Аудит как особый вид финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:53, реферат

Описание работы

С помощью аудита формируются выводы о результатах финансово-хозяйственной деятельности, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности, который позволяет подтвердить достоверность информации, содержащейся в финансовых отчетах экономических субъектов. Наличие же достоверной финансовой информации, подтвержденной независимым лицом, позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия ряда экономических решений.

Содержание работы

1.Введение.
2. Аудит как особый вид финансового контроля.
- Сущность аудита, его содержание, цели и задачи.
- Функции аудиторского контроля.
3. Заключение.
4. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Финансовое право..docx

— 23.75 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ВОРОНЕЖСКИЙ ФЕЛИАЛ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Реферат по дисциплине:

«Финансовое право»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 030900«ЮРИСПРУДЕНЦИЯ», КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) ВЫПУСКНИКА –  БАКАЛАВР

 на тему:

Аудит как особый вид финансового  контроля.

 

Выполнила студентка 

3 курса

Попова Ирина Павловна

Группа: 12-юс 3

Преподаватель:  Кузубова А.Ю.

 

 

    Воронеж 2013

                                                       План:

 

 

 

 

1.Введение.

2. Аудит как особый  вид финансового контроля.

- Сущность аудита, его содержание, цели и задачи.

- Функции аудиторского контроля.

3. Заключение.

4. Список используемой  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

 
Институт независимого аудита в  условиях рыночной экономики является одной из необходимых составляющих финансового контроля за деятельностью экономических субъектов, осуществляемого в любом государстве. Его роль невелика в обществе, в котором преобладает государственная собственность, управляемая административно-командными методами, и осуществляется тотальный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов. В условиях происходящего переосмысления роли государства в экономике происходит и осознание изменившихся функций и форм осуществления финансового контроля. Поэтому в демократическом обществе с рыночными формами хозяйствования, когда в нормальном развитии рыночных отношений, обеспечении надежной защиты от финансовых рисков заинтересован не только каждый субъект экономической деятельности в отдельности, но и общество, государство в целом, роль аудита значительно возрастает.

С помощью аудита формируются выводы о результатах финансово-хозяйственной  деятельности, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности, который позволяет подтвердить достоверность информации, содержащейся в финансовых отчетах экономических субъектов. Наличие же достоверной финансовой информации, подтвержденной независимым лицом, позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия ряда экономических решений. Это как никогда актуально в условиях глобализации экономики, появления транснациональных корпораций. Сегодня крупный бизнес интернационален, а процесс изменений и его влияние распространяются с большой скоростью. Операции крупного бизнеса по своим масштабам глобальны, так же как спрос на финансовые ресурсы и их предложение. Поэтому именно независимый аудит способен удовлетворить интересы широкого круга заинтересованных лиц в обеспечении достоверности финансовой информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций в условиях современной экономики.

 

2.Аудит как особый вид финансового контроля. 
- Сущность аудита, его содержание, цели и задачи. 
Контроль - важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами - неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.  
В зависимости от субъекта и характера деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта - на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления - на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит). При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа и другой инструментарий. 
Государственный финансовый контроль регламентируется законами Российской Федерации и другими нормативными актами. 
В системе государственного финансового контроля имеются специальные контрольные органы: Счетная палата Российской Федерации, Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации. 
В определенной мере функции государственного финансового контроля выполняют органы Министерства по налогам и сборам, налоговая полиция, а также Центральный банк России, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет России, а также контрольные органы министерств и ведомств. 
Объектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, промышленные и коммерческие предприятия с государственным участием, предприятия, организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии, общественные неправительственные организации и учреждения, предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством. 
Основные задачи государственного финансового контроля: проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; проверка эффективного и экономного расходования государственных средств; проверка правильности расчета и уплаты налогов. 
Контрольные органы государства могут выполнять свои задачи объективно и эффективно только в том случае, если они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния. 
Элементами системы внутреннего контроля экономических субъектов являются внутренний аудит и управленческий контроль. 
Внутренний контроль создается для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. 
При этом реализация целей управления в системе внутреннего контроля возложена: 

- во-первых, на организационно-технический  механизм (включающий процедуры  контроля, внутреннюю регламентирующую  нормативную документацию и т.п.); 

- во-вторых, на специальные контрольные  подразделения - управления (отделы) внутреннего аудита. 

Организация системы внутреннего  контроля является прерогативой самого экономического субъекта. 
В настоящее время подразделения внутреннего аудита у экономических субъектов по-разному встраиваются в структуру управления экономического субъекта, поэтому условно внутренний аудит можно разделить на внутренний аудит акционеров и внутренний аудит исполнительного руководства. 
Первый из них часто называют независимым внутренним аудитом, так как внутренние аудиторы непосредственно не подчинены исполнительному руководству и, следовательно, по поручению собственников, акционеров могут осуществлять в том числе и проверку деятельности самого исполнительного руководства. Хотя аудиторская деятельность может охватывать все экономические организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита - собственность акционеров и инвесторов. 
Независимость - необходимое условие деятельности аудиторов, причем независимость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров-ревизоров. 
При проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета. 
При проведении ревизионной проверки составления бухгалтерских (финансовых) отчетов с определенными оговорками могут быть использованы нормы и стандарты аудита. 
Так как аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, между ними имеется много общего, но имеются и принципиальные различия. 
Отличие внешнего аудита от ревизии: 
1. Цели: 
 
- аудит - выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности; 
 
- ревизия - выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных. 
 
2. Характер: 
 
- аудит - предпринимательская деятельность; 
 
- ревизия - исполнительская деятельность, выполнение распоряжений. 
 
3. Основа взаимоотношений: 
 
- аудит - добровольное осуществление на основе договоров; 
 
- ревизия - принудительное осуществление по распоряжению вышестоящих или государственных органов. 
 
4. Управленческие связи: 
 
- аудит - горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним; 
 
- ревизия - вертикальные связи, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении. 
 
5. Принцип оплаты услуг: 
 
- аудит - платит клиент; 
 
- ревизия - платит вышестоящее звено или государственный орган. 
 
6. Практические задачи: 
 
- аудит - улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента; 
 
- ревизия - сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений. 
 
7. Результаты: 
 
- аудит - аудиторское заключение - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. 
 
- ревизия - акт ревизии - внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам и в котором отмечаются все выявленные недостатки. 
 
В аудиторской практике выделяются два основных направления деятельности: частный аудит и аудит по закону. 
Под термином "частный аудит" следует понимать аудит, осуществляемый по желанию заинтересованной стороны (партнера по компании) в частном порядке по договоренности, независимо от того, предусмотрена ли такая проверка законом. 
 
Аудит по закону (обязательный) является необходимой мерой защиты интересов учредителей (акционеров, участников капитала) и государства от непреднамеренного искажения в отчетности показателей предпринимательской деятельности. Каждая компания с ограниченной ответственностью по закону обязана приглашать квалифицированного аудитора для проверки своих бухгалтерских счетов. 
Характер и масштабы частного аудита зависят в основном от заинтересованного клиента. 
Масштабы аудита по закону четко обозначены, и изменять их ни директора, ни акционеры, ни даже аудиторы компании-клиента не имеют права. 
Проводят аудит преимущественно после окончания отчетного периода и отражения деятельности предприятия в бухгалтерском учете и отчетности. На практике такое четкое разграничение аудиторской и бухгалтерской работы не всегда возможно, особенно при частном аудите в небольших компаниях. 
Содержание аудиторского контроля как одной из форм финансово-хозяйственного контроля состоит из экспертной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета, баланса, отчетности, внутреннего аудита. 
Внутренний аудит решает для клиента следующие задачи: изучает систему контроля активов; проверяет соответствие действующего контроля политике компании; анализирует ситуации риска и предупреждения банкротства; использует ноу-хау для увеличения прибыли и эффективности новой технологии, принимает другие меры, содействующие развитию компании в финансовом бизнесе. Внутренний аудит осуществляется на предварительной стадии выполнения коммерческого, технологического или финансового соглашения, в процессе его прохождения и после завершения, дает экспертную научно обоснованную оценку хозяйственным операциям и процессам, но он не подменяет внутрихозяйственный контроль. По заданию собственника функциями контроля являются сохранность ценностей, выявление конкретных виновников выпуска бракованной продукции из-за нарушения технологии производства и других негативных явлений, ставших первопричиной убытков. В мировой практике бизнеса аудиторский контроль основан на взаимной заинтересованности предприятий (фирм) со стороны собственников (акционеров), государства в лице налоговой службы, аудита в реализации своих услуг. Аудиторская форма контроля прежде всего распространяется на международные концерны, ассоциации, объединения, акционерные, арендные, совместные, а также другие предприятия, не входящие в подчинение министерств и ведомств, коммерческие банки, кооперативы и другие организации. 

Аудиторский контроль – аудит –  в зависимости от задания заказчика  выполняет функции предварительного, перманентного (текущего, оперативного), ретроспективного (послеоперационного) и стратегического видов финансово-хозяйственного контроля. 

- Функции аудиторского контроля. 
По содержанию и функциям в управлении финансово-хозяйственной деятельностью аудит подразделяют на предупредительный, перманентный (текущий), ретроспективный (послеоперационный) и стратегический. 
 
Предупредительный – это аудит, целью которого есть предупреждение разного рода конфликтных ситуаций в финансово-хозяйственной деятельности до их возникновения, т.е. на стадии подготовки технологии производства, до проведения маркетинговых операций и др. Проводится он преимущественно внутренним аудитом, действующим в структуре предприятия как специальное подразделение или этими функциями наделено контрольно-ревизионное подразделение. 
 
Перманентный – это аудит, который проводится непрерывно в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Целью его является обеспечение менеджеров информацией об отклонениях производственных процессов от заданных параметров, финансовой стабильности в маркетинговой деятельности, конкурентоспособности произведенной продукции, работ и услуг на внутреннем и зарубежном рынках. Перманентный аудит осуществляется внутренним аудиторским подразделением предприятия или внешним аудитом на договорных началах. 
 
Ретроспективный – это аудит, который проводится после выполнения хозяйственных операций преимущественно за прошлый год. Проводится он внешними аудиторскими организациями, аудиторами. 
 
Маркетинг – это динамическая система прогнозного бизнеса, поэтому компании периодически осуществляют так называемую ревизию маркетинга. 
 
Ревизия маркетинга – это комплексное, системное, непредвзятое и регулярное аудиторское исследование маркетинговой среды фирмы, ее задач, стратегии и оперативной деятельности с целью выявления возникающих проблем, а также открывающихся возможностей, разработки рекомендаций относительно плана действий по совершенствованию маркетинговой деятельности фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Заключение:

Аудит, в разных представлениях, с  давних пор играл важную роль в  экономической жизни государств. На нынешнем этапе развития аудит  представляет собой не только форму  финансового контроля, но и является хорошим средством совершенствования  структуры ведения бухгалтерского учёта и управления самого предприятия. В России ещё должным образом  не развит этот вид предпринимательской  деятельности, так как аудит в  той форме, какая сейчас присутствует, появился недавно, с изменением строя  в стране. Ещё должным образом  не сформировалась нормативная база. Но, всё же, аудит пробивает себе дорогу в жизнь. Сейчас действует  тысячи предприятий во многих уголках  страны. Квалификация аудиторов повышается с приобретением опыта и ужесточением требований для получения лицензий. Создаются объединения аудиторов. Разрабатываются специальные стандарты. Аудит необходим как государству, так и экономическим субъектам, поэтому важно и необходимо государству  выработать политику по этому вопросу, как и принять необходимые  законодательные акты, чтобы в  большей степени контролировать и помогать субъектам экономики развиваться и приносить пользу стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    4.Список используемой литературы:

- Аудит в России. Законодательство. Стандарты. – М.: Инвест Фонд, 1994. – 192 с.

-Солодов А.К. Рынок: контроль и аудит. Вопросы теории и техники. – Воронеж, 1993. – Ч.1 –159 с.: Ч.2. – 160 с. 

-Терехов А.А. Аудит. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 512 с. 

-Терехов А.А. Терехов М.А. Контроль и аудит. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 272 с


Информация о работе Аудит как особый вид финансового контроля