Толкование налогового права: способы, приемы и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Первый период характеризуется становлением налогообложения в древнем мире и в средние века. Она отмечает, что возникновение налогов происходит одновременно с появлением первых государств, когда действуют товарно-денежные отношения, формируется государственный аппарат управления и принуждения, на содержание которого требуются средства. В средние века в европейских государствах отсутствовали развитые налоговые системы, налоги имели разовый характер. Развитие государственности диктовало объективную необходимость усиления государственного аппарата, что обусловило возникновение налоговых систем, пришедших на смену разовым, бессистемным платежам.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….4
Глава 1. Толкование налогового права: способы, приемы и особенности
Понятие, предмет и метод налогового права…………….………..7
Система, принципы и источники налогового права….………….10
Вопросы международного налогового права…………………….19
Налоговое право как система научного знания и учебная дисциплина……………………………………………………………………….22
Понятие, содержание и особенности налоговых правоотношений……………………………………………………………...….29
Заключение……………………………………….………………………………33
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Денис курсовая НП.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с НК РФ (п. 5 ст. 1) законодательство о налогах  и сборах в совокупности образуют:

- законодательство РФ  о налогах и сборах, которое  состоит из НК РФ и принятых  в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;

- законодательство субъектов  РФ о налогах и сборах, которое  в соответствии с п. 4 ст. 1 НК  РФ состоит из законов и  иных нормативных правовых актов  о налогах и сборах субъектов  Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ;

- нормативные правовые  акты органов местного самоуправления  о местных налогах и сборах, которые принимаются представительными  органами местного самоуправления.

Таким образом, в массив законодательства о налогах и  сборах не входят акты Президента РФ, Правительства РФ (Федеральной налоговой службы), иных органов исполнительной власти.

На практике это исключает  применение налоговой санкции —  штрафа за нарушение требований подзаконных  нормативных правовых актов.

Следует отметить, что налоговое право не является самодостаточным, изолированным правовым образованием, оно, в частности, находится в неразрывном единстве с конституционным правом. Конституция страны определяет основной налоговый правопорядок. Взаимодействует налоговое право и с административным правом, а также комплексными отраслями права земельным, муниципальным, банковским, страховым и т. п. Самым тесным образом оно связано с иными подотраслями и институтами финансового права.

 

 

 

 

1.3. Вопросы международного налогового права

В статье 7 НК РФ определено соотношение  норм, содержащихся в международных  договорах по вопросам налогообложения  с нормами национального налогового законодательства.

Если международным договором  Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Основную роль в правовом обеспечении процессов экономической, научно-технической и культурной интеграции играют нормы международного частного права, которые регулируют участие иностранных лиц в гражданских, трудовых и семейных правоотношениях на территории различных государств. При этом в качестве производных возникают налоговые правоотношения. Национальные налоговые законодательства устанавливают правила налогообложения результатов деятельности, которую ведут на их территориях субъекты иностранного права и которую субъекты их собственного (национального) права ведут на территории иностранных государств, руководствуясь общими принципами международного публичного права (невмешательства во внутренние дела государства, территориального верховенства) и специальными принципами международного экономического права (например, взаимной выгоды и экономической недискриминации).

Однако в связи с  тем, что эти принципы довольно абстрактны и декларативны, между национальными правовыми системами зачастую возникают конфликтные ситуации в области налогообложения, связанные, в частности, с многократным налогообложением. Поэтому по мере развития норм национального налогового права государства все теснее сотрудничают в области налогообложения, заключая соглашения, направленные на устранение различных конфликтных ситуаций между их правовыми системами. В связи с этим объективно необходима группа норм, которые устанавливаются на межгосударственном уровне, совокупность которых принято именовать международным налоговым правом.

Налоговые отношения  с иностранным элементом можно  объединить в две группы. К первой относятся случаи, когда государство  взимает налог с налогоплательщика, являющегося субъектом иностранного права, ко второй — когда государство требует исчислять налог с объекта налогообложения, возникшего у субъекта национального права за границей. В первом варианте в качестве иностранного элемента выступает субъект налогообложения, а во втором — объект налогообложения.

По вопросу о месте  международного налогового права в  системе права существует несколько  точек зрения. Международное налоговое  право, в частности, рассматривается  как подотрасль международного финансового  права, а последнее — как самостоятельная отрасль международного публичного права. Некоторые авторы международное налоговое право рассматривают в качестве подотрасли международного экономического права.

Исходя из характера  регулируемых отношений, а также  участвующих в них субъектов международное налоговое право можно определить как комплексную отрасль права, представляющую собой совокупность норм внутригосударственного и международного права, регулирующих международные налоговые отношения.

Особое место в регулировании международных налоговых отношений отводится международным договорам (соглашениям, конвенциям). Их основное назначение — полностью или частично отнести решение определенных вопросов к законодательству одной из сторон соглашения, тем самым ограничив налоговую юрисдикцию другой стороны. В системе источников налогового права России выделяются три группы международных соглашений по вопросам налогообложения:

- налоговые соглашения  об избежании двойного налогообложения  доходов, заключение которых имеет  своей целью урегулирование таких юридических ситуаций, когда у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов одновременно в двух государствах, например по месту его постоянного проживания (регистрации) и по месту получения им дохода. Выделяются двух- и многосторонние соглашения. К числу двусторонних соглашений следует отнести Конвенцию между Правительством СССР и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 18 января 1986 г. и Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15 ноября 1995 г., а многосторонних — Соглашение между правительствами государств — членов Содружества Независимых Государств «О согласованных принципах налоговой политики» от 13 марта 1992 г.;

- специальные (ограниченные) соглашения по вопросам избежания  двойного налогообложения, которые  заключаются для избежания двойного  налогообложения в определенных  сферах. К числу двусторонних  соглашений относится Соглашение между Правительством СССР и Правительством Греческой Республики об освобождении от двойного налогообложения на доходы от морских и воздушных перевозок от 27 января 1976 г., а многосторонних — Многосторонняя конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения от 13 декабря 1979 г.1;

- соглашения о сотрудничестве  и взаимной помощи по вопросам  соблюдения налогового законодательства, которые позволяют обеспечить  взаимодействие между налоговыми  администрациями различных стран по вопросам предотвращения уклонения от уплаты налогов. В постановлении Правительства РФ от 2 декабря 1994 г. «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства» одобрен проект типового соглашения между Правительством РФ и правительством иностранного государства о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства. Впервые межправительственное соглашение о сотрудничестве в области борьбы с нарушениями налогового законодательства было заключено 25 апреля 1995 г. с Узбекистаном, в настоящее время аналогичные соглашения подписаны (проекты соглашений подготовлены) с Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Грузией, Казахстаном, Киргизией, Республикой Молдова, Республикой Таджикистан, Украиной, Румынией и Швецией.

С 1 января 2004 г. на территории Российской Федерации применяются  шесть новых соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с Австралией, Сирийской Арабской Республикой, Государством Кувейт, Республикой Таджикистан, Новой Зеландией, Республикой Исландия.

Налоговые соглашения имеют двойственную природу: с одной стороны, они являются соглашениями между государствами, а с другой — после их инкорпорации в национальное право они становятся внутригосударственными законами, обязательными для резидентов договаривающихся государств, действующих прямо или косвенно в другом договаривающемся государстве.

 

1.4. Налоговое право как система научного знания и учебная дисциплина

Налоговое право понимается как подотрасль финансового права, как система научного знания и  как учебная дисциплина. Если налоговое право как система юридических норм регулирует общественные отношения, то как система юридического знания оно исследует нормы права, классифицирует и систематизирует их.

Налоговое право —  важная составляющая финансово-правовой науки. Очевидно, что как система научного знания налоговое право тесно взаимодействует с наукой о налогообложении и, в случае концептуального закрепления налоговедения как комплексной научной системы, может входить в ее состав (но только как комплексной системы более высокого уровня) на основе принципов самостоятельности, равноправия и взаимодействия наравне с системами экономического научного знания. Это тем более важно, поскольку налоговое право дает возможность изучать налоговые операции с позиций обусловливающих их факторов, на этой основе способствует выработке наиболее оптимальных направлений налоговой политики.

Базой, на которой развивается  налоговое право, т. е. ее методологическим фундаментом, являются общие основы юриспруденции, политическая экономия, теория государства и права, наука  о финансах. Исследования в этой области уже вышли за рамки  изучения финансовых, бюджетно-налоговых операций и предопределили тем самым условия создания теории налогового права. Прочные теоретические познания правовой специфики налоговых отношений дадут основания для отработки и принятия законов об экономически обоснованных формах налоговых изъятий.

Предметом налогового права  как системы научных знаний является это налоговое законодательство в широком смысле, а также:

а) общие принципы права, применяемые к налоговым отношениям;

б) принципы налогового права, закрепляемые в конституции и в налоговом законодательстве;

в) прецеденты и разъяснения  судебных органов по вопросам налогового права;

г) доктрина№.

В предмет научного познания налогового права входят:

- категории налогового  права;

-принципы правового  регулирования налоговых отношений;

- совокупность юридических  норм, а также порождаемые ими  правоотношения;

- исторический опыт  и практика применения норм  налогового права.

Предмет науки неразрывно связан с ее методом познания.

Если предмет отражает направленность исследования, то метод определяет инструментарий научного познания, систему приемов и способов исследования.

Метод правовой науки  — это система методов познания, которые составляют их методологическую основу.

Наука налогового права  использует общенаучные методы познания, в числе которых особое значение имеет методология системного анализа. Системный подход как один из общенаучных методов чаще всего связан с анализом, проектированием и конституированием объектов как систем.

С точки зрения системного подхода наука налогового права выделяет структурные элементы налоговой системы, закономерности и основы их взаимодействия в процессе реального функционирования, формулирует принципы правового регулирования, пути оптимизации организационно-правовых основ и т. д.

№доктрина - учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип.

Формально-догматический (специально-юридический) метод исследует  «догму» права. С его помощью  осуществляется юридическая обработка  правового материала, т. е., в первую очередь, правовых норм, выступающих в совокупности как субстратная составляющая налогового права. Этот метод включает такие приемы, как описание и анализ правовых норм и правоотношений, их толкование, классификацию. С точки зрения формально-догматического подхода особенно значима роль классификации и систематизации. При классификации посредством группировки правовые явления и понятия сопоставляются, что помогает составить более полное представление об исследуемом предмете — норме налогового права и конкретном налоговом правоотношении.

Метод обращения к  другим наукам заключается в том, что при анализе правовых явлений  следует использовать положения  и выводы, предлагаемые другими науками  — теорией государства и права, налоговедением и др., что позволяет  обеспечивать комплексный подход в научном исследовании налоговых правоотношений, заимствовать передовые достижения базовых и смежных отраслей научного знания.

Метод сравнительно-правового  исследования характеризуется как  способ исследования двух или более  правовых институтов (например, российского и американского налогового права), который решает задачу их сравнения, выявления общего и различного. Сравнение как логический прием предполагает выделение в исследуемых объектах сходства и различия, что дает возможность обмена опытом, заимствования, унификации и совершенствования отечественной налоговой системы, оптимизации правового регулирования налоговых отношений с учетом, естественно, специфики национальной налоговой системы.

Метод конкретно-социологического исследования включает такие приемы, как личное наблюдение, контент-анализ различных источников информации, социологические опросы, анкетирование, собеседования, что обеспечивает получение необходимой фактической информации о практике правового регулирования налоговых отношений.

Сравнительно-исторический метод исследования предполагает исторический подход к анализу и оценке правовых явлений в области налогообложения, что обеспечивает преемственность  правового регулирования, отбор  апробированных и положительно зарекомендовавших себя налоговых форм, выявление тенденций правового регулирования налоговых отношений.

Методы научного познания правовых явлений в области налогообложения  взаимосвязаны и взаимно дополняют  друг друга, обеспечивая комплексность  и всесторонность правового исследования.

Информация о работе Толкование налогового права: способы, приемы и особенности