Совершенствования организации налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение порядка организации налогового контроля, основных форм его проведения и определение основных направлений совершенствования организации налогового контроля.
Задачи курсовой работы ( в соответствии с поставленной целью)
1. Рассмотреть понятие, формы и методы проведения налоговых проверок
2. Изучить особенности проведения камеральной и выездных налоговых проверок
3. Рассмотреть систему дополнительных мероприятий налогового контроля
4. Изучить систему организации и оформления результатов камеральной и выездной налоговых проверок на примере образовательного учреждения

Файлы: 1 файл

Куликовой.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

По налогам с юридических  лиц в налоговых органах на каждый год открываются лицевые  счета: по действующим предприятиям — с начала года; по вновь организованным — с момента принятия их на учет в качестве налогоплательщиков; по предприятиям, по каким-либо причинам не вставшим на учет в налоговых органах, — со времени начисления и уплаты налогов. Лицевые счета открываются на каждое предприятие и по каждому виду налогов отдельно. Формы лицевых счетов разнообразны, содержание каждой из них отражает особенности исчисления и уплаты тех или иных налогов и платежей.

Например, записи в лицевом счете  конкретного плательщика о начисленных  суммах налога на прибыль производятся в следующем по рядке. Отдельно по каждому сроку уплаты авансовых платежей указываются: дата, сумма платежа, соответствующая сумме, показанной представленной предприятием налоговой инспекции справке о размерах авансовых платежей по налогу на прибыль. Если предприятие в установленном порядке представляет новую (скорректированную) справку об авансовых платежах, в лицевом счете делается запись и изменении сумм этих платежей. Производятся также записи о доплатах в виде разницы между исчисленной суммой налога исходя из фактической прибыли за отчетный период и ранее начисленными платежам Записи о начисленных суммах налога на прибыль производятся за каждый квартал отдельно. Результаты перерасчетов по фактической прибыли приводятся нарастающим итогом с начала года. Результаты перерасчетов по фактической прибыли по итогам в целом за истекший год (суммы доплат или к зачету) отражаются в лицевом счете, открываемом предприятию на текущий год. В лицевом счете также записываются дополнительно начисленные суммы платежей в ходе камеральных и документальных проверок предприятия. По каждому сроку уплаты лицевом счете проставляется сумма фактически поступивших платежей исходя из чего по лицевому счету выводится допущенная предприятием недоимка или переплата. Недоимка или переплата показывается так же на начало и на конец года.

Если в результате проведения камеральной  налоговой проверки будут выявлены факты совершения налогового правонарушения, то должностные лица налоговой инспекции, проводившие проверку, обязаны с 2007 года составлять акт проверки по установленной форме (ч 2. п.1 ст. 100 НК РФ) Акт должен быть составлен в течение 10 дней после окончания камеральной проверки.

 
При подготовке акта камеральной проверки налоговые инспекции будут руководствоваться  общими требованиями, которые предъявляются  к составлению и содержанию акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Исключение составляет вводная часть акта.

Как следует из пункта 2.2 требований к составлению акта  вводная  часть акта камеральной проверки должна содержать:

• номер акта проверки. Он присваивается акту при его регистрации в налоговой инспекции;

• наименование места составления акта камеральной налоговой проверки;

• дату акта проверки. Таковой считается дата подписания акта лицом, проводившим проверку;

• должность, фамилию, имя, отчество лица, проводившего проверку, его

классный чин (при наличии), с  указанием наименования налоговой  инспекции.

В вводной части налоговики должны также указать сведения о налоговой  декларации (расчёте), на основе которой  проведена камеральная налоговая  проверка. К таким сведениям относятся:

• наименование налога (сбора), дата представления декларации, первичная она либо уточнённая (корректирующая), регистрационный номер, период декларирования;

 • полное и сокращённое наименование либо фамилию, имя, отчество лица,

представившего налоговую декларацию (расчёт). В случае представления налоговой декларации организацией по местонахождению её филиала, представительства помимо наименования организации указывается полное и сокращённое наименование филиала, представительства;

• идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

• код причины постановки на учёт (КПП).

Далее указывают даты начала и окончания  проверки, а также местонахождение  организации (её филиала, представительства) или место жительства физического  лица. Налоговый инспектор должен отразить в акте камеральной проверки перечень документов, представленных проверяемым лицом. Если при проверке инспектор использовал другие документы о деятельности налогоплательщика, которыми располагает инспекция, то эти документы также должны быть указаны в акте.

Так же как и в акте выездной проверки, в акте камеральной проверки отражают сведения об истребовании документов (информации) и иных мероприятиях дополнительного  контроля.

При необходимости в акте отражают и иные сведения.

Акт составляют в двух экземплярах: один будет храниться в налоговой инспекции, другой вручат проверенному лицу.

Выездная налоговая проверка —  наиболее эффективный метод налогового контроля. Удельный вес дополнительно  начисленных в ходе таких рок  сумм налогов и финансовых санкций составляет около 70% доначисленных в результате всей контрольной работы налоговых органов. Их эффективность характеризуется не только доначисленными суммами по отчетности прошлых периодов, но и более правильным исчислением и уплатой платежей в дальнейшем на основе устранения ошибок в ведении бухгалтерского учета.

Выездные налоговые проверки, как  правило, проводятся по заранее составленному  плану работы налоговой инспекции  или графику, в которые включаются конкретные предприятия и вопросы, подлежащие проверке. Предприятия для проверки выбираются по материалам камеральных проверок, сведениям о нарушениях, имеющимся в налоговых органах в том числе выявленным в ходе проверок других предприятий, и т.п. В планы (графики) включаются также наиболее крупные предприятия, занимающие значительный сдельный вес в объеме поступлений налогов в бюджет. Проведение выездных налоговых проверок предусматривается и в отдельных группах предприятий, по которым существенно изменился объем поступлений налогов в связи с изменениями налогового законодательства и по другим причинам.

Выездная налоговая проверка (ст. 89 Кодекса) проводится на основании  решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Указанное решение  должно содержать:

- наименование налогового органа; номер решения и дату его вынесения;

- наименование налогоплательщика, в отношении которого назначается проверка. Налоговый орган может проводить как проверку организации с учетом всех ее филиалов и обособленных подразделений, так и проверку филиалов и представительств организации независимо от проведения проверки самой организации3. В случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет;

- период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика либо его филиала или представительства, за который проводится проверка;

- вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка). Налогоплательщику следует обращать внимание на виды налогов, подлежащих проверке. Например, в решении была указана проверка налога на прибыль. Если в ходе проверки у налогового органа возникнет необходимость проверки налога на имущество, то им должно быть принято новое решение о назначении проверки. В ином случае результаты проверки налога на имущество могут быть признаны недействительными по формальному признаку — отсутствие в решении указания на проверенный налог. Кроме того, по общему правилу, действует запрет на проведение проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период;

-Ф.И.О., должности и классные  чины (специальные звания) лиц, входящих  в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в установленном порядке); подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина (приказ МНС России от 08.10.99 г. № АП-3-16/318 «Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок»).

В случае, если в период с момента  вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки (постановления  о проведении повторной выездной налоговой проверки) до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводящего проверку, должно быть вынесено решение (постановление) о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки (постановление о проведении повторной выездной налоговой проверки) по соответствующей форме (приказ МНС России от 07.02.2000 г. № АП-3-16/34). Несоблюдение этого требования также может приводить к отмене результатов проверки.

Доступ должностных лиц налоговых  органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных  удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органов  о проведении выездной налоговой проверки.

Административная ответственность  наступает в случае отказа в доступе  в помещение налогоплательщика, используемое для осуществления  предпринимательской деятельности, уполномоченным на проведение проверки должностным лицам налоговых органов, предъявившим служебные удостоверения и решение о проведении проверки (штраф до 20 МРОТ на должностных лиц согласно ст. 19.4 КоАП РФ).

Продолжительность проверки не более  двух месяцев. В исключительных случаях  срок проверки может увеличиваться до трех месяцев. Перечень таких случаев Кодексом не установлен, что может рассматриваться как ограничение прав налогоплательщика. Срок проверки продлевается решением вышестоящего налогового органа, которое может быть принято, например, в случаях проведения проверок крупнейших и основных налогоплательщиков, встречных проверок и т.п.

Кроме того, выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению  руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В этом случае в  акте налоговой проверке приводится дата и номер названного решения, а также период, на который данная проверка была приостановлена.

 Вместе с тем, согласно  Кодексу срок проведения проверки  включает в себя только время  фактического нахождения проверяющих  на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

При этом в указанный срок не засчитываются  периоды между вручением налогоплательщику  требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 Кодекса и  представлением им запрашиваемых документов. В соответствии со ст. 93 Кодекса у налогоплательщика имеется пять дней для представления требуемых документов.

Существовали следующие варианты трактовки течения срока проведения проверки:

- беспрерывный, то есть последовательно с начала и, по общему правилу, до последнего дня двухмесячного срока включительно,

- с учетом срока приостановления проверки на основании решения налогового органа,

- арифметический, на основе ежедневного учета времени нахождения проверяющих на территории проверяемого. При таком подходе проверка может тянуться неограниченное количество времени в пределах установленной «глубины» налоговых проверок в три года.

Конституционный суд указал, что  в срок проверки включаются только те периоды, которые напрямую связаны  с нахождением проверяющих на территории налогоплательщика .

В срок проверки засчитывается время  проведения инвентаризации, осмотра (обследования) территорий и помещений, используемых для извлечения дохода либо связанных  с содержанием объектов налогообложения, выемки документов и предметов, а также изучения проверяющими документов налогоплательщика непосредственного на его территории. Не засчитывается в срок выездной проверки: срок встречной проверки, экспертизы, время оформления результатов проверки и прочие действия, при которых проверяющие не находятся на территории налогоплательщика.

Внешний признак выездной проверки — нахождение проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика —  является неясным, так как не установлено  как и кем исчисляется этот срок.

Налогоплательщику следует вести журнал учета посещений, в котором делать отметки о присутствии проверяющих. Сумма этих периодов будет являться сроком проведения выездной налоговой проверки. Соответствующий документ налогоплательщика, а также внутренние документы налогового органа, фиксирующие направление сотрудников на проведение проверки, будут рассматривать как доказательства.

Повторные проверки. Выездная налоговая  проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам.

Проверки в течение календарного года по разным налогам или за разные периоды не являются повторными. Налоговый  орган не вправе проводить в течение  одного календарного года две выездные налоговые проверки и более лишь по одним и тем же налогам за один и тот же период. Из этого правила есть исключения — повторные проверки.

Независимо от времени проведения предыдущей проверки могут проводиться: проверки, осуществляемые в связи  с реорганизацией или ликвидацией  организации, а также проверки вышестоящего налогового органа в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку (ст. 87, 89 Кодекса).

Информация о работе Совершенствования организации налогового контроля