Шпаргалка по дисциплине "Налоговое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 20:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Налоговое право".

Файлы: 1 файл

nalog_pravo (1).doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

1. Общая характеристика налогового права

Налоговое право как и любое другое правовое образование имеет свой предмет в качестве которого традиционно рассматривается вид общественных отношений. Предметом налогового права выступают общественные отношения, носящие многоаспектный и комплексный характер. Кроме того это довольно специфическая сфера социальных связей, существующих в обществе. Она обусловлена экономическим и публично-правовым содержанием налогов как основного источника образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей в части общественного продукта. В настоящее время юридическая наука предложила несколько определений налогового права, различия между которыми заключается главным образом в круге общественных отношений. По мнению одного из авторов (Веницкий) определил предмет налогового права как отдельную группу, к которой относятся отношения по установлению и ведению налогов и сборов, отношения по взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля. Пустова определяет налоговое право как основанную на собственных принципах подотрасль финансового права, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физ.лиц и организаций.

Метод правового регулирования – совокупность и сочетание приемов, способов воздействия на общественные отношения. Основным методом в налоговом праве является императивный метод или метод властных предписаний, который заключается в том, что одна сторона (государство) издает властные предписания, обязательные для выполнения другой стороной (налогоплательщика).

Особенности проявления императивного метода: 1)доминирование позитивных обязываний, которые выполняют роль прямого регулятора соответствующих социальных связей, которые возникают при налогообложении; 2)ограничение правовой инициативы субъектов налогового права, т.е. невозможность ими по своему усмотрению приобретать права и обязанности и определять их содержание; 3)юридическое неравенство субъектов налогового права, выражающееся в развитии содержания их правосубъектности. Государство как субъект налогового правоотношения наделено более широкими правами, чем другой субъект этого отношения;4)тесная связь с экономической политикой, проводимой государством.

В настоящее время все большее количество ученых отмечают, что помимо традиционного метода властных предписаний, существует и диспозитивный метод правового регулирования. Применительно к налоговой сфере диспозитивность следует рассматривать в качестве предоставления субъектам альтернативной возможности поведения в рамках налогового законодательства.

2. Понятие,принципы и стр-ра налог.ститемы РБ

Система налогового права:1.Общая часть (метод, принципы, правовая конструкция налогов, виды налоговых правонарушений, ответственность за их совершение и др.); 2.Особенная часть (правовые нормы, регламентирующие порядок взимания обязательных платежей, круг плательщиков по каждому налогу, объекты налогообложения, порядок исчисления и уплаты налогов).

Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь

 Каждое лицо обязано  уплачивать законно установленные  налоги, сборы (пошлины), по которым  это лицо признается плательщиком.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

 Налогообложение в  Республике Беларусь основывается  на признании всеобщности и равенства.

Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

 Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством.

 

3. Налог как  правовая категория:понятие и признаки.Отграничение налога от иных обязательных платежей.

Налог как правовая категория имеет свое определение,содержание и сущность,нормативное закрепление кот.служит необходимым условием для осуществления гос-ом и муниципальными образованиями своей фин.деят-ти.

Налог-индивид-но безвозмездный платеж,взимаемый с орг-ий и физ.лиц в форме отчуждения принадл-их им на праве собств-ти,хоз-го ведения или оперативного упр-ия ден.средств в целях финанс.обеспеч-ия деят-ти гос-ва и (или) муниципальных образований.

Из данного определения выводятся след.основные признаки налога: Обязательность–что означает,юр.обязанность перед гос-ом.Налог устанавл-ся гос-ом в одностороннем порядке,без  заключения договора с налогоплат-ми,и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудит.порядке. Налогоплательщик не имеет право отказаться от вып-ия налог.обязанности.Характерным эл-ом признака обязательности выступает добровольная уплата налога; Безвозвратность и индивид-ая безвозмездность.Законно уплаченные налог.платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же ден.сумм.Согласно действующему зак-ву налоги передаются гос-ву в собственность и юр-ки гос-во ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматривает никаких личных компенсаций налогоплат-ку за  перечисленные обязательные платежи.Поэтому,вып-ие налогоплат-ом обязанности по уплате налогов не порождает  гос-ва встречной обязанности по предоставлению конкретно-определенному лицу каких-либо материальных благ совершенно  в его пользу действий.Однако,уплата налога дает налогоплат-ку право на равный доступ  к общественным благам,поскольку гос-во реализует публичные ф-ии одинаково относительно всех граждан;Ден.характер.Налог взимается поср-ом отчуждения ден.ср-в,принадлежащих налогоплат-ку на праве собственности, праве полного хоз-го ведения или праве оперативного управления.Все налог.платежи уплачиваются только в ден.форме.;Публичное предназначение.После отчуждения налогоплат-ом причитающихся обязат.платежей они переходят  в собственность гос-ва и поступают  в бюджеты соответствующего террит-го ур-ня или внебюджетного фонда.. Посредством распредел.внебюджетных ср-в гос-во осуществляет финансир.своих ф-ий,в т.ч. и общественно значимых мероприятий.

Налоги следует отличать от др.видов платежей в бюджет(в осн.от сбора).С целью придания каждому виду платежа того правового режима,кот.соответствует эк-ой и правовой сущности платежа. НК позволяет разграничить сбор от налога по след.основаниям:1)сборы призваны компенсировать расходы органов гос.власти,налоги призваны финансировать деят-ть гос-ва в целом.Целью сбора явл.удовлетв-ие только определенных потребностей,а налога-удовлетв-ие публичных потребностей гос-ва;2)сборы явл-ся относительно возмездным платежом,т.е. уплатив сбор субъект получает взамен право,статус,разрешение.Уплатив сбор частное лицо вправе требовать от гос-ва в лице соответствующих органов определенных действий,в т.ч. и через суд.Признаком налога является безвозмездность;3)сбор является разовым платежом,а для налога характерна стабильность и длит-ть отношений;4)вступление в отношение,связанное с уплатой сборов носит для лица добровольный характер,т.к. добровольным явл.само обращение к гос-ву за тем,что обусловлено уплатой налога,вступление же лица в отношения с гос-ом по поводу уплаты налога носит для этого лица принудительный характер.

 

4. Классификация и функции налогов.

Виды налогов: 1)по степени компетенции органов государственной власти выделяют общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные устанавливаются в законодательном порядке парламентом или президентом, действуют на всей территории и подлежат зачислению в бюджет различных уровней. Местные налоги устанавливаются местных советов депутатов в соответствии с законом «О бюджете на очередной бюджетный год»; 2)по способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые устанавливаются на доходы и имущество плательщиков. Косвенные включаются в отпускную цену товара (работ, услуг) в виде надбавки. При косвенном налогообложении юридическим плательщиком выступает продавец товаров, который является посредником между государством и потребителем. В свою очередь прямые налоги подразделяются на реальные и личные. По ур-ню бюджета налоги различают закрепленные и регулирующие налоги.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной.

Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, кот.предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов и распределительную  ф-ию налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов.

 

 

5. Правовая конструкция  налога.

Прав.конструкция налога–это закрепление всех эл-ов налога для признания его законно установленным ср-ом платежа.Налог считается устан-ым в том случае,когда определены плат-ки, а также след.эл-ты налогооблия:1)объектналогооблия;2)налог.база;3)налог.период;4)налог.ставки;    5)порядок исчисления налога;6) порядок и сроки уплаты налогов

Плательщики–явл.орг-ии или физ.лица,кот.в соотв.с НК,Таможенным кодексом РБ и (или) актами Президента РБ возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Под орг-ми понимаются юр.лица РБ,ин.юр.лица и межд.орг-ии,хоз-ые группы,хоз-ые товарищества.По месту нахождения орг-ии подразделяются на бел.и ин-ые. Бел-ие орг-ии имеют статус налог.резидентов РБ и несут полную налог.обязанность по доходам от источников в РБ,от источников,находящихся за пределами РБ,по имуществу. Ин-ые орг-ии не явл.налог.резидентами РБ,несут налог.обязанность за деят-ть кот.осущ-ся в РБ, от источников в РБ,по имуществу на террит.РБ.

Физ.лица-граждане РБ,ин.граждане и лица без гражданства. 
Налог.резидентами признаются физ.лица, кот.фактически находятся на террит.РБ не менее 183 дней в году. В кач-ве физ.лица под налогоплательщиком выделяют ИП. 

Объектами налогообл.признаются обстоятельства,с наличием кот.у плат-ка возникают налог.обяз-ва.Объекты:товары,работы и услуги,реализация тов., работ услуг и имущественных прав.Также доходы, проценты и дивиденды.

Налог.база–это стоимостная физическая или иная характеристика объекта налогообложения.Налог.база–колич-ая хар-ка предмета налога. 

Налог.период–это календ.год или иной период времени, по окончании которого исчисляются сумы налогов,сборов и пошлин.

Налог.ставка–величина налог.начислений на ед-цу налогообложения.

Порядок исчисл.налогов–процес-ое действие,в соответствии с кот.налогоплат-ик самостоят.исчисляет сумы налогов на основании налог.базы,налог.ставки,а также налог.льгот.Сумма налога,подлежащая уплате,опред-ся путем умножения исчисленной налог.базы на налог.ставку.

Уплата налогов произв-ся путем разовой уплаты всей причитающейся сумы или ином порядке, предусмотренном указом президента и т.д.

Срок –установленный налог.зак-ом период времени,в течение кот.налогоплательщик должен исполнить обяз-во по уплате налогов. Срок уплаты налогов может определятся указанием на событие,кот.должно совершить, произойти, или действие,кот.д.б.совершено.

Факультативные элементы. К ним относятся налог.льготы.  
Налог.льготы –предоставляемые отдельным категориям плательщиков преим-ва, включая возм-сть неуплаты налога,сборов либо пошлин,либо уплаты в меньшем размере. Налог.льготы устанавливаются в след.видах:1)освобожд.от налогов, сборов и пошлин;2)понижение размера налог.ставки;3)возмещение суммы уплачиваемого налога, сбора,пошлины;4)в виде доп.по отношению к учитываемым при определении налог.базы для всех плательщиков выплат скидок, уменьшающих налог.базу.

6. Понятие и виды плательщиков налогов, сборов (пошлин). Права и обязанности плательщиков налогов, сборов (пошлин).

Плательщик налога явл.основополагающим элементом, по отношению к кот.строится вся .истема в комплексе. Все последующие функциональные элементы налога(объекты налогообл-ия,ставки,льготы и др.) используются уже в рамках конкретного плательщика.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Налоговое право"