Совершенствования организации налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение порядка организации налогового контроля, основных форм его проведения и определение основных направлений совершенствования организации налогового контроля.
Задачи курсовой работы ( в соответствии с поставленной целью)
1. Рассмотреть понятие, формы и методы проведения налоговых проверок
2. Изучить особенности проведения камеральной и выездных налоговых проверок
3. Рассмотреть систему дополнительных мероприятий налогового контроля
4. Изучить систему организации и оформления результатов камеральной и выездной налоговых проверок на примере образовательного учреждения

Файлы: 1 файл

Куликовой.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, повторная проверка — эта выездная налоговая проверка, предметом которой являются проверенные налоги за проверенный налоговый период.

С учетом системы налоговых органов  может иметь место неоднократность  повторных проверок, осуществляемых соответствующими структурными подразделениями  налоговых органов.

Кодексом не регламентируется состав проверяющей группы. Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика на основании постановления вышестоящего налогового органа может проводится сотрудниками нижестоящего налогового органа, включая должностных лиц налоговой инспекции, деятельность которой проверяется5.

В ходе выездной налоговой проверки должностными лицами налоговых органов  исследуются документы (в том  числе информация на машинных носителях), имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты и (или) перечисления налогоплательщиком в соответствующие бюджеты и в государственные внебюджетные фонды установленных действующим законодательством налогов и сборов, а также принятия правильного решения по результатам проверки.

Объектами проверки, в частности, являются: устав организации, ее учредительные документы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, налоговые декларации, документы бухгалтерской отчетности организации, договоры (контракты), банковские и кассовые документы, накладные на отпуск материальных ценностей, акты выполненных работ, счета-фактуры и другие первичные учетные документы, подтверждающие факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций, учетные регистры (главная книга (книга учета доходов и расходов), журналы-ордера, ведомости и др.), а также иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Может проводиться как сплошная, так и выборочная проверка документов. Документы могут исследоваться  как на машинных, так и бумажных носителях с точки зрения правил оформления, соответствия содержания законодательству, а также проводиться арифметическая проверка.

Согласно п.1 ст. 93 Кодекса  должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Требования о предоставлении указанных документов должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Указанное требование подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования. Форма требования приведена в приложении № 2 к утвержденной приказом МНС России от 10.04.2000 г.№АП-3-1б/138 инструкции МНС России № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах».

Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых  документов или непредставление  их в пятидневный срок влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 Кодекса — штраф 50 руб. за каждый не представленный документ. Каждый документ является отдельным независимо от формы его хранения и представления: бумажная или электронная (файл на магнитном носителе).

Непредставление сведений влечет и административную ответственность (штраф до 5 МРОТ согласно ст. 15.6КоАПРФ).

Срок представления документов исчисляется в календарных днях (ст. 6.1 НК РФ). Если последний день срока  падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Просрочка исполнения по уважительным причинам (большой объем документов, отдаленность места нахождения истребуемых  документов ит.п.)признавалась судебными  органами обстоятельствами, смягчающими ответственность.

При этом, если в требовании не содержится конкретного перечня  истребуемых документов и их количество, то согласно судебной практике основания  для привлечения к ответственности  за каждый не представленный документ отсутствуют.

Если налогоплательщик отказывается выдать документы добровольно, то выемка документов проводится принудительно. Причем допускается вскрытие помещений, сейфов, привлечение специалистов.

Выемка документов производится на основании постановления. Данное постановление  может быть утверждено руководителем  налогового органа как предварительно, так и по итогам выемки.

По общему правилу изымаются  только копии документов. В ряде случаев это требование не выдерживается и производится изъятие подлинных документов. При изъятии подлинников налоговые органы изготавливают с них копии и передают лицу, у которого они изымаются. Изъятые документы должны быть описаны и перечислены в акте выемки или прилагаемых к нему описях. Должны быть указаны наименование, количество, индивидуальные признаки, позволяющие индивидуализировать изъятый документ.

В интересах налогоплательщика  удостовериться, что изъятые документы  пронумерованы, прошнурованы. Он может  скрепить их своей подписью и печатью, сделать необходимые замечания, а также потребовать предоставления копию акта об изъятии документов.

Выемка как и ряд других действий, в том числе осмотр, оформляется  протоколом и проводится с обязательным присутствием понятых (они не должны быть должностными лицами налоговых органов).

Налоговые органы вправе истребовать  связанные с деятельностью налогоплательщика  документы у лиц, владеющих соответствующей  информацией о проверяемом налогоплательщике, для сопоставления полученной информации с данными, отраженными в документах проверяемого налогоплательщика (встречная проверка). Эти документы необходимы налоговым органам для выяснения, например, факта совершения сделки, полноты оприходования продукции (выручки) у проверяемого ими налогоплательщика.

При этом лицо, обладающее информацией  о налогоплательщике, и сам налогоплательщик могут состоять на учете в разных налоговых органах. Исходя из этого, встречные проверки могут проводиться  как налоговым органом, непосредственно  осуществляющего проверку, так и по мотивированному запросу о проведении встречной проверки тем налоговым органом, в котором поставлено на учет лицо, связанное с деятельностью проверяемого налогоплательщика.

Лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Нарушение организацией данной обязанности наказывается штрафом в размере 5 тыс. руб. (п. 2 ст. 126 Кодекса).

Пункт 2 ст. 126 Кодекса предусматривает  ответственность за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения, предусмотренного ст. 135.1 Кодекса". При разрешении спора суд должен выяснить, имеются ли у ответчика истребуемые истцом документы, причину их непредоставления, соблюдены ли истцом условия привлечения к ответственности и другие обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Вместе с тем, встречная проверка может проводиться только в случае проведения камеральной или выездной налоговой проверки, следовательно и в соответствующие сроки.

По окончании выездной налоговой  проверки проверяющий составляет справку  о проведенной проверке, в которой  фиксируются предмет проверки и  сроки ее проведения. Кодексом не предусмотрена  обязанность проверяющих предоставлять налогоплательщику справку о проведенной проверке непосредственно по окончании выездной налоговой проверки

Согласно инструкции МНС России от 10.04.2000 г. № 60 не позднее двух месяцев  после составления справки о  проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт выездной налоговой проверки. Подписанный проверяющими акт выездной налоговой проверки вручается налогоплательщику с приложениями, в состав которых входит и справка о проведенной проверке. Форма акта приведена в инструкции МНС России от 10.04.2000г. №60.

В соответствии с п/п 1.10.2 инструкции МНС России от 10.04.2000 г. № 60 вводная  часть акта выездной налоговой проверки должна содержать даты начала и окончания  проверки. При этом датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации решения (постановления) руководителя налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления проверяющими справки о проведенной проверке.

Акт подписывается уполномоченными  должностными лицами налоговых органов  и налогоплательщиком либо его представителем.

Согласно п. 5 ст. 100 НК РФ налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные объяснения, возражения, а также документы, их обосновывающие.

При этом ни Кодекс, ни АПК РФ не устанавливают запрета на представление доказательств в обоснование своих возражений на любом этапе. Таким образом, налогоплательщик вправе представить суду имеющиеся у него документы по акту проверки, даже если им были пропущены установленные сроки для представления их в ходе налоговой проверки (п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 г. № 5).

По истечении двухнедельного срока, установленного для представления  налогоплательщиком в налоговый  орган письменного объяснения мотивов отказа подписать акт или возражений по акту, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком, и по результатам рассмотрения материалов проверки выносит одно из трех решений (ст. 101 Кодекса):

- о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

 

 

 

 

 

1.3. ПОВТОРНАЯ ПРОВЕРКА  И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ  НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

 

Повторная налоговая проверка —  это выездная проверка, предметом  которой являются уже проверенные налоги за проверенный период. Исходя из положений статьи 89 Н К РФ повторность налоговой проверки определяется двумя признаками: совпадением проверяемого налогового периода и перечня проверенных налогов. Наличие иных обстоятельств (например, результаты выездных проверок) роли не играет. Такие обстоятельства могут иметь место, а могут и отсутствовать, но на признание повторности это не повлияет (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.03 № Ф04/708-159/А45-2003).

 Бывает, что с завершением выездной проверки неприятности налогоплательщиков не заканчиваются: за выездной проверкой следуют повторная и так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля (ДМНК).

НК РФ предусматривает два основания  проведения повторной проверки:

• проверка осуществляется в связи с реорганизацией или ликвидацией организации;

• проверка осуществляется вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего.

При проведении повторной проверки должны соблюдаться все правила  и требования, предусмотренные для выездных проверок.

Так, проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности организации, непосредственно предшествовавшие году её проведения. Рассматривая вопрос о порядке исчисления указанного трёхлетнего срока, Президиум ВАС России в постановлении от 07.10.03 № 2203/03 указал, что из содержания данной нормы видна взаимосвязь проверяемого трёхлетнего срока деятельности налогоплательщика с годом проведения проверки, а не с годом принятия решения о её проведении. Иными словами, если решение о её назначении было принято в 2008 году, но фактически проверка проводилась в 2005-м, то ею могут быть охвачены только 2008, 2007 и 2006 года.

 В пункте 27 постановления Пленума  ВАС России от 28.02.01  «О некоторых  вопросах применения части первой Налогового коде Российской Федерации» разъяснено, что при применении этого положения судам необходимо исходить того, что налоговая проверка имеет целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой и пункт 27 не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года. Таким образом,   2009 год так. же может быть охвачен проверяющими.

Повторная проверка может проводиться независимо от времени : ведения предыдущей проверок В контексте статьи 89 НК РФ это исключение касается только возможности проведения повторной проверки в течение одного календарного с сохранением всех других условий, предусмотренных вышеуказанной статьёй.

Налоговый кодекс РФ содержит запрет на проведение в течение одного календарного года двух выездных проверок и более  по одним и тем же налогам за один и тот же период (ст. 89 НК РФ). Иных исключений кроме указанных  выше, не предусмотрено. И даже если проверки имеют разную тематическую направленность, но касаются одних и те налогов и за один и тот же период, их проведение является неправомерным.

 Из приведённого следует,  что повторными не являются:

• проверки в течение календарного года по разным налогам;

• проверки в течение календарного года разных периодов.

Кроме того, не допускается проведение повторной выездной проверки филиала  предприятия, поскольку филиал не является налогоплательщиком (постановление  ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.04 № АЗЗ-12371/02-СЗ-Ф02-3444/04-С1).

Информация о работе Совершенствования организации налогового контроля