Шпаргалка по дисциплине "Налоговое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 20:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Налоговое право".

Файлы: 1 файл

nalog_pravo (1).doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

В налог.зак-вах всех гос-в в кач-ве налогоплат-ов признаны юр.и физ.лица.

Плательщики налогов и сборов явл.главными субъектами в структуре налоговых правоотношений. Согласно ст.56 Конституции сказано, что главная юр.обязанность этих участников проявляется в виде обязанности по уплате налогов, пошлин и других платежей. Плательщиками налогов, сборов, пошлин признаются орг-ии и физ.лица, на кот.в соответствии с Налог.Кодексом РБ возложена обязанность по уплате налогов, сборов, пошлин.

Под организациями понимаются:1. Юр.лица РБ; 2. иностранные и межд.орг-ии, в том числе не являющиеся юр.лицами; 3. простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); 4. Хоз-ые группы.

Под физ.лицами понимаются: 1. граждане РБ; 2. граждане либо подданные иностранного гос-ва; 3. лица без гражданства (подданства).

Плательщик имеет право: 1. получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную инф.о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового зак-ва, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц; 2. получать от налоговых органов и др.уполномоченных гос.органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налог.зак-ва; 3. представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя; 4. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных Налоговым Кодексом и иными актами налогового законодательства; 5. на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном Налоговым  Кодексом; 6. присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; 7. получать акт или справку проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения по акту или справке проверки; 8. требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков; 9. требовать соблюдения налоговой тайны; 10. обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц; 11. на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством.

 Плательщикам гарантируется  административная и судебная  защита их прав и законных  интересов в порядке, определяемом  Налоговым  Кодексом и иными  актами законодательства.

Права плат-ов обеспечиваются соответств-ми обяз-ми налог-органов.

Плательщик обязан: 1. уплачивать установленные налог.зак-ом налоги, сборы (пошлины); 2. стать на учет в налоговых органах в порядке и на условиях, установленных НК; 3. вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства; 4. представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном законодательством порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие документы и сведения, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин); 5. вести учет дебиторской задолженности и не позднее десяти рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности; 6. подписать акт или справку проверки. При наличии возражений по акту или справке проверки возражения по этим акту или справке представляются в срок, установленный пунктом 6 статьи 78 Налогового Кодекса; 7. выполнять законные требования налогового, таможенного органа и их должностных лиц, в том числе требования об устранении выявленных нарушений законодательства; 8. представлять в налоговый орган по месту постановки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот; 9. обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения; 10. являясь источником выплаты дохода для других организаций и физических лиц, в случаях, установленных настоящим Кодексом, удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины);

За невып-ие или ненадлежащее вып-ие возложенных на плательщика обязанностей он несет ответственность в соответствии с зак-ми актами.

Привлечение орг-ии к ответственности не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от администрат., угол.или иной ответственности, предусмотренной законодательными актами.

 

 

 

 

 

7. Полномочия и правовые основы деятельности налоговых органов. Порядок обжалования решений налоговых органов.

Гос-во как обязательный субъект налог.правоотношений опосредует свое участие в данных правоотношениях через осущ-ие полномочий специальных гос-ых органов, созданных им для осуществления контроля за надлежащим исполнением публичных обязанностей по уплате налоговых платежей.

Компетенция налоговых органов на территории РБ закреплена в достаточно большом количестве НПА, основным из которых является НК РБ, а также Постановления Совета Министров по вопросам Министерства по налогам и сборам РБ. Налоговые органы в РБ представляют собой единую централизованную систему, возглавляет которую Министерство по налогам и сборам. Оно является органом специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, а также координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

Права и обязанности налоговых органов подробным образом изложены в ст.81 НК, а именно:1)получать от плательщика или иного обязанного лица необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов, пошлин документы, а также другую информацию, касающуюся имущества плательщиков или иного обязанного лица; 2)вызывать в налоговые органы плательщиков и иных обязанных лиц, имеющих документы и информацию о деятельности плательщиков, в отношении которых проводится налоговая проверка; 3)имеет право заявлять ходатайства; 4)имеет право в установленном порядке направлять иски в суд; 5)взыскивать в установленном налоговым законодательством порядке не уплаченные суммы налогов, сборов, пошлин; 6)и другие права.

Составным элементом компетенции налоговых органов являются их обязанности (ст.82 НК): 1)действовать в строгом соответствии с законодательством; 2)корректно и внимательно относится к плательщикам, их представителям, не унижать их честь и достоинства; 3)вести учет плательщиков в государственном реестре плательщиков и других, установленных законодательством реестров; 4)в порядке, установленном законодательством проводить налоговые проверки;5)соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках; 6)отменять не соответствующие законодательству решения нижестоящих налоговых органов; 7)и другие обязанности

Каждый плательщик имеет право обжаловать решения налог.органов, действия их должн.лиц,если он полагает, что такие решения или действия приняты или произведены с нарушением положений, установленных налоговым или иным зак-ом, либо нарушают его права.

Решения налог.органов,действия их должностных лиц м.б. обжалованы в вышестоящий налог.орган или вышестоящему должн.лицу и (или) в общий либо хоз.суд,если иной порядок обжалования не установлен Президентом РБ.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд.Жалоба м.б. подана в хоз.суд в течение 1 года со дня вынесения решения.

Подача жалобы не приостанавливает проведение внеплановой налог.проверки. Жалоба на решение налог.органа адресуется в вышестоящий налог.орган, но подается в налог.орган, вынесший решение. Поступившая жалоба в течение 3 дней направляется вместе с делом в налог.орган,кот.она адресована и кот.уполномочен ее рассматривать.

Жалоба на действие должн.лица налог.органа, кроме жалоб на действия, связанные с адм.взысканиями, подается вышестоящ.должн.лицу налог.органа.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должн.лицу налог.органа подается, в течение 10 дней со дня получения решения налог.органа, а при обжаловании действий должн.лиц налогового органа – в течение 1 месяца со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

В случае пропуска по уважит.причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица,подающего жалобу, м.б. восстановлен соответственно вышестоящим налог.органом или вышестоящ.должн.лицом налогового органа.

Жалоба подается в письм.форме.К жалобе д.б.приложены обосновывающие ее док-ты.  Лицо, подавшее жалобу в вышестоящ.налог.орган или вышестоящему должн.лицу налог.органа,до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письм.заявления.

Жалоба плат-ка рассматр-ся вышестоящ.налог.органом или вышестоящим должн.лицом налог.органа в срок не позднее 1 месяца со дня ее получения.

По итогам рассмотрения жалобы на решение налог.органа вышестоящий налог.орган вправе:оставить решение без изменения, а жалобу – без удовлетворения;отменить решение полностью или частично;отменить решение и назначить дополнительную налоговую проверку;внести изменения в решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия должн.лица налогового органа вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должн.лицо вправе:удовлетворить жалобу;оставить жалобу без удовлетворения.

Копия решения по жалобе в течение 3 дней со дня его принятия направляется плательщику и в налог.орган, решение или действия должн.лиц которого обжаловались.Подача жалобы приостанавливает исполнение обжалуемого решения налогового органа. 

 

 

 

 

8. Понятие,основания возникн-ия и прекращ.налог.обязательства.

Налог.обязательство–обязанность плательщика при наличии обстоятельств,установленных налоговым зак-ом уплатить определенный налог,сбор,пошлину.Основания возникн-ия,изменения и прекращ.налог.обязат-ва устанавливается налог.зак-ом.

К основаниям прекращ.налог.обязательства относятся надлежащее исполнение обязанности по уплате налога,ликвидация орг-ии,смерть физ.лица. Исполненным налог.обязательство признается,если плательщик, иное обязанное лицо в установленный срок и в полном размере уплатило налог.

Исполнение налог.обязательства связывается с действиями плательщика по перечислению сумм налог.платежей посредством предоставления в банки соответствующих платежных док-ов. Однако для исполнения обязат-ва необходимо еще одно условие:наличие достаточных ден.средств на счете плательщика. Данный порядок распространяется как на самого плательщика, так и иных обязанных лиц. Неисполнение или ненадлежащее исп-ие налог.обязат-ва явл.основанием для применения мер принудит.исполнения налог.обязательства. При недостаточности ден.средств к исполнению налог.обязательства привлекается имущество плательщика. Если для надлежащего исполнения налог.обязат-ва недостаточно сумм, вырученных от реализации имущества ликвидируемого плательщика,то к исполнению обязат-ва привлекаются учредители,собственники имущества в порядке, предусмотренном ГК РБ. При реорганизации орг-ии исполнение налог.обязательства возлагается на правопреемников. Став последним, юр.или физ.лицо становится стопроцентным плательщиком.Если правопреемников несколько,то доля каждого из них в исполнении налог.обязательства определяется в соответствии с разделительным балансом.

 Налог.обязат-во умершего физ.лица исполняется его наследником (наследниками), принявшими наследственное имущество, в пределах стоимости наследуемого имущества и пропорционально доле в наследстве.Однако у наследников не возникает правопреемства относительно уплаты пени. При объявлении физического лица умершим, а также при признании таких лиц безвестно отсутствующими или недееспособными к исполнению налоговых обязательств двух последних привлекаются лица, уполномоченные органами опеки и попечительства, а также сами эти органы. Относительно этой категории лиц налоговыми органами может быть принято решение о признании безнадежных долгов и списании сумм задолженности.

 

 

 

 

 

 

9. Способы обеспечения  исполнения налогового обязательства.

Способы обеспечения исполнения налог.обязательства представляют собой правовые средства, стимулирующие добросовестную уплаты налогоплательщиком налоговым платежей либо позволяющие налоговому органу осуществить принудительное взыскание налога.

НК устанавливает исчерпывающий перечень способов обеспечения исполнения налогового обязательства:-залог имущества; -поручительство; -пени; -приостановление операций по счетам в банке; - арест имущества.

Договор о залоге имущества закл-ся между залогодержателем-плат-ом и налог.органом по месту постановки на учет плательщика.При этом залогодержатель не вправе отчуждать предмет залога, передавать его в аренду или безвозмездное польз-ие др.лицу либо иным образом распоряжаться им без согласия залогодержателя.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Налоговое право"