Понятие налогового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:20, реферат

Описание работы

В различных экономических словарях и справочниках содержатся неоднозначные определения. Так, под планированием понимается, в частности, способ регулирования экономических процессов на уровне народного хозяйства страны, отрасли, предприятия, территориальной единицы. Планирование включает определение целей и путей их достижения, опираясь на сведения прошлого, стремится определить будущее; один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования обществом экономических законов в процессе хозяйствования.

Файлы: 1 файл

Понятие налогового планирования.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

13)     исходя из критерия территориальности целесообразно различать местное и междуна-родное налоговое планирование;

14)     в зависимости от ожиданий, возлагаемых на налоговое планирование: оптимистическое, пессимистическое и реалистичное.

Формами налогового планирования целесообразно считать внутреннее и внешнее налоговое планирование. Внутреннее налоговое планирование - мониторинг налоговых вопросов, планирование элементов налогов и текущий контроль за налоговыми обязательствами предприятия со стороны структурных подразделений и работников хозяйствующего субъекта. Внешнее налоговое планирование - привлечение внешних консультантов и специалистов для целей налогового планирования.

В качестве методов налогового планирования целесообразно выделять: метод прямого счета, расчетно-аналитические методы, комбинированные методы и методы экономико-математического моделирования. Перечисленные методы могут носить как ситуационный характер (осуществляться при планировании конкретной деловой ситуации или процесса), так и вариационный характер (производиться при выборе возможных вариантов и направлений деятельности).

Алгоритм деятельности, связанной с организацией любого из перечисленных видов внутрифирменного налогового планирования, можно представить в виде следующих блоков:

- анализ текущего финансового  состояния предприятия и возможных  перспектив его развития;

- составление планов, т.е. принятие решений о будущих  финансово-хозяйственных целях организации  и способах их достижения, в  том числе налоговыми методами;

- осуществление плановых  решений. Результатом этой деятельности  являются реальные показатели  деятельности организации и полученная  налоговая экономия;

- сравнение реальных  результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении;

- контроль является  последним блоком налогового  планирования, и именно он позволяет  оценить эффективность планового  процесса в организации, в том  числе налогового планирования.

На основе системы мероприятий по налоговому планированию осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей. 

 

 

Принципы налогового планирования

Основами налогового планирования являются:

1) учет основных направлений  развития налоговой, бюджетной  и инвестиционной политики государства. Бюджетная политика - совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства. Налоговая политика - система мероприятий, проводимых государством в области налогов, составная часть фискальной политики;

2) разработка учетной  политики предприятия и проведение  договорных компаний с учетом  их налоговых последствий;

3) правильное и полное  использование всех установленных  законом льгот, освобождений от налогов и исполнения обязанностей налогоплательщиков;

4) оценка возможностей  получения отсрочек и рассрочек  по уплате налогов, а также  различных налоговых и инвестиционных  налоговых кредитов.

Отсрочка по уплате налога - изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК РФ, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Рассрочка по уплате налога - изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК РФ, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Налоговый кредит – изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 2 статьи 64 НК РФ.

Инвестиционный налоговый кредит - изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Налоговое планирование является частью финансового планирования и подчиняется следующим принципам:

1)   платить минимум из положенного;

2)   осуществлять уплату налога в последний день установленного периода;

3)   использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках взаимосвязанной системы налогообложения предприятий;

4)   использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;

5)   не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов.

Таким образом, налоговое  планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых налогов и  избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов в пользу государства.

В экономической литературе сложилось относительное единодушие по поводу этапов (стадий) налогового планирования. Одни авторы выделяют до регистрации  предприятия следующие этапы: формулирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения; решение вопроса о наиболее выгодном месте расположения предприятия и его подразделений; выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности. В рамках текущего налогового планирования они выделяют этапы: анализ всех предоставляемых законодательством льгот, анализ возможных форм сделок, решение вопроса о рациональном размещении активов и прибыли предприятия.

Другие авторы выделяют от 4-х до 7-и этапов: формирование налогового поля организации, образование системы договорных отношений, подбор типичных хозяйственных операций, определение возможных хозяйственных ситуаций, предварительный выбор вариантов хозяйственных ситуаций, составление журнала хозяйственных операций, сравнительный анализ.

Различия в налоговых  режимах между странами помогают уйти от налогообложения с использованием «принципа неограниченной налоговой  ответственности». Например, если создать  компанию по законам Великобритании и в самой Великобритании, где резидентами считаются компании, имеющие в этой стране центр фактического руководства, а само руководство расположить в США, где критерием считается место создания, то компания не будет считаться резидентом ни в США, ни в Великобритании. Тогда ни в одной из стран компания не попадет под режим неограниченной налоговой ответственности. Но считаясь нерезидентом в каждой из этих стран, фирма будет облагаться налогом только по доходам из источников этих стран, а если их нет, то налогообложение будет нулевым и, следовательно, нет необходимости использовать оффшорную зону.

На практике возможно использование двухстороннего и  многостороннего соглашения о ликвидации двойного налогообложения. В частности, существует налоговое соглашение, заклю-ченное между Нидерландами и Антильскими островами, которое получило в международной практике наименование «голландский сэндвич».

Например, компания зарегистрирована на Антильских островах. Инвестор учреждает  дочернюю компанию в Нидерландах  и использует ее для управления компаниями, создаваемыми в любых странах, т.е. эти компании принадлежат организации, расположенной на Антильских островах. Используя соглашение между Нидерландами и Антильскими островами, можно минимизировать налоговое бремя за счет уменьшения и доведения до нуля налогов на дивиденды, которые распределяются субдочерними компаниями.

Следует отметить, что  существуют страны (Франция, Швейцария), которые ограничивают свою налоговую  юрисдикцию только доходами, извлекаемыми на их территории, и не облагают доходы, полученные за рубежом.

Что касается Российской Федерации, то здесь используются свободные  экономические зоны и закрытые административно-территориальные  образования, где происходит снижение налогового бремени.

В западных странах сложилась  общая тенденция: чем меньше ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, тем больше налоговые обязательства, и наоборот. Установлено, что если участники полного товарищества полностью отвечают по долгам товарищества всем имуществом, то они, как правило, не признаются плательщиками налога на прибыль или платят его по минимальной ставке, а предприятия в западных странах, как правило, акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью, не имеют льготного режима налогообложения прибыли.

Компания, получающая дивиденды от участия в деятельности других предприятий, имеет право вычитать либо весь дивиденд, либо его часть из налогообложения прибыли. Критерием вычета служит процент участия в капитале другого предприятия. Чем он больше, тем больше вычитается дивидендов.

В отдельных странах  полностью разрешено вычитать дивиденд из налогооблагаемой базы, если он получен  от контролируемого предприятия, где  обеспечено безусловное принятие или  отклонение определенных решений на общем собрании акционеров.

В отдельных странах (например, во Франции) существует такое положение, что если фирма владеет 95% акций другой компании, то результаты деятельности последней включаются в налоговые документы контролирующей фирмы.

В российских условиях хозяйствующие  субъекты должны учитывать, что участие государства при формировании уставного капитала в размере более 25% ограничивает возможности проведения реструктуризации, передачи имущества и распределения полученных доходов, а также участие в создании аффилированных групп. Согласно Налоговому и Гражданскому кодексам, при наличии доли одного из участников в размере более 25% возможно привлечение его к солидарной ответственности по налоговым обязательствам.

Важное значение для  целей налогового планирования имеет  не только размер, но и способ формирования уставного капитала. Например, внесение имущества в уставный капитал создает первоначальные налоговые обязательства в виде налога на имущество. Выбор основных направлений деятельности на стадии подготовки учредительных документов будет иметь последствия, например, для расчета отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Создание филиалов в юрисдикциях с повышенным налоговым бременем снижает общие доходы организации, а с минимальным – создает дополнительные возможности для налогового планирования.

Текущее налоговое планирование состоит из следующих элементов:

- использование налоговых  освобождений и льгот по основным  налогам с учетом изменения  налогового законодательства с  целью оперативного реагирования на эти изменения, включая реорганизацию предприятия;

- использование оптимальных  форм договоров при прогнозировании  и определении налогооблагаемого  дохода и показателей финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, планирования  сделок, опосредующих предпринимательскую деятельность организации;

- разработка учетной  политики для целей оптимизации  налогообложения.

Все перечисленные факторы  учитываются при моделировании  налогового бремени хозяйствующего субъекта на оптимальном для него уровне в зависимости от этапа развития предприятия и целей, стоящих перед ним.

Правильное размещение прибыли и капитала позволяет  получить дополнительные налоговые  льготы, а в отдельных случаях  – обеспечить возврат части уплаченных налогов.

В большинстве стран  происходит освобождение от налогообложения инвестиций в государственные ценные бумаги, доходов по ним (в Российской Федерации действовала такая льгота до 1997 г.). Освобождаются также, как правило, капитальные вложения. в рамках косвенного налогообложения и налогообложения недвижимости. Стимулируется инвестиционная политика.

На практике этапы  налогового планирования можно использовать в совокупности или в отдельности  в зависимости от того, создается  ли предприятие или уже действует.

В дополнение к основным стадиям налогового планирования можно добавить стадию формирования целей и задач предприятия в начале его организации и стадию контроля, анализа и оценки эффективности налогового планирования.

Все перечисленное учитывается  при моделировании налогового бремени  хозяйствующего субъекта на оптимальном для него уровне в зависимости от этапа развития предприятия и целей, стоящих перед ним. 

 

 

Правовые аспекты налогового планирования

Объективно обусловлено, что российское налоговое законодательство является самой активно изменяющейся отраслью права. Сложившийся на настоящий момент паритет власти позволяет практически беспрепятственно в короткий срок возводить в ранг закона все законотворческие инициативы. Доказательством пристального внимания государства, уделяемого регулированию правоотношений в сфере налогообложения, является внесение 44 изменений и дополнений (51 с изменениями в дополняющие и изменяющие законы) в основной нормативный документ данной отрасли права - Налоговый кодекс Российской Федерации за пять с половиной лет его действия.

Таким образом, "правила  игры" в области налогообложения  менялись в среднем каждые полтора  месяца. При этом ускоряются темпы  внесения изменений: за первый год действия НК РФ было внесено 2 изменения, за второй год - 3 изменения, за последующие три с половиной года - 39 изменений и дополнений. При этом практически все вносимые в НК РФ изменения и дополнения в той или иной степени имеют целью довести до максимально возможного уровня объем налоговых поступлений в бюджет.

Для сравнения: в Гражданский кодекс Российской Федерации за девять с половиной лет внесено 13 изменений (дополнений), то есть изменения основного нормативно-правового акта отрасли гражданского права происходили в среднем каждые 9 месяцев; в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ за два года не было внесено ни одного изменения и дополнения.

Информация о работе Понятие налогового планирования