Шпаргалка по "Налоговому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоговое право".

Файлы: 1 файл

шпоры по налогам и н.о..doc

— 303.50 Кб (Скачать файл)

20. Налоговая  декларация о доходах. Лица, обязанные представлять декларацию по форме 3НДФЛ и сроки ее предоставления в налоговые органы.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление  налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с НК должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Декларацию 3НДФЛ обязаны предоставлять плательщики НДФЛ, а именно физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. 3НДФЛ содержит: титульный лист с реквизитами, раздел 1 (расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке 13%), раздел 2. (расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке 30%), раздел 3. (расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке 35%), раздел 4. (расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке 9%), раздел 5. (расчет итоговой суммы налога к уплате (доплате)/возврату по всем видам доходов), раздел 6. (суммы налога, подлежащие уплате (доплате) в бюджет/возврату из бюджета) и расчеты по вычетам. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, за исключением доходов, указанных в пункте 8.1 статьи 217 НКРФ, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

 

21. Права и обязанности  налогоплательщиков.

Налогоплательщики имеют право: 1) получать по месту  своего учета от налоговых органов  бесплатную информацию (в том числе  в письменной форме) о действующих  налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения; 2) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах; 3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; 4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом; 5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; 6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя; 7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; 8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки. Налогоплательщики обязаны: 1) уплачивать законно установленные налоги; 2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом; 3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; 7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Участники отношений,  регулируемых законодательством  о налогах и сборах. Этапы введения НК РФ.

    Участниками  отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются: 1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов; 2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами; 3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); 4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).

НК РФ состоит из 2 частей. 1-ая определяет виды налогов и сборов, устанавливает основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, устанавливает права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений. Она была введена в действие с 1.01.1999 года. 2-ая часть НК РФ устанавливает конкретные порядок исчисления налогов и сборов. Она была введена с 1.01.2001 года, работа над второй главой до сих пор не завершена, планируется включить в нее 32 главу (налог на имущество физических лиц).

 

 

24. Налоговые  агенты, их права и обязанности.

      Налоговыми агентами признаются  лица, на которых в соответствии  с НК возложены обязанности  по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

 Налоговые  агенты имеют те же права,  что и налогоплательщики, а  именно: 1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения; 2) получать от Министерства финансов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах; 3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; 4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК; 5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; 6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя. Налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства; 2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах; 3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику; 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов; 5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК для уплаты налога налогоплательщиком.

 

32. Налоговый  кодекс РФ, его содержание и  значение.

Налоговый кодекс РФ представляет собой свод законодательных  актов, устанавливающих и регулирующих виды налогов и сборов РФ, их элементов. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по их установлению, введению и взиманию, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действия/бездействия должностных лиц налоговых органов и привлечение к ответственности за совершенные правонарушения. Налоговый кодекс РФ состоит из 2 частей: Часть 1: определяет виды налогов и сборов в РФ; устанавливает основания возникновения и изменения/ прекращения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов; определяет основу установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов; устанавливает права и обязанности н/пл, нал. органов и др.участников налоговых правонарушений; определяет формы и методы налогового контроля; устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений. Часть 2: устанавливает конкретный порядок исчисления налогов и сборов. Реформирование продолжается и в настоящее время.

 

25. Права,  обязанности и ответственность  налоговых органов и их должностных  лиц. В соотв. со ст.30 части 1 НК РФ, налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

В соотв.со ст.31 НК РФ, налоговые органы вправе:

1) требовать  в соответствии с закон-вом  о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов; 2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ; 3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; 4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах; 5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом; 6) взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ; 7) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

Вышестоящие налоговые  органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Налоговые органы обязаны (ст.31 НК РФ): 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах; 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; 4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; 5) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение; 6) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора; 7) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Должностные лица налоговых органов обязаны: 1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными ФЗ; 2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов; 3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

 

45. Налоговые  вычеты по НДС и порядок расчета НДС в бюджет

Налог уплаченный поставщиком сырья, материалов, услуг, который уменьшает размер НДС, полученный от покупателей называется налоговым вычетом или входным НДС.

НДС (в бюджет) = НДС2 (на выходе) – НДС1 (входной)

Чтобы получить право на налоговый вычет необходимо соблюсти условия: 1)первое и самое главное условие иметь счет-фактуру, в которой показано стоимость товаров, работ и услуг, название, ставка НДС, сумма НДС, цена товара, работы, услуг с НДС; 2)товары, работы, услуги должны быть оприходованы в бухгалтерском балансе, т.е. получены покупателем; 3)купленное сырье, товары и услуги должны быть использованы на производство НДС объектов. Нет объектообложения – нет и налогового вычета.

В настоящее  время методика определения налога к уплате в бюджет по всем видам деятельности одинакова.

Налог к уплате в бюджет = НДС полученный(начисленный)при  реализации товаров, работ, услуг – НДС уплаченные за сырье, топливо, услуги и т.д.

29. Основные  направления налоговой политики РФ

Налоговая политика – это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране.  Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков.  При проведении налоговой политики государство должно преследовать следующие цели, т.е. направления налоговой политики: 1) фискальную – мобилизация части создаваемого национального дохода в регионах в бюджетную систему и внебюджетные фонды для финансирования общегосударственных, региональных и местных программ социально-эономического развития; 2) экономическую – целенаправленное воздействие на экономику через налоговый механизм с целью проведения структурных изменений общественного воспроизводства, перераспределения национального дохода и ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах, регулирования спроса и предложения, стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности в регионах РФ, 3)социальную – относительная ликвидация или сглаживание неравенства в уровнях доходов населения по группам и между регионами за счет прогрессивной системы налогообложения, предоставления многодетным и малоимущим слоям граждан, инвалидам и участникам военных событий налоговых льгот и привилегий; 4) экологическую – охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет усиления роли экологических налогов и штрафных санкций как к отдельным предприятиям, так и к регионам, где допускается превышение предельно допустимых норм выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и не предпринимается эффективных действий для улучшения экологической ситуации на своих территориях; 5) контрольную – за счет проведения выездных и камеральных проверок, когда достигается не только увеличение поступления налогов в бюджеты разных уровней, но и соблюдение налоговой дисциплины. Полученная от налоговых органов информация используется государством для принятия оперативно-тактических и стратегических решений в области планирования как самих налогов, так и в сфере социально-экономического развития территорий страны в целом; 6) международную – укрепление экономических связей с другими странами за счет заключения двухсторонних и многосторонних соглашений по устранению двойного налогообложения, снижению торговых таможенных пошлин и гармонизации налоговых систем.

Информация о работе Шпаргалка по "Налоговому праву"