Шпаргалка по "Налоговому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоговое право".

Файлы: 1 файл

шпоры по налогам и н.о..doc

— 303.50 Кб (Скачать файл)

1. Экономическая сущность налогов. Определение налогов и сборов. 

Экономическая сущность налогов:

-Выступает  косвенным регулятором развития экономики;

-Основной  источник формирования государственных  доходов;

-Один из  способов регулирования дефицита  государственного бюджета;

-Один из  инструментов воздействия на  инвестицию и активность хозяйствующих субъектов.

Под налогом  понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с  организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

 

2.Принципы  налогообложения, сформулированные  А.Смитом и другими классиками экономической теории.

Принципы налогообложения А.Смита: 1)равномерность, понимаемую как равнонапряженость, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога; 2)определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения; 3)простота и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов; 4)неотягощенность, т.е. умеренность ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.

Лаффер –  сторонник теории предложения доказал, что более низкие ставки налогов вполне совместимы с возросшими налоговыми поступлениями. Сокращение налогов не должно вызывать инфляционные дефициты. Логическое рассуждение Лаффера убеждало в том что более низкие ставки налогов смогут создать стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям и принятию деловых решений, подталкивая, т.о. существенное расширение национального производства и дохода. Такая расширившаяся налоговая база сможет поддерживать налоговые поступления на прежнем уровне даже при том что ставки налога будут ниже.

 

3. Историческое  развитие налогов. Принципы деления  налогов на прямые и косвенные.

Налоги, ныне составляющие главный источник государственного дохода, возникали и развивались постепенно, заменяя собой прежние способы извлечения доходов. В древних классических государствах Н. появились в форме чисто светских повинностей, вследствие высоко развитой идеи государственности. В период Империи римляне были чрезвычайно изобретательны по части установления различных Н.; они производили довольно сложные операции исчисления населения для подушных налогов, оценки имуществ — для налогов поимущественных и подоходных. В эпоху господства феодализма, центральная власть получала какие-либо денежные платежи, в виде добровольного пособия, или же взносы, вызванные особыми обстоятельствами (выкуп короля из плена, посвящение сыновей правителя в рыцарское достоинство, выдача дочерей его замуж и т. п.). Более постоянное обложение Н. применялось прежде всего к промышленным и торговым классам, жившим по преимуществу в городах и раньше достигавшим независимости от рыцарей и помещиков. Главными источниками доходов продолжали служить так называемые частнохозяйственные или механические доходы. Развитие системы Н. начинается с конца XV и начала XVI столетия, в связи расцвета внешней и внутренней торговли. Другой причиной, вызывавшей развитие Н., служило образование постоянных армий и сосредоточение военной власти в руках главы государства. Первыми видами денежных платежей граждан являются пошлины, т. е. плата за услуги, доставляемые государством отдельным гражданам: судебные пошлины, пошлины, взимаемые при передвижении людей и товаров, в виде вознаграждения за обеспечение безопасности на дорогах, устройство дорог, мостов, портов, гаваней и т. п. Н. вводились и внутри страны, но первоначально в менее заметной форме налогов косвенных, а не прямых. При возвышении размеров обложения, косвенные Н. становятся весьма чувствительными и вызывают сильное неудовольствие народа, доходящее иногда до открытых восстаний. Невозможность дальнейшего повышения косвенных Н. или приобретения новых объектов для обложения ими заставляет искать источников доходов в прямых Н. Первыми видами прямых Н. являются подушные или поголовные и поземельные. Постепенно Н. получают еще другое, чисто экономическое значение средства покровительства внутренней промышленности. Обыкновенно высокими пошлинами облагались, в этих видах, ввозимые в страну продукты обрабатывающей промышленности. Прямые – налоги, которые непосредственно связаны с результатом хоз-фин деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества. Они прямопропорциональны платежеспособности к ним относятся ННП, НДФЛ,ННИ  и др. Косвенные – налоги которые   являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости оборота или продаж тру.(НДС, там. пошлина)

 

4. Функции налогов и их роль  в формировании доходов бюджетов различных уровней.

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Выделяют  пять функций налогов: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная и поощрительная.Фискальная функция — налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета.

Распределительная функция – с помощью налогов правительство РФ распределяет доходы между различными экономическими субъектами. Регулирующая функция налогов делится на 3 подфункции:• стимулирующая – с помощью налогов государство может поддерживать различные отрасли промышленности либо отдельных экономических субъектов; •   сдерживающая обратно стимулирующей с помощью отмены льгот увеличение ставок  правительство сдерживает развитие отдельных отраслей промышленности;•   подфункция минерального воспроизводства предполагает ведение правительством РФ платы за пользование природными ресурсами.

Контрольная функция – с помощью налогов государство контролирует соответствие доходной и расходной части бюджета. Выполнение данной функции может осуществляться только при выполнении налоговой дисциплины (своевременная уплата, правильность расчетов, своевременная подача деклараций и др. отчетности). Социальная с помощью налогов усиливается социальная дифференциация общества.

 

5. Элементы  налога.

Налогоплательщик  – это юр. и физ. лица кот. по закону возложена обяз-ть уплатить налог или сбор в соотв-вии с НК РФ.

Налоговый агент  – это юр или физ лицо которое  в соответствии с НКРФ возложена  обязанность исчислять, удерживать и перечислять в бюджет суммы налога.Объекты н/о – это прибыль, доход, имущество, стоимость реализованных товаров, работ, услуг либо иное экономическое обоснование имеющее стоимостную количественную или иную оценку с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога.

Нал. база – стоимостная или количественная характеристика объекта налогообложения.Нал. ставка – размер налога на ед. налогооблагаемой базы. Они м.б. : твердые (опред-ся в абсол. сумме); адвалорные (устанавлив в % от налоговой базы); смешанные (устанавлив в % отношении но имеют твердые ограничения). Нал. период – срок, в теч. кот. формируется нал. база и оконч-но опред-ся размер нал. обязательства.Нал. льготы – предоставление отдел. категориям н/пл преим-в по сравнению с др. н-пл, вкл. возм-ть не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем объеме.Порядок исчисления н-га – это правило в соответствии с которыми налогоплательщик производит расчет суммы налога подлежащая внесению в бюджет.Сроки уплаты нал-в – уст-ся прим-но к каждому н-гу и сбору, нарушение сроков влечет штрафные санкции.

Порядок уплаты налогов – уплата нал-га произв-ся разовой уплатой всей суммы н-га, либо в ином порядке, предусм-ном НК РФ.

7. Сущность, содержание и формы налоговой  политики государства.

Налоговая политика – это составная часть экономической  политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране. Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков Выделяют, как правило, три типа налоговой политики государства. Первый тип – политика максимальных налогов, характеризуется принципом «взять все, что возможно». При этом государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом доходов.  Поэтому данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как экономический кризис или ведение военных действий. Второй тип – политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижает объем социальных гарантий. Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения. Налоговые доходы направляются на увеличение социальных фондов. Недостатком такой политики является то, что она вызывает инфляцию. При развитой экономике все типы налоговой политики успешно сочетаются. В РФ с начала экономических реформ (1992г.)  стал реализовываться первый тип налоговой политики, а только затем второй и третий. Целью изменений налоговой системы, предусмотренных НК РФ, является построение стабильной налоговой системы на территории РФ. Она должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействовать развитию предпринимательства, наращиванию национального богатства России и благосостояния её граждан. НК РФ устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения и отмены федеральных, региональных и местных налогов, а также других обязательных платежей. Полномочия всех уровней власти и местного самоуправления по установлению, изменению или отмене налогов и сборов реализуются в пределах установленного перечня и в соответствии с общими принципами налогообложения.

 

6. Принципы  определения цены сделки; ст. 40 НКРФ

Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях: 1) между взаимозависимыми лицами; 2) по товарообменным (бартерным) операциям; 3) при совершении внешнеторговых сделок; 4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Рыночной ценой  товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке  идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за пределами РФ.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные  для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении  рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.

При определении  и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные  источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

 

 

8. Применение  УСН на основе патента.

Применение УСН на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды предпринимательской деятельности:

1) ремонт и  пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; 2) ремонт, окраска и пошив обуви; 3) изготовление валяной обуви;4) изготовление текстильной галантереи;5) изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;6) изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд; 12) чеканка и гравировка ювелирных изделий;13) производство и ремонт игр и игрушек, за исключением компьютерных игр;14) изготовление изделий народных художественных промыслов;15) изготовление и ремонт ювелирных изделий, бижутерии; 17) выделка и крашение шкур животных;18) выделка и крашение меха; и т.д. При применении УСН на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, не должна превышать за налоговый период пять человек. Если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика превысили 20 млн. руб. и (или) если в течение налогового периода допущено несоответствие требованиям, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН на основе патента и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент. Суммы налогов, подлежащие уплате исчисляются и уплачиваются индивидуальным предпринимателем. Документом, удостоверяющим право применения индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента, является выдаваемый налоговым органом патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности. Налоговым периодом считается срок, на который выдан патент. Индивидуальный предприниматель, перешедший с УСН на основе патента на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН на основе патента не ранее чем через три года после того, как он утратил право на применение УСН на основе патента. Налоговая декларация, налогоплательщиками УСН на основе патента в налоговые органы не представляется. Налогоплательщики УСН на основе патента ведут налоговый учет доходов в порядке, НК РФ.

 

 

 

 

9. Налоговая  стратегия и налоговая тактика.

Стратегия и  тактика налоговой политики неразрывно связаны друг с другом. С одной стороны, налоговая тактика представляет собой механизм решения стратегических задач. С другой стороны, стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Налоговая стратегия  определяет долговременный курс государства  в области налогов и предусматривает решение крупномасштабных задач. Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода развития путем внесения оперативных, своевременных изменений и дополнений в налоговую систему.

Стратегические  направления налоговой политики определяются:

  • Президентом РФ;
  • Федеральным Собранием РФ;
  • Правительством РФ.

Тактические задачи налоговой политики решаются совместно с:

  • Министерством финансов РФ;
  • Федеральная Налоговая Служба РФ;
  • Федеральной таможенной службой РФ и др. органами.

 

11. Налоговый  механизм, его состав и структура.

Реализация налоговой  политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков.

При проведении налоговой политики государство  должно преследовать следующие цели:

  1. фискальную – мобилизация части создаваемого национального дохода в регионах в бюджетную систему и внебюджетные фонды для финансирования общегосударственных, региональных и местных программ социально-экономического развития; 2)экономическую – целенаправленное воздействие на экономику через налоговый механизм с целью проведения структурных изменений общественного воспроизводства, перераспределения национального дохода и ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах, регулирования спроса и предложения, стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности в регионах РФ. 3)социальную – относительная ликвидация или сглаживание неравенства в уровнях доходов населения по группам и между регионами за счет прогрессивной системы налогообложения, предоставления многодетным и малоимущим слоям граждан, инвалидам и участникам военных событий налоговых льгот и привилегий; 4)экологическую – охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет усиления роли экологических налогов и штрафных санкций как к отдельным предприятиям, так и к регионам, где допускается превышение предельно допустимых норм выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и не предпринимается эффективных действий для улучшения экологической ситуации на своих территориях; 5)контрольную – за счет проведения выездных и камеральных проверок, когда достигается не только увеличение поступления налогов в бюджеты разных уровней, но и соблюдение налоговой дисциплины. Полученная от налоговых органов информация используется государством для принятия оперативно-тактических и стратегических решений в области планирования как самих налогов, так и в сфере социально-экономического развития территорий страны в целом; 6)международную – укрепление экономических связей с другими странами за счет заключения двухсторонних и многосторонних соглашений по устранению двойного налогообложения, снижению торговых таможенных пошлин и гармонизации налоговых систем.

Информация о работе Шпаргалка по "Налоговому праву"