Содержание налогового планирования и прогнозирования: методологические проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение и изучение применения планирования и прогнозирования, выявление методологических проблем. В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
изучение теоретических и методологических основ налогового планирования и прогнозирования;
выявление структурных особенностей формирования налоговых доходов в экономике страны, выявление тенденции усиления фискальной функции налогов;
анализ структуры и динамики налоговых доходов

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы налогового планирования и прогнозирования. ..........5
1.1 Содержание и понятие налогового планирования и прогнозирования…..5
1.2 Методика формирования доходов на федеральном уровне. ……………….7
Глава 2.Сущность и значение налогового планирования на уроне хозяйствующих субъектов. ………………………………………………………………………………..12
2.1 Методы оценки налогового потенциала регионов………………………..12
2.2 Налоговое планирование и прогнозирование на примере определенного региона. ………………………………………………………………………………….20
2.3 Методологические проблемы прогнозирования налоговых доходов регионов………………………………………………………………………………….46
Глава 3.Совершенствование методов налогового планирования и прогнозирования на федеральном уровне. ………………………………………………………………..40
3.1 Налоговая статистика на федеральном уровне, налоговые поступления в бюджет федерации……………………………………………………………………….49
3.2 Оптимизация налогового планирования в РФ……………………………..55
Заключение……………………………………………………………………………….58
Список использованной литературы…………………………………………………...61

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 734.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 4.

Анализ  поступления доходов в бюджет города Курска в динамике за ряд лет

тыс.рублей

Показатели

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год*

ДОХОДЫ

Утвержд.

3732525,0

4850969,7

5593160,8

6096634,7

6544610,4

6231173,8

Испол

3849053,4

4962227,0

5702969,0

5991821,5

6560458,0

6616616,0

7

 

Исполнено к

утвержденным

116528,4

111257,3

109808,2

-104813,2

15847,6

385442,2

 

% к

утвержденным

103,1

102,3

102,0

98,3

100,2

106,2


* согласно ожидаемому  исполнению

 

Проектом решения  о бюджете на 2013 год объем доходов  запланирован в сумме 6042700,2 тыс.рублей, в том числе налоговые доходы 2918659,0 тыс.рублей или 97,4 % к уровню ожидаемых налоговых доходов в 2012 году (2996539,0 тыс.рублей), неналоговые доходы 933947,0 тыс.рублей или 142,4 % к уровню ожидаемых неналоговых доходов в 2012 году (655648,9 тыс.рублей), а также безвозмездные поступления 2190094,2 тыс.рублей или 73,9 % к уровню ожидаемых в 2012 году (2964428,1 тыс.рублей).

На 2014 год доходы запланированы в сумме 5869012,6 тыс.рублей, что на 2,9 % ниже уровня 2013 года, в том числе налоговые доходы составят 3041758,0 тыс.рублей или на 4,2 % выше уровня 2013 года, неналоговые доходы составят 464821,0 тыс.рублей или ниже уровня 2013 года на 49,7 %, безвозмездные поступления составят 2357411,6 тыс.рублей или выше уровня 2013 года на 7,6 %.

На 2015 год доходы запланированы в сумме 3722381,0 тыс.рублей или на 36,6 % ниже уровня 2014 года. Уменьшение произошло за счет увеличения суммы неналоговых доходов на 214359,0 тыс.рублей или на 7,0% к уровню 2014 года, уменьшения неналоговых доходов на 5022,0 тыс.рублей или на 1,1% к уровню 2014 года, уменьшения суммы безвозмездных поступлений на 99,9 %. Безвозмездные поступления впоследствии будут корректироваться.

 

 

 

 

Таблица 5.

Ожидаемое поступление доходов в 2012 году и  прогноз на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.

Тыс.руб.

Наименование

 показателя

Ожидаемое

исполнение

бюджета

города

Курска за

2012 год

Проект решения  Курского городского Собрания "О бюджете города Курска на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"

Отклонен

ие 2013

года от

2012 года

%

изменен

ия к

прошло

му году

Отклоне

ние 2014

года от

2013

года

%

изменен

ия к

прошло

му году

Отклонен

ие 2015

года от

2014 года

%

изменен

ия к

прошлому году

2013 год

2014 год

2015 год

Доходы бюджета -

ИТОГО

6 616 616,0

6 042 700, 2

5 869 012,6

3 722 381,0

-573 915,8

91,3

-173 687,6

97,1

-2 146 631,6

63,4

НАЛОГОВЫЕ И

НЕНАЛОГОВЫЕ

ДОХОДЫ

3 652 187,9

3 852 606,0

3 511 601,0

3 720 938,0

200 418,1

105,5

-341 005,0

91,1 

209 337,0

106,0

Налог на доходы

физических  лиц 

1 624 519,0

1 742 913,0

1 934 569,0

2 147 300,0

118 394,0

107,3

191 656,0

111

212 731,0

111,0

Единый  налог на

вмененный доход для

отдельных видов

деятельности

379 800,0

384 550,0

384 550,0

384 550,0

4 750,0

101,3

0,0

100

0,0

100,0

Единый

сельскохозяйственный

налог

261,0

246,0

246,0

246,0

-15,0

94,3

0,0

100

0,0

100,0

Налог на имущество

физических  лиц

45 180,0

47 303,0

49 527,0

51 855,0

2 123,0

104,7

2 224,0

104,7

2 328,0

104,7

Земельный налог 

909 373,0

703 690,0

633 209,0

633 209,0

-205 683,0

77,4

-70 481,0

90

0,0

100,0

Государственная

пошлина

36 060,0

39 957,0

39 657,0

38 957,0

3 897,0

110,8

-300,0

99,2

-700,0

98,2

Задолженность и

перерасчеты по

отмененным  налогам,

сборам  и иным

обязательным

платежам

1 346,0

     

-1 346,0

0

0,0

 

0,0

 

Доходы  от

использования

имущества,

находящегося  в

государственной и

муниципальной

собственности 

394 395,7

333 631,0

309 979,0

304 160,0

-60 764,7

84,6

-23 652,0

92,9

-5 819,0

98,1

Платежи при

пользовании

природными

ресурсами   

15 002,0

15 002,0

15 002,0

15 002,0

0,0

100

0,0

100

0,0

100,0

Доходы  от оказания

платных услуг и

компенсации затрат

государства

-3 260,0

7 727,0

8 286,0

8 831,0

10 987,0

-237

559,0

107,2

545,0

106,6

Доходы  от продажи

материальных  и

нематериальных

активов

209 469,0

540 000,0

100 000,0

100 000,0

330 531,0

257,8

-440 000,0

18,5

0,0

100,0

Штрафы, санкции,

возмещение  ущерба 

39 806,2

37 416,0

36 405,0

36 657,0

-2 390,2

94

-1 011,0

97,3

252,0

100,7

Прочие  неналоговые

доходы 

236,0

171,0

171,0

171,0

-65,0

72,5

0,0

100

0,0

100,0

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ

ПОСТУПЛЕНИЯ 

2 964 428,1

2 190 094,2

2 357 411,6

1 443,0

-774 333,9

73,9

167 317,4

107,6

-2 355968,6

0,1

Безвозмездные

поступления от других

бюджетов бюджетной

системы российской

федерации

2 996 945,1

2 188 863,2

2 356 163,6

0,0

-808 081,9

73

167 300,4

107,6

-2 356163,6

0,0

Прочие  безвозмездные

поступления

4 024,0

1 231,0

1 248,0

1 443,0

-2 793,0

30,6

17,0

101,4

195,0

115,6

Возврат остатков

субсидий, субвенций и

иных  межбюджетных

трансфертов, имеющих

целевое назначение,

прошлых лет

-36 541,0

     

36 541,0

0

0,0

   

0,0


 

 

Из приведенной  таблицы 5 видно, что по одним видам налогов прогнозные показатели 2013-2015 годов превышают утвержденные показатели 2012 года, в то время как по другим видам доходов наоборот.

Так, по налогу на доходы физических лиц планируется  увеличение в 2013 году на 7,3% до уровня 1742913,0 тыс.рублей к 2012 году, в 2014 году на 11,0% к уровню 2013 года, в 2015 году на 11,0% к уровню 2014 года. 
Объем поступлений по налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2013 году предусматривается в сумме 384550,0 тыс.рублей или на 1,3 % больше уровня 2012 года, в 2014 и 2015 годах данный налог планируется на уровне 2013 года.

Объем поступлений  единого сельскохозяйственного  налога в 2013 году прогнозируется в сумме 246,0 тыс.рублей или на 5,7% ниже уровня 2012 года, в 2014 и 2015 годах планируется на уровне 2013 года.

Поступления по налогу на имущество физических лиц  в 2013 году планируется в сумме 47303,0 тыс.рублей или на 4,7 % больше уровня 2012 года, в 2014 году с ростом к уровню 2013 года на 4,7 %, в 2015 году с ростом к уровню 2014 года на 4,7 %.

Объем поступлений  земельного налога в 2013 году планируется  в сумме 703690,0 тыс.рублей, что на 22,6 % ниже уровня бюджета 2012 года, в 2014 и 2015 годах на 10,0% ниже уровня 2013 года.

Объем поступлений государственной пошлины планируется в 2013 году в сумме 39957,0 тыс.рублей или на 10,8 % выше уровня 2012 года, в 2014 году на 0,8 % ниже уровня 2013 года, в 2015 году на 1,8% ниже уровня 2014 года.

Основную массу  поступлений по доходам бюджета (без учета безвозмездных поступлений) в последние годы составляют налог на доходы физических лиц (в 2011 году – 36,1 %, в 2012 году – 44,5 %, в 2013 году – 45,2%, в 2014 году – 55,1%, в 2015 году – 57,7%), земельный налог (в 2011 году – 19,1 %, в 2012 году – 24,9 %, в 2013 году – 18,3%, в 2014 году – 18,0%, в 2015 году – 17,0%), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в 2011 году – 9,1 %, в 2012 году – 10,4 %, в 2013 году – 10,0%, в 2014 году – 11,0%, в 2015 году – 10,3%), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (в 2011 году – 11,0%, в 2012 году – 10,8 %, в 2013 году – 8,7%, в 2014 году – 8,8%, в 2015 году – 8,2%), доходы от продажи материальных и нематериальных активов (в 2011 году – 5,3 %, в 2012 году – 5,7 %, в 2013 году – 14,0%, в 2014 году – 2,8%, в 2015 году – 2,7%).

Анализ структуры  налоговых доходов бюджета города Курска по основным видам и группам налогов показал, что основная доля планируемых в 2013 году налоговых доходов – 59,7 %, также как и в 2011 году (52,9%) и в 2012 году (54,2 %) приходится на отчисления от налога на доходы от физических лиц, в 2014 году приходится 63,6 %, в 2015 году - 65,9 %.

На поступления  от единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности в 2013 году приходится 13,2%, в 2014 году 12,6%, в 2015 году 11,8 % (2011 год – 13,2 %, 2012 год – 12,7%).

Планируемая сумма  поступления налога на имущество  физических лиц составляет в 2013 году 1,6% от общей суммы налоговых доходов, в 2014 году – 1,6%, в 2015 году – 1,6% (2011 год – 0,4 %, 2012 год – 1,5 %). Планируемая сумма поступления земельного налога составляет в 2013 году 24,1 % от общей суммы налоговых доходов, в 2014 году – 20,8 %, в 2015 году – 19,4 % (2011 год – 28,0 %, 2012 год – 30,4 %). На государственные пошлины в 2013 году планируется только 1,4 %, в 2014 году – 1,3%, в 2015 году – 1,2 % (2011 год – 5,5%, 2012 год – 1,2 %).

В силу незначительного  объема средств, единый сельскохозяйственный налог не оказывает существенного влияния на объем налоговых доходов.

При благоприятном  инвестиционном климате приток внутренних и внешних инвестиций в реальный и финансовый секторы региона  способствовал бы расширению налоговой  базы. Представляется, что при формировании политики увеличения налоговой базы следует руководствоваться опытом более развитых регионов России. И следует воспользоваться преимущественно аграрная направленность с акцентом на растениеводство.

В развитой рыночной экономике с устоявшимися ценами в аграрной специализацией региона, обладающего для производства сельхозпродукции хорошими природно-климатическими ресурсами, нет ничего плохого. Следовательно, Курская область, располагая схожими природно-климатическими условиями, также способна увеличить налоговую базу регионального бюджета за счет данного фактора.

Суммируя вышесказанное  можно утверждать: столкнувшись с  проблемой необходимости пересмотреть структуру налоговых поступлений  в территориальный бюджет, законодатель пока вынужден ограничиваться весьма непопулярными мерами – увеличением ставок налогов и сборов. Стратегия совершенствования и укрепления налоговой базы региона ещё облачна. Представляется, что такой подход не сможет оправдать себя в долгосрочной перспективе, а направлен лишь на сиюминутное “латание дыр” в оскудевшем областном бюджете. Формирование новой политики по укреплению доходной базы территориального бюджета – насущная задача ближайшего будущего.

 

2.3. Методологические  проблемы прогнозирования налоговых  доходов.

Показана значимость методологических подходов к определению налогового потенциала субъектов Российской Федерации и создания рационального механизма планирования и прогнозирования поступлений налогов и с боров в бюджетную систему, необходимость их совершенствования как особо важного инструмента государственного регулирования.

Налоговая система  Российской Федерации является одним из наиболее действенных инструментов регулирования экономических отношений. Регулирующее воздействие налогов должно быть направлено, в основном, на расширение налоговой базы, как федерального бюджета, так и бюджетов территорий.

Одним из основных факторов увеличения налоговых поступлений  является работа ФНС России по совершенствованию методологических подходов к определению налогового потенциала субъектов Российской Федерации и созданию рационального механизма планирования и прогнозирования поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. Прогнозы одних и тех же показателей, полученные при использовании разной исходной информации и различных моделей и методов её обработки, могут весьма сильно различаться между собой, и далеко не всегда ясно, какому прогнозу следует доверять больше. Одна группа проблем связана с информацией, которая используется для решения задачи прогнозирования. Так, пользователям разной статистической отчётности предоставляются данные по показателям, которые хотя и имеют одинаковые наименования, например, такие, как прибыль, оплата труда, объем выпуска продукции и т. д., но различаются по содержанию. Такие проблемы возникают при использовании традиционной сводной статистики, систем бухгалтерского учёта, национальных счетов и статистики государственных финансов. Поэтому одной из актуальных задач является гармонизация различных систем учёта и отчётности. В частности, большие надежды связываются с внедрением международных стандартов бухгалтерского учёта и финансовой отчётности.

По мнению профессора Научно-исследовательского финансового  института Минфина РФ Погорелко И. А., прогнозирование всегда связано с неопределённостью. Поэтому уже при постановке задачи необходимо принимать во внимание, что прогноз зависит от исходной информации, принятых допущений, заданных условий и ограничений и т. п. и не может быть абсолютно точным, достоверным и однозначным. И если модели физических систем оперируют со сравнительно небольшим перечнем исходной информации и неопределённость в прогнозе возникает в основном из-за действия помех при измерениях, то для моделей экономических систем характерна их зависимость от большого числа различных факторов, нестационарность и т. п. Здесь обычно не удаётся выделить небольшое число постоянно действующих существенных факторов, так как из-за большой изменчивости экономических условий факторы, которые в какой-либо период времени были несущественны, в другие периоды могут оказаться наиболее важными, и наоборот. При этом, так как прогноз на каждый следующий шаг зависит от данных и управленческих решений, полученных (принятых) на предыдущих шагах, то с ростом глубины прогнозирования неопределенность прогноза увеличивается, накладываясь на все неточности предыдущих шагов.

Основная задача налогового прогнозирования – определение  на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий или консолидированный бюджет, а так же объема налогов, подлежащих уплате конкретным предприятием-налогоплательщиком. Таким образом, налоговое прогнозирование можно рассматривать как с позиции государства и органов местного самоуправления в лице их уполномоченных органов, так и с позиции налогоплательщика. Совершенствование методов анализа и планирования поступлений налогов и сборов имеют особое значение, поскольку нереальность (завышенность) плановых показателей по сбору налоговых доходов вызывает в последующем объективные трудности в их мобилизации, приводит к недопоступлению доходов в бюджетную систему, а, следовательно, ставит под угрозу исполнение расходной части бюджетов.

Информация о работе Содержание налогового планирования и прогнозирования: методологические проблемы