Содержание налогового планирования и прогнозирования: методологические проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение и изучение применения планирования и прогнозирования, выявление методологических проблем. В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
изучение теоретических и методологических основ налогового планирования и прогнозирования;
выявление структурных особенностей формирования налоговых доходов в экономике страны, выявление тенденции усиления фискальной функции налогов;
анализ структуры и динамики налоговых доходов

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы налогового планирования и прогнозирования. ..........5
1.1 Содержание и понятие налогового планирования и прогнозирования…..5
1.2 Методика формирования доходов на федеральном уровне. ……………….7
Глава 2.Сущность и значение налогового планирования на уроне хозяйствующих субъектов. ………………………………………………………………………………..12
2.1 Методы оценки налогового потенциала регионов………………………..12
2.2 Налоговое планирование и прогнозирование на примере определенного региона. ………………………………………………………………………………….20
2.3 Методологические проблемы прогнозирования налоговых доходов регионов………………………………………………………………………………….46
Глава 3.Совершенствование методов налогового планирования и прогнозирования на федеральном уровне. ………………………………………………………………..40
3.1 Налоговая статистика на федеральном уровне, налоговые поступления в бюджет федерации……………………………………………………………………….49
3.2 Оптимизация налогового планирования в РФ……………………………..55
Заключение……………………………………………………………………………….58
Список использованной литературы…………………………………………………...61

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 734.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ  РОССИИ)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет управления»

Институт управления финансами и налогового администрирования

Кафедра налоговой политики и налогообложения

 

 

 

Специальность: «Налоги  и налогообложение» - 080107

Форма обучения: очная

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Прогнозирование и планирование в налогообложение»

на тему:

«Содержание налогового планирования и прогнозирования: методологические проблемы.»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

           

студент

5

курса,

1

группы

   
         

(подпись)

(инициалы  и фамилия)

Руководитель курсовой работы

   

к.э.н,

 

          .

(ученая  степень, ученое  звание)

(подпись)

(инициалы и фамилия)


 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012 год.

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………...3

Глава 1.Теоретические  основы налогового планирования и прогнозирования. ..........5

1.1 Содержание  и понятие налогового планирования  и прогнозирования…..5

1.2 Методика формирования  доходов на федеральном уровне. ……………….7

Глава 2.Сущность и значение налогового планирования на уроне хозяйствующих субъектов. ………………………………………………………………………………..12

2.1 Методы оценки налогового потенциала регионов………………………..12

2.2 Налоговое планирование и прогнозирование на примере определенного региона. ………………………………………………………………………………….20

2.3 Методологические  проблемы прогнозирования налоговых доходов регионов………………………………………………………………………………….46

Глава 3.Совершенствование  методов налогового планирования и прогнозирования на федеральном уровне. ………………………………………………………………..40

3.1 Налоговая  статистика на федеральном уровне, налоговые поступления в бюджет  федерации……………………………………………………………………….49

3.2 Оптимизация  налогового планирования в РФ……………………………..55

Заключение……………………………………………………………………………….58

Список использованной литературы…………………………………………………...61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проведение  эффективной налоговой политики - одно из важнейших условий экономического роста России, развития предпринимательской активности, возврата капиталов, а также привлечения в страну полномасштабных иностранных инвестиций. Налоговая политика является одной из важнейших мер государственного регулирования как в экономической, так и в социальной сфере. Налоговая политика предполагает наличие четкой поставленных целей, системы мер по достижению этих целей. Среди приоритетных целей налоговой политики можно выделить как минимум две важнейших. С одной стороны, налоговая политика направлена на выполнение плана по формированию доходов федерального, региональных и местных бюджетов (фискальная цель). С другой стороны, налоговая система должна способствовать экономическому развитию страны (стимулирующая цель).

Нормальное  функционирование любых хозяйствующих  субъектов, в том числе и государственных органов исполнительной власти, невозможно без всестороннего экономического анализа их деятельности. Оценка показателей многогранного процесса формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации в части налогов и сборов и их интерпретация проводятся при анализе поступлений и налогов, и сборов. Особое значение приобретает исследование поступлений налогов и сборов при налоговом планировании, разработках прогнозных оценок поступлений в бюджетную систему России на перспективу.

Объективный анализ поступлений налогов и сборов в бюджет России позволяет выявить и, по возможности, устранить причины их снижения. Кроме того, правильный детальный анализ позволяет обнаружить резервы для пополнения доходов государственного бюджета, определить заниженную (завышенную) налоговую нагрузку по отдельным крупнейшим плательщикам с учетом их территориальных и отраслевых особенностей.

Отличительная особенность системы налогообложения - это ее тесная взаимосвязь с  экономикой: ее структурой, реально  складывающимися пропорциями, а также ориентация на цели ее развития.

Бюджетным Посланием  Президента РФ Федеральному Собранию РФ ежегодно определяются основные направления  бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на очередной  финансовый год. При налоговом планировании учитываются стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной и налоговой политики, заданные в Послании Президента и согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства.

Актуальность  выбранной мной темы состоит также  и в том, что в условиях рыночных отношений и, особенно, в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых  доходов бюджета, определение и  изучение применения планирования и прогнозирования, выявление методологических проблем. В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

  • изучение теоретических и методологических основ налогового планирования и прогнозирования;
  • выявление структурных особенностей формирования налоговых доходов в экономике страны, выявление тенденции усиления фискальной функции налогов;
  • анализ структуры и динамики налоговых доходов;
  • анализ экономической природы и причин налоговой задолженности (недоимки), ее влияние на структуру прогнозируемых доходов бюджетной системы;
  • определение перспектив совершенствования структуры налоговых доходов бюджетной системы;
  • выделить и определить пути совершенствования осуществления налогового планирования и прогнозирования в действующих условиях;

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

1.1 Содержание и понятие налогового планирования и прогнозирования.

 

Сущность налогообложения  заключается в прямом изъятии  государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета  и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Необходимость налогового планирования заложена в  самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или  иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях. Кроме того, налоговое планирование обусловлено заинтересованностью государства в предоставлении налоговых льгот в целях стимулирования какой-либо сферы производства, категории налогоплательщиков, регулирования социально-экономического развития.

Налоговое планирование — это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов.

Оптимизация является более широким понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Оптимизация налогов  предполагает увеличение финансовых результатов  при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия. При оптимизации налогов могут решаться и иные финансовые задачи, далекие от минимизации. Например, формирование в отчетном периоде существенной прибыли для привлечения новых кредитов и акционеров. Для указанного случая оптимизация налогов коснется не только отчетного периода, но и следующего за ним. В понятие оптимизации также входит работа по предотвращению чрезвычайно большого, по сравнению с обычным уровнем, налогообложения вследствие ошибок в оформлении сделок.

Под рисками  налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с этим процессом, выраженные в денежном эквиваленте. Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации. Налоговыми рисками являются:

• риски налогового контроля

• риски усиления налогового бремени

• риски уголовного преследования

В процессе оптимизации  налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

• Принцип разумности и экономической обоснованности: Любая схема должна быть продумана до мелочей.

• Принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы. Вероятно, что после этого разработанная схема покажется не столь привлекательной.

• Принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде.

• Принцип конфиденциальности. Никому не должно быть известно, что действия налогоплательщика на самом деле направлены на оптимизацию налогов.

• Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов)

Налоговое прогнозирование  представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и осуществляется на базе прогноза социально - экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, представляющего собой систему показателей и основных параметров по направлениям социально - экономического развития.

Налоговое прогнозирование  включает определение налоговых  баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления  за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т.д.

Особое значение имеет анализ основных факторов, определяющих динамику налогового потенциала и поступлений налогов в бюджетную систему. По мере становления налогового законодательства и адаптации к нему налогоплательщиков происходит снижение влияния субъективных факторов, а важнейшую роль, определяющую размеры налоговых доходов государства, начинают играть экономические факторы, воздействующие на изменение налоговой базы отдельных налогов и сборов и налогового потенциала в целом.

Необходимо  учитывать, что макроэкономические параметры и факторы влияют в  большей степени на уровень налогового потенциала, в то время как поступления налогов в определенной мере зависят также от налоговой дисциплины и, нередко, от политических факторов.

 

1.2 Методика формирования доходов на федеральном уровне

Налоги являются главным источником средств государственного бюджета, финансовой базой социальной политики государства. Для обоснования суммы поступаемых государству налогов составляется план по налогам и сборам. Он охватывает собираемость налогов разных территориальных уровней: федерального, регионального и местного. Однако планы по налогам и сборам разных уровней объединяет одно общее. В них отражаются отношения двух участников: с одной стороны — государства и с другой — налогоплательщика, который платит налоги для того, чтобы государственная власть любого уровня обеспечивала нормальную жизнедеятельность территориального пространства, выполняя свои основные функции. Отношения между субъектами налогообложения определяют основную сложность налогового планирования.

Информация о работе Содержание налогового планирования и прогнозирования: методологические проблемы