Финансовый контроль, надзор, их виды и нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль — специальный институт государствен¬ного контроля. Его основная функция — повседневный контроль за образованием и использованием денежных фондов; является
неотъемлемой частью финансового права.
Финансовый контроль, входящий в единый механизм госу-дарственного контроля, является самостоятельной "функцией управления экономикой.

Файлы: 1 файл

оригинал.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ,

НАДЗОР, ИХ ВИДЫ И ФОРМЫ

 

ГЛАВА 1

Финансовый  контроль в системе государственного контроля

Финансовый контроль — специальный институт государственного контроля. Его основная функция — повседневный контроль за образованием и использованием денежных фондов; является

неотъемлемой частью финансового права.

Финансовый контроль, входящий в единый механизм государственного контроля, является самостоятельной "функцией управления экономикой: Контроль выступает в качестве важного этапа управленческого цикла, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений и нормативных предписаний, а в случае выявления их нарушений принимаются необходимые меры по устранению подобных отклонений1.-

Объектом финансового контроля являются прежде всего денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и непроизводственной сфере.

И.Н. Мысляева2 понимает финансовый контроль как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций. Он прямо и непосредственно вытекает из контрольной функции финансов. Но если в контрольной функции выражается сущность финансов, то финансовый контроль — это регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов.

Несмотря на то что  государственный финансовый контроль непосредственно охватывает только общественную часть совокупного продукта, он в определенной степени (посредством проверок налоговых деклараций, финансово-хозяйственной деятельности частных предпринимателей, получивших субсидии и кредиты из бюджетных источников, реализующих государственные заказы, и др.) касается и частнопредпринимательской деятельности. Финансовый контроль можно разделить на две взаимосвязанные сферы: государственный и негосударственный контроль.

Государственный контроль — неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы. Во многом это обусловлено тем, что именно на государственные органы ложится значительная часть функций по защите финансовых прав и интересов членов общества, использование различных способов предотвращения и предупреждения злоупотреблений финансовыми полномочиями и краж.

Поскольку государственный  финансовый контроль представляет собой регламентированную деятельность государственных органов власти и убавления но проверке финансовых операций, связанных с образованием, распределением и использованием централизованных, и децентрализованных денежных фондов, постольку государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе экономики, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса.

1)В соответствии с Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 с изменениями и дополнениями от 18.07.2001 № 872 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» государственный финансовый контроль включает контроль за:

  • использованием федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • организацией денежного обращения;
  • использованием кредитных ресурсов;
  • состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;
  • предоставлением финансовых, налоговых льгот и преимуществ.

Сущность финансового  контроля находит свое отражение  в его задачах. Одной из них  является контроль за состоянием финансовых ресурсов, предполагающий проверку своевременности и полноты использования обязательств перед бюджетами бюджетной системы, операций по использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Финансовый контроль призван обеспечить соблюдение действующего законодательства в области налогообложения, валютных операций, регулирования внешнеэкономической деятельности и др. Действенность контроля тесно связана с ответственностью за нарушение финансовой дисциплины, предусматривающей административные и материальные меры воздействия.

Составной частью государственного финансового контроля, представляющего  собой деятельность уполномоченных государственных органов по проверке законности, целесообразности и эффективности действий при образовании, распределении и использовании централизованных денежных средств государства и местных органов власти, является бюджетный контроль.

Основными задачами бюджетного контроля являются: контроль за соблюдением  действующего бюджетного и налогового законодательства;

  • обеспечение правильности составления и исполнения бюджета; обеспечение своевременности и полноты выполнения обязательств гражданами и хозяйствующими субъектами перед государственным бюджетом;
  • проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
  • проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;
  • контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;
  • выявление резервов роста доходов бюджетов разных уровней;
  • обеспечение сохранности государственной собственности.

Финансовым  контролем в области налогообложения (налоговым контролем) признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ (ст. 82). Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

С 1 января 2007 г. налоговым  органам, проводящим мероприятия налогового контроля, предоставлено право истребовать  документы (информацию) о деятельности проверяемого налогоплательщика или  информацию о конкретных сделках  у лиц, располагающих ими, для чего налоговому органу но месту учета названных лиц должно быть направлено письменное поручение. Также уточнен порядок проведения выездной налоговой проверки и оформления результатов камеральной и выездной налоговых проверок, определено содержание решения о проведении выездной налоговой проверки и акта налоговой проверки. 2)В связи с этим приказом Федеральной налоговой службы от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892 с изменениями и дополнениями 21.07.2011 № МВВ -7- 2/457 «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки» утверждены форма решения о проведении выездной налоговой проверки, форма акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки и форма акта камеральной налоговой проверки.

3)С 1 марта 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами», предусматривающий введение упрощенной процедуры декларирования с целью предоставления возможности физическим лицам исполнить обязанность уплаты налогов в отношении доходов, полученных до 1 января 2006 г., посредством уплаты декларационного платежа.

Современной проблемой  налогового контроля за ценами является реформирование законодательства в сфере трансфертного ценообразования. Вопросы трансфертного ценообразования приобретают все большее значение как в налоговой системе России, так и в мировом масштабе. Экономика становится более глобальной, и международные корпорации распространяют свою деятельность на множество стран. В наши дни уже становится привычным, что производство, управление и поддерживающие структуры одной и той же корпорации могут находиться на разных континентах. Процесс интеграции России в мировую экономику идет нарастающими темпами, и, соответственно, перед ней встают те же проблемы в области регулирования трансфертного ценообразования, что и перед другими странами. Законодательство России в этом направлении не отвечает интересам ни государства, ни налогоплательщиков. Проблема государства возникает в связи с отсутствием жестких критериев контроля деятельности налогоплательщиков, а проблема налогоплательщиков возникает из-за отсутствия четких правил, на которые они могут ориентироваться при построении своей внутренней политики в сфере трансфертного ценообразования.

Целью финансового  контроля в валютной сфере (валютный контроль) является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

4)В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 с изменениями от 06.12.2011 «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного  контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Агентами валютного  контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку  РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области  валютного контроля федеральных  органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ.

Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком РФ.

Банк России осуществляет контроль совместно с другими  органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами, уполномоченными банками как агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки  как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России.

Агентами валютного  контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку РФ.

При наличии множества субъектов контрольной деятельности одним из наиболее существенных недостатков современного механизма финансового контроля является недостаточный уровень правового урегулирования контрольных процедур. Вследствие этого возникает нескоординированность деятельности органов финансового контроля, что не может способствовать эффективному управлению финансовой системой страны.

Таким образом, под финансовым контролем следует понимать осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, a в ряде случаев и негосударственных органов, наделенных законом ж * соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности.

 

 

 

ГЛАВА 2

Правовое регулирование  финансового контроля

Следует отметить, что  конституции зарубежных государств также содержат нормы о контрольных органах.

Так, в ч. 2 ст. 114 Основного  закона Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г.3 установлено, что Федеральная счетная палата, члены которой пользуются независимостью судей, проверяет отчеты, а также рентабельность и правильность управления в экономической и бюджетной области. Ежегодно палата должна информировать о своей деятельности как Правительство, так и Бундестаг и Бундесрат. Иные полномочия Федеральной счетной палаты устанавливаются федеральным законодательством.

Часть 2 ст. 100 Конституции  Итальянской Республики предусматривает, что Счетная палата осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения государственного бюджета. Она участвует в случаях и формах, установленных законом, в контроле за финансовой деятельностью организаций, которым государство содействует в обычном порядке. Она докладывает непосредственно палатам о результатах проведенных проверок.

Информация о работе Финансовый контроль, надзор, их виды и нормы