Понятие налогового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:20, реферат

Описание работы

В различных экономических словарях и справочниках содержатся неоднозначные определения. Так, под планированием понимается, в частности, способ регулирования экономических процессов на уровне народного хозяйства страны, отрасли, предприятия, территориальной единицы. Планирование включает определение целей и путей их достижения, опираясь на сведения прошлого, стремится определить будущее; один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования обществом экономических законов в процессе хозяйствования.

Файлы: 1 файл

Понятие налогового планирования.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

Понятие налогового планирования

Следуя логике научного подхода к изучению экономических  категорий, необходимо кратко и исчерпывающе разъяснить отличительные признаки понятия «налоговое планирование». Для этого, следуя правилам формальной логики, необходимо последовательно проанализировать категории «налог» и «планирование».

В различных экономических словарях и справочниках содержатся неоднозначные  определения. Так, под планированием  понимается, в частности, способ регулирования  экономических процессов на уровне народного хозяйства страны, отрасли, предприятия, территориальной единицы. Планирование включает определение целей и путей их достижения, опираясь на сведения прошлого, стремится определить будущее; один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования обществом экономических законов в процессе хозяйствования.

Самые различные определения планирования даются в современной российской и зарубежной литературе. Чаще всего  его представляют как ориентированную  на будущее деятельность по принятию решений. Планирование определяется как вид деятельности, направленный на выбор оптимальной альтернативы развития социально-экономической системы в целом, рассчитанной на определенный период времени; как определение задач, стоящих перед организацией, проектирование результатов и формирование путей их достижения; как мыслительный и социальный процесс, сводящий то, что считается наиболее вероятным исходом ситуации при заданных текущих действиях, политиках и силах окружающей среды, с тем, что представляется как желательный исход, который, в свою очередь, требует новых действий и политик.

Ряд авторов считают, что «возможность планирования как конкретного вида деятельности вытекает из природы микроэкономических процессов, напрямую определяется общими условиями хозяйствования, с точки зрения микроэкономики в целом, планирование – это способ осуществления действий, основанных на сознательных, волевых решениях субъектов микроэкономики».

Подводя итог рассмотрению основных имеющихся в отечественной экономической литературе определений планирования, необходимо отметить, что в большинстве случаев понятие «планирование» рассматривается как вид управленческой деятельности и способ оптимизации действий хозяйствующих субъектов.

Правомерно наряду с такими видами планирования, как финансовое, социальное, бюджетное (в зависимости от отдельных видов планируемых ресурсов), выделять также налоговое планирование.

Имеющиеся в экономической литературе определения налогового планирования целесооб-разно объединить в две основные группы: первая группа – в основе подхода к определению налогового планирования лежит минимизация налоговых обязательств налогоплательщика; вторая группа – понятие налогового планирования основано на налоговой оптимизации.

Кроме того, ряд авторов вводят понятие налогового менеджмента.

Большинство авторов  придерживаются позиции налоговой  минимизации. Однако происходит постепенная  эволюция взглядов. Следует обратить внимание, что минимизация и оптимизация  налогообложения – это не одно и то же. Если налоговая минимизация – это максимальное снижение уплаты всех налогов, то налоговая оптимизация – это процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех аспектов деятельности хозяйствующего субъекта в целом, осуществляемых им сделок и проектов.

Кроме того, стремление минимизировать налоговые обязательства может  помешать текущей деятельности предприятия, вступить в противоречие с целями финансового менеджмента и привлечь излишнее внимание со стороны контролирующих налоговых органов и, наконец, принцип оптимизации соответствует приведенному выше определению планирования вообще.

Следует различать налоговое  планирование как более широкое  понятие и планирование налогов  как более узкое понятие.

Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта – это неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования опти-мальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.

При этом в понятие  будущего финансового состояния  кроме общепринятых в настоящее  время показателей целесообразно  также включать уровень налогового бремени.

Планирование налогов  – это планирование на минимальном  для конкретного хозяйствующего субъекта уровне сумм отдельных налогов.

Чтобы определить место  и роль налогового планирования в  системе финансового менеджмента, необходимо определить само понятие «финансовый менеджмент». Прежде всего необходимо отметить, что как менеджмент, так и финансовый менеджмент являются молодыми науками. Становление современного менеджмента как системы принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального варианта использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, относится к началу XX в. 

 

 

Управление финансами предприятия

Базируясь на разработанных  подходах к управлению фирмой, в  современном менеджменте выделяют, как правило, четыре функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль, финансовый менеджмент как часть менеджмента.

В условиях рыночной экономики  управление финансами становится важнейшей  задачей любого предприятия независимо от вида и масштабов его деятельности.

Однако постановка эффективного управления финансами на российских предприятиях, как правило, сопряжена  с коренной перестройкой механизма  управления всего предприятия в  целом. Прежде всего, это объясняется  тем, что крупнейшие предприятия  несут в себе в значительной степени стиль управления, оставшийся со времен плановой экономики.

В условиях административно-командной  системы имело место тотальное  государственное планирование, лимитированность ресурсов, что предусматривало введение жесткого их нормирования.

Задачи управления финансами  предприятий в тот период сводились  в основном к следующему:

- своевременному выполнению  обязательств перед бюджетом  в форме отчислений от прибыли,  которые определялись индивидуально  для каждого предприятия и  составляли от 10 до 81%, уплате налога с оборота и ряду других перечислений, связанных в основном с внутриотраслевым перераспределением средств (прибыли, оборотных средств, амортизации);

- своевременной выдаче  заработной платы и получению  платежей за поставляемую продукцию;

- контролю за сохранностью  собственных оборотных средств  и недопущение их иммоби-лизации  в капитальное строительство,  сверхнормативные остатки и дебиторскую  задолженность;

- разработке финансового  плана и контролю за его  выполнением;

- получению и погашению краткосрочных и долгосрочных кредитов;

- прочим чисто техническим функциям.

Экономическая реформа середины 1960-х  гг., направленная на усиление хозрасчетных начал в деятельности предприятий, существенно повысила роль показателей  прибыли, рентабельности и реализации продукции. Значительную часть прибыли (в зависимости от результатов деятельности предприятия), руководствуясь специальными фондообразующими показателями (расчетной рентабельностью, темпами роста объема реализации и рядом других), стали направлять в три фонда экономического стимулирования: фонд материального поощрения, фонд развития производства и фонд социально-культурных мероприятий.

Коренным образом изменилась система  платежей в бюджет: вместо отчислений от прибыли были введены три канала поступлений в форме платы за производственные фонды, фиксированных (рентных) платежей, взносов свободного остатка прибыли. Введение платы за производственные фонды ориентировало предприятия на рост фондоотдачи и реализацию излишних активов. Те же задачи отводились и системе образования фондов экономического стимулирования. Таким образом, на финансистов предприятий были возложены управление всем «рабочим капиталом» (естественно, в тот период этот термин не употребляли) и разработка стратегических (пятилетних) финансовых планов, к показателям которых позднее стали «привязывать» и систему образования фондов экономического стимулирования.

Увеличение собственных финансовых ресурсов предприятий (с 1965 по 1975 г. платежи  в бюджет из прибыли сократились  с 71 до 58%) и некоторое сокращение доли собственных оборотных средств и амортизации, перераспределяемых через совнархозы и министерства, несколько оживило работу финансовых служб предприятий, которые стали проявлять больше самостоятельности и предприимчивости.

Реформы 1970-1980 гг., направленные на усиление концентрации промышленности (создание производственных объединений) и распространение хозрасчета на отраслевые министерства, хоть и позволили предприятиям расширить сферу действия принципов самоокупаемости и самофинансирования, тем не менее, не внесли существенных изменений в содержание их финансовой деятельности.

Практика работы финансовых служб, сложившаяся в условиях командно-административной системы, не требовала каких-либо серьезных  теоретических обоснований, за исключением составления перспективных финансовых планов.

Общая же теория управления финансами  предприятий в этих условиях практически  и не могла быть востребована. Переход  к рынку, создание предпринимательской  среды значительно расширили  круг финансовых отношений предприятий, выдвинув на первый план управление собственным и привлеченным капиталом, определение его цены и структуры, обоснование эффективности проектов, разработку дивидендной политики и финансовой стратегии, т.е. все то, что уже давно составляло предмет западной теории финансового менеджмента.

Как наука управление финансами  предприятий появилась и получила развитие в XX в.  
в западных странах, поскольку для этого сложились основные предпосылки:

- были созданы основы  общей экономической теории;

- производство и уровень  его организации достигли точки  наивысшего развития, отмеченной  созданием индустриального общества, в основе которого лежит крупное  промышленное производство и  акционерная форма собственности;

- сформировалась эффективная  система правовых институтов и рыночная инфраструктура;

- возникла развитая  система национальных и международных  фондовых рынков и финансовых  посредников.

Таким образом, зарубежная школа финансового менеджмента  стала складываться в начале XX в. в связи с развитием корпоративной формы собственности, усилением роли финансового капитала и формированием фондового рынка. Именно в это время управление капиталом становится отдельной функцией управления и обособляется организационно в структуре компаний.

Современная прикладная наука управления финансами предприятия сложилась в результате эволюции экономической науки в целом, теории финансов, управления, бухгалтерского учета и анализа.

Настоящее развитие теория финансового менеджмента получила в послевоенный период, когда сформировалась система мировых фондовых рынков, связанных между собой глобальными компьютерными сетями. В 1950-1960-е гг. была создана, по мнению западных ученых, сердцевина этой науки – теория портфеля и теория структуры капитала.

Первые послевоенные работы основаны на неоклассических представлениях о фирме как организации, имеющей целью максимизацию прибыли. Считалось, что все остальные цели, сформулированные другими теориями, можно в конечном счете свести к прибыли.

Переворот в теории фирмы  произошел после опубликования работы Г.А. Саймона «Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении» (1959). Саймон провозглашает лозунг «удовлетворение против максимизации» и обосновывает «удовлетворение интересов собственников» как основную цель в бизнесе. Постепенно эта идея стала основополагающей в современной микроэкономике вообще и финансовом менеджменте в частности. На ней базируются основные теории и концепции финансового менеджмента.

Теория портфеля. Одно из правил работы с финансовыми инструментами, гласящее, что нельзя вкладывать все средства в активы одного вида, опирается на концепции дохода и риска и реализуется в теории инвестиционного портфеля, родоначальником которой является Г. Марковиц, нобелевский лауреат 1990 г. Под инвестиционным портфелем принято понимать некую совокупность ценных бумаг, принадлежащую физическому или юридическому лицу и выступающую как целостный объект управления.

Структура портфеля выражает определенное сочетание интересов  эмитентов и инвесторов, а также  консолидирует риски по отдельным видам ценных бумаг (акциям, облигациям и т.д.).

Смысл формирования портфеля состоит в максимизации благосостояния акционеров путем улучшения условий  инвестирования, т.е. придания инвестиционному  процессу характеристик, которые недостижимы при вложении средств в ценные бумаги одного вида. Состав и структуру портфеля ставят в зависимость от целей инвесторов, его предпочтений. Оптимальным считается портфель, включающий до 15 видов ценных бумаг.

В самом общем виде управление финансами можно определить как специфическую область управленческой деятельности, связанную с целенаправленной организацией денежных потоков предприятия, формированием капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для достижения стратегических целей развития предприятия. Объектом управления являются финансовые отношения, финансовые ресурсы и их источники.

Функции финансового  менеджмента правомерно систематизировать  следующим образом:

- планирование – стратегическое  и текущее финансовое планирование; составление различных смет и бюджетов для любых мероприятий; участие в определении ценовой политики, прогнозировании сбыта, формировании условий договоров (контрактов); оценка возможных изменений структуры (слияний или разделений);

Информация о работе Понятие налогового планирования