызвано развитием рыночных отношений, международных экономических связей. Укрепление акционерных форм собственности, банковского и страхового дела вызвали необходимость создания системы аудита.

Появление первых современных  аудиторских фирм у нас относится к 1987 г., когда вышли постановления о создании на территории нашей страны совместных предприятий. В этих постановлениях предусматривалось, что проверку финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности новых предприятий должны осуществлять за определенную плату хозрасчетные аудиторские организации. Первой из них стала «Инаудит», сейчас такого рода фирм уже довольно много, появляются и филиалы зарубежных аудиторских фирм. Возлагаемая юридическая ответственность за результаты проверок не позволяет аудиторам выдавать необъективную информацию, предопределяет необходимость страхования аудиторов и аудиторской деятельности. В 1991 г. в нашей стране была создана Аудиторская палата. Деятельность ее направлена на более активное, упорядоченное становление и дальнейшее развитие института аудиторов, повышение качества их работы, в том числе и посредством адаптации к международным правилам и требованиям.

«Аудитор» — понятие  древнего происхождения. В 1255 г. в Великобритании был созван первый парламент, который  интересовало то, как и насколько экономно король расходует средства, собранные с народа. Позже его интересовала и эффективность распоряжения деньгами советом, надзирающим за казной. Были назначены чиновники, в задачу которых входил контроль за служащими. Они должны были следить за тем, как расходуются денежные средства. Суть работы заключалась в том, что они слушали и расспрашивали проверяемых. Поэтому их назвали аудиторами, т.е. слушателями'.6

17)Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности» определяет, что аудитор — это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (п. 1 ст. 4). Следует обратить внимание на то, что аудитор — это не государственный служащий, а независимый бухгалтер-ревизор. Статус аудиторов Счетной палаты РФ в ст. 6 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» определяется как статус должностных лиц, но не государственных служащих. Аудиторы Счетной палаты РФ, аудиторы контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации замещают так называемые государственные должности, соответственно, Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.

Аудитор — это высококвалифицированный  специалист в области финансов, учета и контроля. Они объединены в Ассоциацию аудиторов, которая призвана способствовать подготовке fi переподготовке кадров, а также контролировать высокое качество знаний и профессиональных навыков аудиторов.7

17)Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности» определяет эту деятельность (аудиторские услуги) как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемую аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (п. 2 ст. 1). Этим самым он отходит от формулировки, содержащейся ранее в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности», где был сделан акцент на предпринимательском характере аудиторской деятельности.

Целью аудита является выражение  мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Л.И. Гончаренко выделяет два вида аудита — внешний и  внутрифирменный8. Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.д.

Внутрифирменный аудит  направлен на повышение эффективности управленческих решений по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли. В его задачи входит: проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета при подготовке ежегодной отчетности; проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия, проверка своевременности, надежности и точности финансовой информации, подготовленной для руководства филиалами центральных органов; анализ адекватности и эффективности мероприятий по обеспечению сохранности активов; выявление резервов экономии ликвидных средств; определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы и филиала и т.п.

Полагаем, что можно  отождествить понятие «внутренний  финансовый аудит» с понятием «внутренний контроль». Так, Банк России, осуществляя в порядке реализации свои конституционные полномочия по банковскому регулированию, надзору и контролю за деятельностью кредитных организаций, устанавливает правила организации контроля в кредитных организациях и банковских группах. Внутренний контроль определяется Положением об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, 18)утвержденным Банком России 16 декабря 2003 г. № 242-11, рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях» и «Система внутреннего контроля в банках: основы организации», направленными Банком России для использования в работе письмом от 10 июня 2001 г. № 87-Т.

Аудиторские организации  и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Согласно постановлению  Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. № 4-П по делу о проверке конституционности  положения п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (речь идет о Законе 2001 г. — Авт.) в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной по смыслу положений ст. 7 Федерального закона во взаимосвязи со ст. 4 и подп. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит как завершающая стадия в системе официального бухгалтерского учета представляет собой независимый официальный контроль (надзор) за достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности. Хотя выбор аудиторской организации и оплата оказываемых ею услуг осуществляются на коммерческой основе в рамках гражданско-правового договора, т.е. опосредуются частноправовой формой, по своим целям, предназначению и функциям обязательный аудит проводится в интересах неопределенного круга лиц и государства, т.е. в общественном интересе. Отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, в значительной мере имеют публично-правовой характер. Осуществляющая ее аудиторская организация действует официально в качестве независимой контрольно-ревизионной (надзорной) инстанции. В силу закона по умолчанию государства проведение обязательного аудита не подразумевает инициативу аудируемого лица, а является его обязанностью, обременением публично- правового характера. Аудиторское заключение, составленное по результатам проверки, входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента, без него отчетность не может быть принята, а пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе государственные налоговые органы, не вправе считать ее достоверной.

Проводящее обязательный аудит юридическое лицо заключает договор об оказании аудиторских услуг в качестве корпорации частного права, т.е. в рамках предпринимательской деятельности, вместе с тем такое юридическое лицо имеет особый статус: оно создается специально и исключительно для осуществления аудиторской деятельности, не может заниматься никакой иной предпринимательской деятельностью и, осуществляя обязательный аудит, по сути, выполняет публичную функцию, поскольку уже не частный, а публичный интерес лежит в основе этого процесса.

При проведении аудита хозяйствующий  субъект имеет возможность выбора в качестве контролера квалифицированного, независимого от какого-либо ведомства специалиста, а государство получает возможность обеспечить контроль за достоверностью финансовой отчетности и правильностью налогообложения, не расходуя на это средства федерального бюджета. При этом следует отметить, что аудит не подменяет государственный контроль за финансово- хозяйственной деятельностью предприятий и организаций специально уполномоченными на то государственными органами.

Информация о работе Финансовый контроль, надзор, их виды и нормы