Понятие налогового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:20, реферат

Описание работы

В различных экономических словарях и справочниках содержатся неоднозначные определения. Так, под планированием понимается, в частности, способ регулирования экономических процессов на уровне народного хозяйства страны, отрасли, предприятия, территориальной единицы. Планирование включает определение целей и путей их достижения, опираясь на сведения прошлого, стремится определить будущее; один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования обществом экономических законов в процессе хозяйствования.

Файлы: 1 файл

Понятие налогового планирования.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

10. 1930-1985 гг. - в этот  период происходит укрепление  хозяйственного расчета и совер-шенствование  планового руководства хозяйством. Для выполнения промфинпланов предприятия наделяются соответствующими средствами. Возрастает значение экономии от снижения себестоимости. В 1930 г. происходит унификация системы платежей предприятий: для государственных - это налог с оборота и отчисления от прибылей, для кооперации – налог с оборота и подоходный налог. Однако и в этих условиях можно увидеть определенные возможности для планирования данных платежей. По разным предприятиям и видам изделий относительные размеры налога с оборота сильно различались.

Умение руководства  предприятий отстаивать размер плановых заданий на более низком уровне создавало  возможности планирования прибыли, когда предприятиям была предоставлена  возможность оставлять в своем  распоряжении часть прибыли, полученной в результате перевыполнения плановых заданий.

Если абстрагироваться от всей «стеснительности» применения платежей от прибыли, то в историческом аспекте с определенной долей  осторожности можно сделать вывод  о наличии элементов государственного планирования налогов с предприятий в СССР, так как даже пресловутые отчисления от прибыли устанавливались индивидуально для каждого предприятия с учетом общегосударственных приоритетов и «пробивной» способности руководства предприятия.

Планирование налогов (платежей) из центра в этот период носило своеобразный характер и создавало хаотические условия для предприятий. Они не знали на перспективу, какую реальную величину свободного остатка прибыли для них определят, и пытались всеми доступными способами вмешаться в такое планирование и получить минимальные отчисления от прибыли.

Достаточно условно  планирование налогов из центра можно  рассматривать как своеобразную попытку государства оценить  финансовое положение предприятий  и стимулировать экономический  рост в тех отраслях, которые оно считало приоритетными. Следует отметить, что, создавая возможности для планирования налогов, дифференциация подхода к разным предприятиям в этот период имела крайне отрицательное значение. Нормативы носили индивидуальный, часто произвольный характер. В целом формы планирования налогов в данном историческом периоде имели карикатурный и достаточно разрушительный характер.

11. 1985-1991 гг. - несмотря  на то что в данном периоде  уже существует система платежей  производственных предприятий в  бюджет, говорить о существовании системы налогового планирования пока что преждевременно. В 1988–1990 гг. стали действовать первая и вторая модели хозрасчета, получившие свое название в соответствии с тем, что подлежало распределению на уровне предприятия – прибыль или доход, и именно на это первоначально ориентировалась налоговая реформа в 1991 г. Существование большого количества льгот по различным налогам создавало реальные возможности для планирования определенных элементов различных налогов. Именно этот этап заложил предпосылки для последующего перехода к корпоративному налоговому планированию.

12. 1991 г. – настоящее  время. Постепенный переход России  к рыночным отношениям открывает  широкие возможности для развития  теории налогообложения в нашей  стране, создает условия для реализации на практике реальных способов и методов налогового планирования,

Следует учитывать, что  чем сложнее налоговая система  и чем большую дифференциацию ставок, объектов налогообложения, льгот  и прочих элементов налогообложения  она предполагает, тем больше существует возможностей для налогового планирования. 

 

 

Модели поведения хозяйствующих субъектов при налоговом планировании  

 

Отсутствие достаточно четкой определенности в финансово-кредитной  политике, измен-чивость экономической  ситуации ставят перед хозяйствующими субъектами более сложные, чем ранее, задачи, решение которых возможно только на базе знания как видов, форм и методов налогового планирования, так и его участников. Следует различать следующие модели поведения хозяйствующих субъектов:

1. Уклонение от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налогов - незаконное использование предприятием налоговых льгот, несвоевременная уплата налогов, скрытие доходов, непредстав-ление или несвоевременное представление документов, необходимых для своевременного исчисления и уплаты налогов. При уклонении предприятие или физическое лицо уменьшает свои налоговые обязательства или вообще не платит налоги, используя способы, прямо или косвенно запрещенные законодательством.

2. Обход налогов. В этом случае предприятие или физическое лицо не является плательщиком, либо его деятельность по закону не подлежит налогообложению, либо его доходы не облагаются налогами. Предприятие может использовать в этой ситуации такие незаконные способы, как нерегистрация своей деятельности или неведение учета объектов налогообложения.

3. Стандартный метод. В этом случае предприятие платит налоги в соответствии с законодательством без предварительных расчетов и выбора оптимального варианта налогообложения.

4. Налоговое планирование. В этом случае юридическими и физическими лицами проводится активная налоговая политика, направленная на минимизацию негативного влияния налогообложения на процесс достижения стоящих перед ними целей любыми не противоречащими законодательству методами.

Документальное оформление налогового планирования происходит:

- в налоговом календаре  (налоговом бюджете), служащем для  контроля за своевременностью  и правильностью уплаты налогов;

- в приказе по учетной  и налоговой политике хозяйствующего  субъекта;

- во внутренних правилах (стандартах) налогового планирования в организации;

- в инструкциях для  участников процесса налогового  планирования.

Необходимо отметить, что специфика налогового планирования определяется рядом факторов:

- спецификой объекта  налогообложения;

- спецификой субъекта  налогообложения;

- определенной возможностью  обхода налога, предоставляемой  особенностями методов нало-гообложения,  способами его исчисления и  уплаты;

- налогообложением доходов,  полученных из различных источников, по различным ставкам;

- использованием определенных  вариантов учетной и договорной  политики;

- возможностью для  ухода и легального снижения  налогов при использовании налоговых  убежищ.

Таким образом, налоговое  планирование позволяет оптимизировать размер налогового бремени и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов в пользу государства.  

 

 

Классификация налогового планирования

В экономической литературе нет однозначного мнения по классификации  видов, форм и методов налогового планирования. В зависимости от периода планирования авторы различают оперативное (на квартал), текущее (на год) и на отдаленную перспективу (долгосрочное и стратегическое) налоговое планирование.

Все организационно-хозяйственные  и финансовые ситуации, которые могут  являться предметом налогового планирования, предлагают разделить на ожидаемые и реализованные. К первой группе относят: выбор организационно-правовой формы, местоположение организации, организационной структуры предприятия, принятие решений по размещению капитала и т.п.

Ко второй относится текущее налоговое планирование: методы ведения бухгалтерского учета, используемые договоры, применение льгот, способы устранения двойного налогообложения, выбор деловых партнеров и т.п. Следует отметить также, что многие авторы рассматривают прежде всего налоговое планирование на уровне государства, выделяя текущее и перспективное налоговое планирование. Другие авторы различают следующие виды налогового планирования: корпоративное и личное; а также формы налогового планирования: мониторинг налоговых вопросов конкретным работником бухгалтерии или финансового отдела предприятия; налоговое планирование и текущий контроль за налоговыми обязательствами предприятия силами специализированного отдела предприятия; привлечение внешних консультантов для целей налогового планирования.

В экономической литературе предлагаются различные подходы  к методам налогового планирования. Одни авторы к методам налоговой  оптимизации относят: разработку приказа  по учетной политике, оптимизацию  через договор, метод замены отношений, метод разделения отношений, метод отсрочки налогового платежа, метод прямого сокращения объекта налогообложения, метод оффшора, применение льгот и освобождений. Другие выделяют такие методы: замена объекта налога, замена субъекта налога (налогоплательщика), замена налоговой юрисдикции, замена обстоятельств, сопутствующих той или иной облагаемой налогом деятельности, другие методы снижения налоговых обязательств (обмен налоговыми льготами, обмен долгами, передача имущества в зарубежный траст, использование международных соглашений об устранении двойного налогообложения и др.).

Выделяют также в  качестве методов: текущий финансовый контроль, метод предварительной  налоговой экспертизы, метод вариационно-сравнительного анализа, балансовый метод и метод микробалансов, ситуационный метод, численные балансовые методы (метод микробалансов, метод графо-аналитических зависимостей, матрично-балансовый метод, комбинированные методы).

Подводя итог рассмотрению различных классификаций налогового планирования, необходимо констатировать, что различные авторы, апеллируя примерно одними и теми же понятиями, по-разному их трактуют. Более того, анализ экономической литературы показывает, что виды, формы, методы и функции управления в целом определяются одним образом, а в исследованиях по налоговому планированию, являющемуся частью финансового менеджмента, этим же понятиям придается другое содержание. Очевидно, такое положение обусловлено тем, что при исследовании общих вопросов налогового планирования авторы абстрагировались от основных концептуальных понятий теории управления и планирования. Естественно, раз налоговое планирование является элементом системы управления, то применимые к нему термины должны опираться на понятийный аппарат теории управления и базироваться на философской и этимологической сущности понятий «вид», «метод» и т.п.

Следует выделять следующие  классификационные признаки налогового планирования.

В зависимости от уровня управления целесообразно выделить следующие виды налогового планирования:

- планирование на уровне государства (государственное);

- хозяйствующих субъектов (корпоративное), в том числе в рамках системы  (группы) предприятий;

- физических лиц (индивидуальное).

Налоговое планирование может носить смешанный характер.

В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ следует различать разные организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, причем юридические лица могут иметь представительства и филиалы. Следует отметить, что коммерческие организации и граждане-предприниматели с лицензией на соответствующую деятельность с образованием юридического лица производят уплату налогов по законодательству для юридических лиц; некоммерческие организации, как правило, платят налоги в случае осуществления предпринимательской деятельности; физические лица без образования юридического лица являются плательщиками налога на доход и других регистрационных и лицензионных сборов.

Таким образом, хозяйствующими субъектами следует считать любые организации, предприя-тия, фирмы вне зависимости  от организационно-правовой формы, формы собственности и отраслевой принадлежности.  

 

 

Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов

Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов  целесообразно классифици-ровать по видам следующим образом:

1)   в зависимости от вида хозяйствующего субъекта следует различать налоговое планиро-вание в коммерческих и некоммерческих организациях. В свою очередь, имеется специфика налогового планирования в различных коммерческих организациях: производственных, торговых, научных, финансовых посредниках (банках, страховых организациях, профессиональных участниках рынка ценных бумаг) и т.д.;

2)   в зависимости от целей деятельности хозяйствующего субъекта целесообразно выделять налоговое планирование хозяйствующих субъектов, имеющих целью получение прибыли и увеличение чистой прибыли и объективно не имеющих такой цели;

3)   в зависимости от организационно-правовой формы имеется специфика налогового планирования в акционерных обществах, производственных кооперативах и т.п.;

4)   в соответствии со стадиями финансово-производственного цикла предприятия: на стадии создания предприятия; в период существования предприятия (в том числе экономического роста или спада, реорганизации и преобразования); ликвидации предприятия (в том числе в процессе банкротства и конкурсного управления);

5)   с точки зрения временной определенности: долгосрочное – в современных российских условиях это планирование на срок более 1 года; годовое и краткосрочное, или оперативное, налоговое планирование на квартал, месяц, декаду. Естественно, что точность планирования убывает с увеличением его периода;

6)   исходя из направленности на перспективу следует различать стратегическое и текущее (оперативное) планирование;

7)   с точки зрения учета различных прогнозных вариантов изменения внешней среды и внутреннего финансово-хозяйственного состояния предприятия целесообразно выделять динамическое и статическое налоговое планирование;

8)   в зависимости от размера бизнеса есть специфика налогового планирования на малых предприятиях, на средних и крупных предприятиях, в том числе в холдингах и прочих объединениях предприятий;

9)   в зависимости от полноты охвата объектов налоговое планирование может быть полным и тематическим (фрагментарным);

10)     в зависимости от объекта налогового планирования его можно подразделять на налоговое планирование деятельности предприятия в целом, структурных подразделений, отдельных «центров ответственности» и конкретных операций;

11)      в соответствии с субъектами, инициирующими налоговое планирование, целесообразно подразделять его на внешнее (инициируемое учредителями) и внутреннее (инициируемое исполнительными органами организации);

12)     в соответствии с субъектами, осуществляющими налоговое планирование: работником бухгалтерии или финансового отдела предприятия; силами специализированного отдела предприятия; внешними консультантами, в том числе уполномоченными представителями из аудиторских и консалтинговых фирм;

Информация о работе Понятие налогового планирования