Толкование налогового права: способы, приемы и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Первый период характеризуется становлением налогообложения в древнем мире и в средние века. Она отмечает, что возникновение налогов происходит одновременно с появлением первых государств, когда действуют товарно-денежные отношения, формируется государственный аппарат управления и принуждения, на содержание которого требуются средства. В средние века в европейских государствах отсутствовали развитые налоговые системы, налоги имели разовый характер. Развитие государственности диктовало объективную необходимость усиления государственного аппарата, что обусловило возникновение налоговых систем, пришедших на смену разовым, бессистемным платежам.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….4
Глава 1. Толкование налогового права: способы, приемы и особенности
Понятие, предмет и метод налогового права…………….………..7
Система, принципы и источники налогового права….………….10
Вопросы международного налогового права…………………….19
Налоговое право как система научного знания и учебная дисциплина……………………………………………………………………….22
Понятие, содержание и особенности налоговых правоотношений……………………………………………………………...….29
Заключение……………………………………….………………………………33
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Денис курсовая НП.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

Система науки объективно зависит и предопределяется системой самой отрасли (подотрасли) права.

Основные разделы налогового права, как подотрасли финансового  права и одноименной науки, соответствуют  друг другу. Вместе с тем система науки налогового права по своему содержанию значительно шире, поскольку содержит не только знания о субстратной составляющей (правовых нормах), нотакже знания о понятийно-категориальном аппарате, а также принципах права.

Система науки определяет содержание учебной дисциплины «налоговое право», но при этом в систему учебного курса налогового права входит не все, что содержится в науке. Система преподавания налогового права включает только основной научный материал, необходимый обучающемуся для формирования знаний, навыков и умений, необходимых для предстоящей практической деятельности. Учебный материал располагается в определенной логической последовательности таким образом, чтобы понятия и термины были изучены до начала освоения нормативного материала, чтобы обеспечить переход в процессе получения знаний от наименее сложного к более сложному, чтобы разделение учебного материала на части дало возможность обучающемуся получить объемное и цельное представление о налоговом праве.

Рассматривая вопрос об исторических традициях и перспективах науки налогового права, следует отметить, что она возникла из практических потребностей общества. Еще в XVI—XVII вв. государствоведы первыми начинали разрабатывать проблему государственных финансов.

Французский правовед Ж. Воден (XVI в.) в сочинении «Шесть книг о государстве» дает перечень источников финансовых доходов государства и ставит вопрос о рациональном налоговом обложении населения.

Английский государствовед Т. Гоббс (XVII в.) полагал, что налоговое  бремя, налагаемое правительством на народные массы, должно быть оптимальным: «народ в смысле обложения его податями можно сравнить с овцой, которая хочет быть остриженной, но неободранной».

В работе «О духе законов» французский государствовед Ш. Монтескье (XVIII в.), противник абсолютизма, утверждал, что основные вопросы финансовой политики государства должны решаться в парламенте, функции же исполнительной власти — исполнять принятые парламентом финансовые законы.

Еще более детализировано была отражена роль налогов и их регламентация правом в работах первых европейских специалистов в области полицейского права: француза Деламара и немецких ученых Юсти и Зоненнфельса. Особо следует выделить такие труды Юсти, как «Подробное рассуждение о налогах и податях» (1755) и «Система финансов» (1766).

В том же XVIII в. вышли  на научную сцену мыслители, которые  несколько иначе взглянули на роль финансов и права в жизни  государства, рассматривая их более  широко, как с точки зрения интересов  государства, так и благосостояния отдельного гражданина.

В XX в. науку налогового права в Западной Европе представляли преимущественно французские ученые, из которых следует отметить Г. Жеза и П. Гоше. Если первый нашел признание  как специалист по вопросам бюджета  и бюджетного права; то в работах  второго центральное место занимали проблемы налогов, а также проблема уклонения от уплаты налогов.

Возникшие при Петре I связи с западными странами послужили  основой, на которой зародилась русская  финансовая мысль.

Наиболее видным ее представителем в петровское время был И.Т. Посошков (1652—1726). Посошков в главном сочинении «О скудности и богатстве» одной из причин «скудности» страны считал неудовлетворительное состояние торговли и финансов, непродуманное податное обложение, худой тот сбор, говорит Посошков, который казну царю собирает и людей разоряет.

Важную роль в развитии русского финансово-правового мышления сыграли сочинения и записки  видных государственных деятелей первой половины XIX в. Н.С. Мордвинова и М.М. Сперанского. М.М. Сперанский в написанной им в 1810 г. записке «План финансов» предлагал придать государственному бюджету законодательный характер, подушные подати заменить подоходным налогом.

Важное место в истории  экономической и финансовой мысли  в России принадлежит Н.И. Тургеневу (1789—1871), общественному деятелю, писателю, автору работы «Опыт теории налогов», изданной в 1818 г. Профессор Московского университета Ф.Б. Мильгаузен издал в 1865 г. учебное пособие под названием «Финансовое право», представлявшее собой курс лекций, в котором трактовались вопросы правового регулирования бюджетных, налоговых и банковских отношений.

Период после отмены крепостного права до событий 1917 г. был наиболее плодотворным в истории  отечественной науки финансового  права. В 80-е гг. XIX в. образуются кафедры  финансового права в Московском, Казанском и Новороссийском университетах (Одесса). В 1882—1883 гг. профессор Петербургского университета В.А. Лебедев опубликовал труд «Финансовое право», представлявший собой наиболее обстоятельный курс финансового права и переведенный на основные западноевропейские языки. В работе подробно анализируются промысловый налог, таможенное право, финансовое управление, кассовое устройство.

В последней трети XIX —  начале XX вв. издаются сочинения по финансовому праву Д.М. Львова, В.Г. Яроцкого, И.И. Янжула, С.И. Иловайского, Э.Н. Бередтса, И.X. Озерова. Большой вклад в науку финансового права внесли труды И.X. Озерова, который в основных работах «Подоходный налог в Англии» (1898 г.) и «Финансовое право» (1915 г.) исследовал в том числе и проблемы налогообложения.

В истории развития налогового права в XX в. как науки определяющую роль сыграли два научных течения: марксизм и неоклассицизм, вобравший  идеи А. Смита и Д. Рикардо о  налогах. Классовый характер марксистского  учения о государстве, природе стоимости, смысле и целях распределения, товарно-денежных отношениях был положен в основу реформирования производственных отношений в СССР начиная с конца 20-х годов. Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел от магистрального пути налоговых преобразований, по которому пошли США, Великобритания, Германия, Франция, Япония.

Экономическая мысль  о налогах советского периода  сводилась к констатации текущих  событий, рекомендации вырабатывались в соответствии с резолюциями  партийных съездов, всецело определявших финансовую политику. Большинство ученых советского периода призывали вести «марксистский анализ налогов». Экономическую природу прибыли и налога с оборота, «источники их образования можно выяснить лишь на основе марксистско-ленинского учения о расширенном воспроизводстве и национальном доходе при социализме».

 

1.5. Понятие, содержание и особенности налоговых правоотношений

Правовая урегулированность  значительной части налоговых отношений  является необходимым условием достижения целей, поставленных государством в процессе функционирования налоговой системы. Урегулированные нормами налогового права, они становятся правовыми отношениями: возникают на основе норм налогового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.

Следует иметь в виду, что ряд налоговых отношений  не нуждается в правовой регламентации (при осуществлении организационной, подготовительной, информационной, аналитической, массово-разъяснительной и иной деятельности государственных органов). Однако именно правовые отношения выражают основное содержание деятельности государства в налоговой сфере, придают ей целенаправленность и четкую организованность.

Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством запланированных налоговых доходов.

Таким образом, налоговые  правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц. Налоговые отношения отличаются от финансовых и административных, имея особые элементы: субъекты и объекты.

В общем виде содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести определенную денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность налоговых органов — обеспечить уплату налога.

Содержание налоговых  правоотношений предопределяет их особенности.

Во-первых, налоговые  правоотношения являются разновидностью имущественных, так как возникают  по поводу денежных средств между  государством и обязанными субъектами в связи с уплатой налогов.

Во-вторых, одной из сторон в них всегда выступает государство  или его уполномоченный орган, органы местного самоуправления. Государственные  органы имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений. Права всех участников налоговых правоотношений находятся под зашитой государства, реализация их, как и выполнение обязанностей, обеспечивается его принудительной силой.

В-третьих, возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов. Сами участники правоотношений о них договариваться не вправе.

К юридическим фактам в налоговом праве традиционно  относятся действия (бездействие) или события.

Налоговое правоотношение состоит из трех элементов: субъектов, объекта, взаимосвязи. Взаимосвязь  предполагает наличие прямых и обратных взаимодействий, в процессе которых  реализуются юридические права  и обязанности участников. Следует отметить, что налоговые правоотношения по содержанию относятся к числу сложных. Это означает, что обе стороны правоотношения имеют юридические права и несут обязанности. При этом одно из правоотношений является основным, а остальные — производными.

Так, при уплате налога основным выступает правоотношение, в силу которого налогоплательщик обязан уплатить соответствующий налог, а  налоговые органы осуществляют деятельность по его взиманию. При этом налогоплательщик имеет право на получение информации о порядке и сроках уплаты налога, которому соответствует обязанность налогового органа таковую информацию предоставить. Производными же в этом случае будут правоотношения по налоговому контролю, осуществляемому налоговыми органами, и налоговой отчетности.

Налоговое право, регулируя  относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают своевременное  и правильное исчисление и уплату налогов и т. д. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами налогового права. Следует различать понятие «субъект налогового права» и «субъект (или участник) налогового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект налогового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником налоговых правоотношений; субъект налогового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений.

При определении объекта  налоговых правоотношений следует учитывать, что в соответствии с ГК РФ (ст. 128) к объектам гражданских прав относятся: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Исходя из этого можно сказать, что под объектом налогового правоотношения понимается то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений. Наличие объекта налогообложения является фактическим обстоятельством (основанием) взимания налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета. Общественные отношения, возникающие  в связи с установлением, введением  в действие и взиманием налогов, а также по осуществлению налогового контроля, привлечению к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности формируют налоговое право.

По вопросу о месте налогового права в системе права в юридической науке сегодня не существует единого мнения. Можно выделить следующие основные концепции места налогового права в системе права:

- налоговое право является  частью бюджетного права как  крупного раздела финансового права;

- налоговое право является  самостоятельным институтом финансового  права;

- налоговое право является  комплексным институтом, состоящим  из норм конституционного, финансового,  административного и финансового  права;

- налоговое право является самостоятельной отраслью права.

Налоговые органы — обязательный участник отношений и по осуществлению  налогового контроля, а также привлечения  к ответственности за допущенные налоговые правонарушения. В последних, кроме того, участвуют суд и  правоохранительные органы.

Налоговые правоотношения могут существовать лишь в правовой форме, т.е. «при наличии соответствующего закона, только в форме правоотношения», поскольку обязанность уплачивать налоги устанавливается только законодательно.

 

 

 

 

Список литературы

1. Конституция Российской  Федерации (принята всенародным  голосованием 12.12.1993) // Российская газета, N° 237, 25.12.1993.

2. Налоговый кодекс  Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ, 03.08.1998, №  31, ст.3824.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // СЗ РФ, 07.08.2000, № 32, ст.3340.

4. Таможенный кодекс  Российской Федерации от 28.05.2003 №  61-ФЗ // СЗ РФ, 02.06.2003, N9 22, ст. 2066.

5. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть первая) от 30Л1Л994 № 51-ФЗ // СЗ РФ, 05.12.1994, № 32, ст.3301.

6. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ, 29.01.1996, №  5, ст.410.

7. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ // СЗ РФ, 03.12.2001, № 49, ст.4552.

8. Арбитражный процессуальный  кодекс Российской Федерации  от 24.07.2002 № 95-ФЗ // СЗ РФ, 29.07.2002, N9 30, ст.3012.

9. Гражданский процессуальный  кодекс Российской Федерации  от 14.11.2002 № 138-ФЗ // СЗ РФ, 18.11.2002, № 46, ст.4532.

10. Кодекс Российской  Федерации об административных  правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ, 07.01.2002,№ 1 (ч.1), ст.1.

Информация о работе Толкование налогового права: способы, приемы и особенности