Финансовый контроль, надзор, их виды и нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль — специальный институт государствен¬ного контроля. Его основная функция — повседневный контроль за образованием и использованием денежных фондов; является
неотъемлемой частью финансового права.
Финансовый контроль, входящий в единый механизм госу-дарственного контроля, является самостоятельной "функцией управления экономикой.

Файлы: 1 файл

оригинал.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

за соблюдением резидентами  и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из

федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

за исполнением органами финансового контроля федеральных  органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово- бюджетном контроле и надзоре;

осуществляет функции  главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на службу функций.

8)Приказом Министерства финансов РФ от 4 сентября 2007 г. № 75-н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) данной Службы и ее территориальных органов (далее — территориальные органы), порядок взаимодействия между их структурными подразделениями и должностными лицами, а также порядок взаимодействия Службы и ее территориальных органов с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями при осуществлении указанной государственной функции.

Росфиннадзор непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок.

Целью ревизии (проверки) является определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

При этом контрольные  действия проводятся в отношении организаций:

получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов;

получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов;

использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности; организаций — получателей финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, в форме сличения записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации.

Так, из решения Верховного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. № ГКПИОЗ-219 следует, что работники, указанные  в ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 11 Закона РФ «О милиции», при осуществлении возложенных на них функций вправе требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово- хозяйственной деятельности организаций.

9)Кроме того, Указом Президента РФ от 3 марта 1998 г. № 224 «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в ""У борьбе с правонарушениями в сфере экономики» Министерству финансов РФ поручено обеспечить неукоснительное исполнение положений федеральных законов о выделении по требованию правоохранительных органов специалистов для участия в проведении проверок и ревизий по материалам и уголовным делам о правонарушениях в сфере экономики (п. 3).

Вместе с тем, хотя за Росфиннадзором и закреплена государственная функция по осуществлению контроля и надзора, законодательство раскрывает только функцию по осуществлению контроля, но не надзора. Понятие «финансовый надзор» в законодательстве не определено.

10)Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством, урегулирован ст. 267 БК РФ и Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным  органом исполнительной власти (федеральной  службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета (п. 1 указанного Положения).

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Банком России, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи; лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

ведет учет операций по кассовому  исполнению федерального бюджета;

открывает в Банке  России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации;

устанавливает режимы счетов федерального бюджета; открывает и  ведет лицевые счета главных  распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

ведет учет показателей  сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

осуществляет распределение  доходов от уплаты федеральных налогов  и сборов между бюджетами бюджетной  системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляет прогнозирование  и кассовое планирование средств федерального бюджета;

осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;

осуществляет в установленном  порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;

осуществляет предварительный  и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств.

Единая централизованная система  органов Федерального казначейства создана в целях усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием бюджетных средств.

Следует отметить, что исполнение бюджета в России и контроль за поступлением и расходованием государственных средств до 1917 г. осуществлялись казначейскими учреждениями, а после 1917 г. — созданными на их основе приходно-расходными кассами Наркомфина. С середины 20-х годов казначейские органы были подчинены Государственному банку, одновременно с этим на него были возложены функции по исполнению бюджета.

До 1991 г. Госбанк СССР с его сетью на местах обеспечивал достаточно полный учет доходов и расходов государственного бюджета. Но с развитием системы коммерческих банков контроль за бюджетными средствами практически прекратился на стадии ведомственного распределения средств бюджета.

Кроме того, с законодательным закреплением самостоятельности бюджетов административно-территориальных и национальных образований финансовые органы субъектов Российской Федерации основное внимание в своей работе стали уделять исполнению собственных бюджетов, не контролируя правильность и целевое использование средств федерального бюджета.

Все это предопределило настоятельную необходимость создания новой системы контроля денежных потоков в бюджетной системе, основу которой вновь составило казначейство (11)Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556, утративший силу с 1 января 2005 г. в связи с изданием Указа Президента РФ от 23 февраля 2005 г. № 202).

12)Указ Президента РФ от 12 мая 1997 г. №477 «О мерах по усиле- I нию контроля за использованием средств федерального бюджета» предписывал: в целях укрепления государственной финансовой дисциплины, проведения единой бюджетной политики, усиления контроля за своевременным поступлением, целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета Правительству РФ принять меры по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, обеспечив завершение этой работы не позднее 1 января 1998 г.

В 1997 г. начался массовый перевод на обслуживание в Казначейство России всех бюджетных организаций, получающих финансирование из федерального бюджета. 13)Осуществляемый перевод регулировался постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. № 1082 «О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета». В целях реализации Указа Президента РФ от 12 мая 1997 г. № 477 «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета», совершенствования управления средствами федерального бюджета, укрепления контроля за использованием средств федерального бюджета и финансовой дисциплиной Правительство РФ постановило Минфину России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и при участии 11ентрального банка РФ осуществить централизацию доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства Министерства финансов РФ (п. 1 указанного постановления).

Как орган финансового  контроля Федеральное казначейство осуществляет контроль за:

непревышением лимитов  бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;

непревышением бюджетных  ассигнований, распределенных главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета между администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над утвержденными им бюджетными ассигнованиями;

непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

непревышением кассовых выплат, осуществляемых администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над доведенными до них бюджетными ассигнованиями;

соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;

наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, установленным Минфином России, возникновение у него денежных обязательств.

На Федеральное казначейство возложено, согласно Бюджетному кодексу РФ, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Определяя основы исполнения бюджетов, Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Органы исполнительной власти, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в постановлении от 17 июня 2004 г. № 12-П по делу о проверке конституционности положений ст. 155, 156 и 283 БК РФ, федеральный законодатель при осуществлении финансового регулирования, в том числе при выборе той или иной организационной формы кассового обслуживания исполнения

Информация о работе Финансовый контроль, надзор, их виды и нормы