Совершенствования организации налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение порядка организации налогового контроля, основных форм его проведения и определение основных направлений совершенствования организации налогового контроля.
Задачи курсовой работы ( в соответствии с поставленной целью)
1. Рассмотреть понятие, формы и методы проведения налоговых проверок
2. Изучить особенности проведения камеральной и выездных налоговых проверок
3. Рассмотреть систему дополнительных мероприятий налогового контроля
4. Изучить систему организации и оформления результатов камеральной и выездной налоговых проверок на примере образовательного учреждения

Файлы: 1 файл

Куликовой.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Современные условия развития общества во многом определяются формированием  бюджетной системы государства. Невозможно представить себе решение  общенациональных, региональных и местных  задач без достаточного количества денежных ресурсов, сосредоточенных в бюджетах соответствующих уровней. Поэтому во главу угла бюджетной политики ставится вопрос об эффективном построении налоговой системы, как одного из важнейших источников формирования доходов бюджета.  Особенно это актуально в условиях переходного периода формирования национальной экономики и установления правовых отношений между налогоплательщиками и контролирующими органами государства, распределения полномочий между ними.

Объем мобилизуемых средств в виде налогов и других обязательных платежей в федеральный и местные бюджеты во многом зависит от четкого исполнения юридическими и физическими лицами налогового законодательства и других нормативных актов.

Переход к рыночным отношениям характеризуется  созданием новых предприятий, осуществляющих свою финансово-хозяйственную деятельность в различных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета. На таких предприятиях, как правило, допускаются ошибки в учете. Нередки случаи сознательного искажения отчетных данных. Все это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недопоступлению в бюджет налогов и других, приравненных к ним, платежей. Ошибки в исчислении и уплате налогов допускаются также в связи с несвоевременным доведением до налогоплательщиков изменений законодательства. В этих условиях особую значимость приобретают вопросы совершенствования контроля на всех уровнях за соблюдением налогового законодательства, правильного исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов. [ 4, 98]

Именно поэтому одной из важных составляющих в системе налогообложения  является контроль со стороны органов  государственной власти за своевременностью уплаты налоговых платежей со стороны  налогоплательщиков.

 В качестве первичных контролеров  должны выступать прежде всего работники бухгалтерских служб предприятий. Их контроль сводится к обеспечению достоверности учета объемов произведенной и реализованной продукции (работ и услуг), себестоимости, прибыли, стоимости имущества и других налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет налогов и других обязательных платежей, а также качественному составлению бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов (деклараций). Нередко предприятия при составлении бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов пользуются услугами опытных бухгалтеров других предприятий или аудиторских фирм. По существу это тоже является первичным контролем.

В мировой практике широко распространен  последующий аудиторский контроль. Он в определенной степени способствует повышению уровня постановки бухгалтерского учета на предприятиях, устранению недостатков в исчислении налогов и пополнению доходной базы бюджетов. В нашей стране обязательные аудиторские проверки предусмотрены для предприятий, в деятельности которых участвуют иностранные инвесторы, для банков и других кредитных учреждений, страховых организаций, товарных и фондовых бирж, инвестиционных институтов, акционерных обществ открытого типа и т. д.

Центральное место в механизме  налогового контроля принадлежит налоговой  проверке. Налоговый кодекс РФ предусматривает два вида налоговых проверок – камеральные и выездные. Законодательство по налогам и сборам претерпевает серьезные изменения, в частности в плане совершенствования организации налогового контроля.

Исходя из вышесказанного, в курсовой работе определены:

 Цель курсовой работы – изучение порядка организации налогового контроля, основных форм его проведения и определение основных направлений совершенствования организации налогового контроля.

Задачи курсовой работы ( в соответствии с поставленной целью)

1. Рассмотреть понятие, формы  и методы проведения налоговых  проверок

2. Изучить особенности проведения  камеральной и выездных налоговых  проверок 

3. Рассмотреть систему дополнительных  мероприятий налогового контроля

4. Изучить систему организации  и оформления результатов камеральной и выездной налоговых проверок на примере образовательного учреждения

5. Определить систему мер по  совершенствованию организации  налогового контроля

Предметом исследования является организация налогового контроля в РФ

Объектом исследования выступает бюджетное образовательное учреждение, зарегистрированное на территории Волчихинского района Алтайского края

Методологической базой написания  работы являются труды российских ученых, таких как Александров И.М., Евстигнеев Е.Н., Дубов В.В., Черник Е.Г. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ: СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

1.1.  МЕСТО НАЛОГОВОГО  КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ФИНАНСОВГО КОНТРОЛЯ

 

Целью  финансового контроля является содействие реализации финансовой  политики государства в процессе формирования и использования фондов в ходе выполнения государством своих задач перед обществом. От степени установления контроля зависит и экономическое благополучие государства. Основными составляющими системы государственных финансов являются две составляющие — доходы и расходы. Поэтому финансовый контроль направлен, прежде всего, на проверку своевременности и полноты поступлений доходов, правомерности и целесообразности расходования средств.

 А соответственно, важнейшую  роль в этом играет четкая организация и эффективное проведение налогового контроля. Налоговые поступления являются основным источником доходов, формирующих бюджеты всех уровней. Значимость налогов в формировании бюджетов: свыше 80% общего объема доходов консолидированного бюджета РФ формируется за  счет налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц. Это положение и определяет значимость государственного финансового контроля в масштабе государства. Причем налоговая составляющая в системе бюджетов всех ровней будет возрастать в связи с приватизацией объектов частными организациями (предпринимателями).

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ государственный налоговый контроль представляет собой комплекс мероприятий  по проверке законности, целесообразности и эффективности системы налоговых органов в формировании денежных фондов всех уровней государственной власти в части налоговых доходов, по выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты, по улучшению налоговой дисциплины среди налогоплательщиков, по соблюдению налогового законодательства налогоплательщиками. [ 2,166]

Налоговый контроль обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти и  по своей сути представляют собой завершающую фазу управления налогообложения. Кроме того налоговый контроль есть ни что иное как и один из элементов методики планирования формирования налоговых доходов бюджета.

С одной стороны, налоговый контроль выступает в форме контролирующего  органа налоговой системы, с другой стороны — при принудительном изъятии части доходов налогоплательщиков налоговый контроль является объективной необходимостью для формирования бюджета за счет налоговых изъятий (поступлений).

Функции государственного налогового контроля:

- обеспечение поступлений в  бюджеты разных уровней за счет налоговых платежей;

- воспрепятствование посредством  проверки исполнения налогового  законодательства уходу от налогов  со стороны налогоплательщиков;

- соблюдение налогоплательщиками  налоговой дисциплины и налогового  законодательства, полноты и своевременности уплаты налоговых платежей;

- выявление резервов увеличения  налоговых поступлений в бюджеты  всех уровней.

К органам, осуществляющим налоговый контроль относятся:

-  Министерство финансов РФ

-  Налоговая служба РФ со  своими подразделениями;

-  Министерство экономического  развития и торговли РФ

-  Таможенная служба РФ со  своими подразделениями;

-  органы государственных внебюджетных  фондов;

- органы государственной системы  власти различных уровней.

Основными видами государственного налогового контроля являются:

- контроль органов законодательной  (представительной) власти;

-  контроль органов исполнительной  власти;

- контроль органов судебной  власти;

- президентский контроль.

По времени существования различают  такие виды налогового контроля, как предварительный, текущий и последующий. Такое деление носит условный характер, и в принципе налоговый контроль может одновременно быть всеми этими видами в зависимости от исполнения налоговых обязательств со стороны налогоплательщика и налогового органа, например, камеральная проверка расчета по налогу на прибыль за первый квартал: по отношению к моменту исчисления налога за первый квартал — это последующий контроль, по отношению к моменту уплаты налога — предварительный, по отношению к процессу исполнения обязательств по уплате налога за весь налоговый период (год) — текущий контроль.

К наиболее распространенным методам типового вида налогового контроля можно отнести следующие:

- метод убеждения;

- метод принуждения;

- административный метод;

- экономический метод;

- метод процедурного характера  (совершение отдельным контрольных  действий);

- метод организации контрольной  работы.

В зависимости  от субъекта налогового контроля можно  выделить следующие виды:

-  государственный налоговый  контроль;

- муниципальный налоговый контроль;

- независимый (аудиторский) налоговый  контроль;

- общественный налоговый контроль.

Независимый (аудиторский) контроль проводится специализированными фирмами, внутренний — осуществляется службами самого учреждения (комиссиями).

Муниципальный контроль занимает промежуточное  положение между государственным  налоговым контролем законодательных (представительных) органов власти и общественным налоговым контролем.

Общественный налоговый контроль осуществляется гражданами, трудовыми  коллективами, политическими партиями, общественными организациями в соответствии с Положением об общественном контроле.

В интересах защиты экономических  интересов государства налоговые  органы должны обладать широкими полномочиями по осуществлению налогового контроля, но в интересах прав налогоплательщиков эти полномочия должны быть строго регламентированы законами. Конечно же налоговым органам в интересах государства и общества необходимо:

- организовать и осуществлять  учет налогоплательщиков и имущества,  подлежащего налогообложению;

- получать от налогоплательщиков  необходимую информацию для исчисления  налоги;

- иметь возможность проверки  информации, предоставляемой налогоплательщиками;

- иметь право защиты интересов  государства посредством принуждения  налогоплательщика к полному исполнению им своих обязательств перед государством. [ 3, 206]

В соответствии с налоговым кодексом РФ налоговые органы наделены определенными  правами, обеспечивающими им своевременное  и четкое проведение налогового контроля:

- требовать от налогоплательщиков документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, а также пояснения и другие документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

-  проводить налоговые  проверки в порядке, установленном законами РФ;

- производить выемку  документов при проведении налоговых  проверок, свидетельствующих о совершении  налоговых правонарушений;

- вызывать в налоговые  органы налогоплательщиков по  письменным уведомлениям для  дачи пояснений в связи с  уплатой ими налогов или в связи с налоговой проверкой;

- приостанавливать операции  по счетам налогоплательщиков  в банках и накладывать арест  на имущество в порядке, просмотренном  НК РФ;

- определять суммы налогов,  подлежащие внесению налогоплательщиками  в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике и в иных случаях;

- требовать от налогоплательщиков  устранения выявленных нарушений  законодательства о налогах и  сборах и контролировать выполнение  этих требований;

- взыскивать недоимки по налогам и сборам в порядке, установленном НК РФ;

- контролировать соответствие  крупных расходов физических  лиц их доходам;

- требовать от банков  документы, подтверждающие исполнение  платежных поручений налогоплательщиков  и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов и пени (штрафов);

Информация о работе Совершенствования организации налогового контроля