Толкование норм права: понятие, виды, способы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в разработке научно обоснованной концепции толкования норм современного российского права. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие основные задачи:
1.Обобщить в общеправовом ключе имеющийся теоретический и эмпирический материал по данной проблеме с учетом тенденций развития современного российского общества и государства;
2.Предложить авторскую дефиницию понятия толкования норм права;

Файлы: 1 файл

ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Московский государственный  индустриальный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГИУ»)

 

 

 

Кафедра гражданско-правовых дисциплин


 

Курсовая работа

 

 

по предмету «Теория государства и права»

 

на тему «ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СПОСОБЫ»

 

Группа

 

Сд11Ю011

Студент

 

А.А. Зыкова

Руководитель проекта, к.ю.н., доцент

 

А.Л. Питерская


 

 

ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой, к.ю.н., профессор

 

М.М. Борисевич

Оценка

_____________________

 

___________________

 

 

 

 

 

Москва – 2012

 

Содержание

 

Введение

 

Необходимость толкования норм права возникает в процессе правоприменения, поскольку невозможно применить норму права, не уяснив ее точный смысл. Но такая необходимость появляется в процессе не только правоприменения, но и правотворчества. Как известно, разработка новых нормативных правовых актов предполагает толкование действующих нормативных предписаний, выяснение их смысла, последствий действия толкуемых актов и т.д.

Актуальность толкования норм права обусловлена необходимостью многоаспектного, теоретического осмысления проблем толкования норм права как важнейшего элемента механизма правового регулирования.

Толкование правовых норм и актов представляет интеллектуальную деятельность, в ходе которой познаются  глубинные свойства права, устанавливаются  воля законодателя или иного правотворческого органа (должностного лица), социальная направленность нормы и цели ее принятия и др. При этом основным объектом толкования выступает текст нормы или толкуемого акта.

Реализация права или претворение  правовых предписаний в жизнь, в  поведение людей, невозможно без  уяснения содержания юридических норм, выяснения воли законодателя, заключенной в них. Этот процесс выявления воли в юридической науке и практике определяется понятием «толкование права».

Цель толкования состоит в том, чтобы выявить точный смысл юридических  правил,  правовых  предписаний,  содержащихся  в  нормативно-правовых актах. Толкование – это деятельность по установлению содержания нормативно-правовых предписаний для их практической реализации.

Цель данной работы заключается в разработке научно обоснованной концепции толкования норм современного российского права. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие основные задачи:

1.Обобщить в общеправовом  ключе имеющийся теоретический  и эмпирический материал по  данной проблеме с учетом тенденций  развития современного российского общества и государства;

2.Предложить авторскую дефиницию  понятия толкования норм права;

.Проанализировать структуру толкования  норм права;

.Осуществить классификацию толкования  норм права;

Необходимость толкования обусловлена особенностями предмета, целей и пределов, а также материальным и волевым содержанием нормы права, в частности следующими свойствами права.

Толкование  права  – это  специальный  вид  юридической  деятельности по  раскрытию  смыслового  содержания  правовых  норм,  необходимый  в процессе  как  законотворчества,  так  и  реализации  права.  Толкование  права имеет  место  в  тех  случаях,  когда  в  ходе  законотворческой  и правоприменительной  деятельности  возникают  различные  юридические ситуации, требующие уяснения и разъяснения точного смысла и содержания предписаний правовых норм. Особое значение имеет толкование норм права в  правоприменительной  деятельности,  поскольку  она  осуществляется полномочными органами государственной власти.

Толкование – не обычный  мыслительный процесс, не просто акт познания, а деятельность (интеллектуально-волевая, организационная), процесс, протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение. Иными словами, следует различать толкование-уяснение и толкование-разъяснение. Оба эти процесса тесно взаимосвязаны. При этом уяснение всегда предшествует разъяснению, а не наоборот. Но не всегда за уяснением автоматически следует разъяснение. Последнее может и не наступить. Это зависит от конкретных обстоятельств.

При  толковании-уяснении  норма  права  толкуется  субъектом  для  себя.  Такое  толкование  представляет собой определённый мыслительный процесс, происходящий в сознании толкователя, и оно не получает какого-либо внешнего выражения, не фиксируется в каком-либо акте. Данный процесс не является юридическим процессуальным действием. Подобное толкование может даваться не только официальным должностным лицом, но и рядовым гражданином. Оно не является обязательным для других.

При толковании-разъяснении  осуществляется не только мыслительный процесс, но и совершается реальное юридическое действие, находящее внешнее выражение в специальных актах, которые называются актами толкования, т.е. оно имеет документальное оформление. Это толкование не только для себя, но и для других. Причём оно имеет обязательное значение для всех заинтересованных лиц. Разъяснение нормы вправе давать лишь уполномоченные на то органы и должностные лица. Рядовые граждане такой прерогативой не располагают. Понятно, что любое разъяснение может быть осуществлено лишь после уяснения толкуемой нормы.

Толкования-разъяснения  бывают двух видов: официальное и  неофициальное. Некоторые ученые называют и третий способ толкования - по объему. Оно применяется при несовершенстве закона, а точнее, при недостатках в юридическом оформлении воли законодателя. В результате налицо несоответствие между волей законодателя и словесным ее оформлением или выражением.

В юридической литературе высказывались различные точки  зрения по поводу указанных элементов. Одни ученые рассматривали толкование только как уяснение, другие же сводили его исключительно к разъяснению. Предпринимались попытки определить среди двух компонентов главный, определяющий. Подобная постановка вопроса представляется некорректной и с научной, и с практической стороны. Уяснение и разъяснение – две диалектически связанные стороны единого процесса. Уяснение предваряет, сопутствует и завершает разъяснительные процедуры, ибо прежде чем разъяснить содержание нормы другим, интерпретатор должен уяснить, понять его содержание для себя. Причем разъяснение не итог и не цель толкования. Оно осуществляется для того, чтобы содержание акта было понятно, «уяснено» другими лицами – субъектами реализации. При этом следует помнить, что толкование права осуществляется не ради обычного познания, изучения правовых норм, а в целях их реализации. Названное обстоятельство и придает специфические особенности рассматриваемому процессу.

Теоретической основой  работы послужили исследования отечественных  и зарубежных ученых - философов, политологов, социологов, юристов, теории права и государства и других отраслей знаний.

Структура работы подчинена  логике исследования и состоит из введения, четырёх глав, заключения, приложения и библиографического списока.

  Виды толкования права

 

Субъектами толкования права в принципе могут быть все – граждане, государственные органы, общественные объединения, должностные лица, научные учреждения, учёные. Однако последствия такой деятельности будут разными. Любой человек при желании может взять в руки, к примеру, Уголовный кодекс, найти в нём интересующую его статью и досконально изучить её, осмыслить, вникнуть в суть содержащегося в ней предписания или запрета, сделать для себя необходимые выводы. Так в жизни и происходит. Но подобная "частная" процедура не будет иметь никакого значения для других субъектов и не вызовет никаких юридических последствий. Иное дело, если норму права толкует должностное лицо или государственный орган.

Толкования-разъяснения  права различаются в зависимости  от субъектов, которые дают толкования норм права или отдельных актов. Выделяют два главных вида толкования по этому основанию: официальное и неофициальное.

Официальное толкование-разъяснение права: а) дается уполномоченными на это государственными органами или должностными лицами; данное полномочие закрепляется в специальных актах; б) имеет обязательное значение для других субъектов; в) является юридически значимым, так как вызывает юридические последствия и ориентирует на единообразное понимание юридической нормы.

Неофициальное толкование права дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими полномочиями официально толковать нормы права. Оно дается в форме рекомендаций, советов и не вызывает юридических последствий, т.е. лишено властной силы.

Официальное толкование норм права, в свою очередь, подразделяется на нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование - это разъяснение общего характера, имеющее силу для всех возможных в будущем случаев применения нормы права. Оно может вызываться как неясностью закона, неадекватным выражением воли законодателя, так и неправильным пониманием закона правоприменяющими органами и должностными лицами. Следовательно, нормативное официальное толкование имеет целью дать общий ориентир для правоприменения и относится к неограниченному числу случаев (подобно нормативному правовому регулированию).

Нормативное толкование делится на аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное).

Аутентичное официальное толкование исходит от органа, издавшего данный акт. Иначе говоря, аутентичное толкование вправе давать все правотворческие органы, но в отношении только своих актов. Например, законодатель может давать толкование всех законодательных актов, Правительство - толковать лишь свои акты и т.д. Законодательный орган имеет право поручить соответствующим органам исполнительной власти разъяснять тот или иной закон, но это будет акт легального толкования.

Легальное толкование носит подзаконный характер и осуществляется по поручению органа, издавшего конкретный акт, или когда этому органу дается соответствующее полномочие законодателем. Например, Верховный Суд Российской Федерации, обобщая судебную практику, дает судам разъяснения по вопросам применения закона к той или иной категории дел. Эти разъяснения обязательны для всех судов. Примером официального нормативного легального толкования служат постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в частности толкования Конституции Российской Федерации.

Казуальное толкование также относится к официальному виду. Оно дается компетентным органом по конкретному случаю, по поводу конкретного дела и обязательно лишь для него. Необходимость данного вида толкования возникает в случаях неправильного применения действующего законодательства по конкретному юридическому делу. Хотя казуальное толкование обязательно только для конкретного случая, однако оно служит образцом для других органов, рассматривающих аналогичные дела или применяющих данную норму.

Казуальное  толкование  имеет  место,  если  Конституционный  Суд выносит  решения  по  спорам  о  компетенции,  по  жалобам  на  нарушение конституционных  прав  и  свобод  граждан  и  по  запросам  судов  о конституционности  законов,  примененных  или  подлежащих  применению  в конкретном деле.1

В юридической литературе иногда подразделяют нормативное и казуальное толкование права на два подвида: судебное и административное.

Судебное толкование нормы права есть разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Оно направлено на правильное и единообразное применение закона в деятельности судов и обязательно для них. Среди судебного толкования особое значение имеет толкование права Конституционным Судом РФ, которому предоставлена исключительная прерогатива толковать Конституцию РФ и другие основополагающие акты. При этом Конституционный Суд в ходе толкования создаёт в отдельных случаях обязательные для всех заинтересованных лиц судебные прецеденты, выступающие уже источником права.

Административное толкование нормы права дается исполнительными органами власти и касается вопросов управления, социального обеспечения, финансов, налогов, труда.

Неофициальное толкование может быть как устным, так и письменным. Различают три разновидности неофициального толкования: обыденное; профессиональное; доктринальное (научное).

Обыденное толкование – это первичный, житейский уровень понимания права, его интерпретация рядовыми гражданами. Такое толкование отражает правосознание основной массы населения. Его характерной чертой является то, что оно может быть неверным, чисто эмоциональным. Тем не менее подобное правоощущение имеет важное значение при совершении гражданами юридически значимых действий, осуществлении ими своих прав и обязанностей, соблюдении законов, правопорядка, юридических норм. Разумеется, никакого внешнего (письменного) выражения обыденное толкование не получает.

Профессиональное  толкование,  как это видно из  его названия,  даётся  юристами-профессионалами- судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, другими специалистами, вообще лицами с высшим юридическим  образованием,  хорошо  знающими  действующее  законодательство  и  практику  его  применения.  Такое толкование может быть как устным (в виде консультации, ответов на конкретные вопросы), так и письменным (в форме справки, заключения, выступления в печати). Ценность профессионального толкования – в глубоких знаниях и компетенции толкующих лиц.

Доктринальное толкование даётся учёными, представителями науки. Ценность его – в аргументированности, доказательности, обоснованности. Типичным примером такого толкования являются периодически издаваемые научные комментарии к действующим российским Кодексам – уголовному, гражданскому, трудовому и др. В этих комментариях, а также в различных статьях, докладах, монографиях специалисты разъясняют, толкуют соответствующие положения, нормы, статьи – как их надо понимать и использовать. И хотя мнения учёных не обязательны для официальных лиц и органов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов), тем не менее их взгляды и рекомендации могут оказать и действительно оказывают существенную помощь правоприменительной практике, влияют на неё. Чем выше авторитет учёного, тем весомее его мнение.

Информация о работе Толкование норм права: понятие, виды, способы