Понятие налогового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:20, реферат

Описание работы

В различных экономических словарях и справочниках содержатся неоднозначные определения. Так, под планированием понимается, в частности, способ регулирования экономических процессов на уровне народного хозяйства страны, отрасли, предприятия, территориальной единицы. Планирование включает определение целей и путей их достижения, опираясь на сведения прошлого, стремится определить будущее; один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования обществом экономических законов в процессе хозяйствования.

Файлы: 1 файл

Понятие налогового планирования.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

Под финансами хозяйствующих  субъектов понимается относительно самостоятельная сфера системы  финансов государства, которая охватывает широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота их средств и выраженных в различных денежных потоках. Финансы предприятий – это система денежных отношений, которые в определенной степени регламентированы государством и связаны с реальными денежными потоками предприятия, формированием и использованием капитала, денежных фондов и доходов, необходимых для осуществления уставной деятельности и выполнения всех обязательств.

Соответственно объектом управления финансами будут являться их составные части, которые целесообразно  дополнить категориями прибыли  и расходов. Система управления финансами  хозяйствующих субъектов включает в себя следующие основные направления: управление доходами, расходами, прибылью и капиталом. На основе многолетнего изучения вопросов, связанных с финансовыми отношениями хозяйствующих субъектов, и практического опыта работы целесообразно сгруппировать систему финансовых отношений организаций в три большие группы:

1) формирование и использование  доходов;

2) формирование расходов;

3) формирование и использование  прибыли и капитала.

Любые инвестиционные решения (по реальным, финансовым инвестициям, по оборотному капиталу) в конечном итоге характеризуются осуществлением расходов, получением доходов и формированием результата. Управляя доходами и расходами, организации решают вопросы уменьшения рисков и предотвращения банкротства. Именно на основе прогнозирования различных видов доходов, расходов и прибыли строится финансовое планирование хозяйствующих субъектов. Через влияние налогов на управление доходами, расходами и конечными результатами налоговое планирование опосредованно влияет и на другие направления финансового менеджмента. Необходимо отметить следующее.

Во-первых, являясь составной  частью системы финансового менеджмента, налоговое планирование занимает в  ней специфичное место, что обусловлено  тем, что налоговый аспект присутствует в любом сегменте управления финансами  хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, так как  налоговые отношения как составная  часть финансовых возникают на перераспределительной  стадии воспроизводственного процесса и являются завершающим звеном любого предпринимательского решения, налоговому планированию как составной части финансового менеджмента присуща ограниченная самостоятельность.

Как контрольная функция  финансов проявляется только в процессе формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов, так и налоговое планирование проявляется только в процессе осуществления соответствующих видов деятельности и решений.

Таким образом, налоговое  планирование, не имея четко самостоятельного характера, тем не менее, оказывает  существенное влияние на принятие предпринимательских  решений и повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций.

В-третьих, налоговая  экономия увеличивает собственные  финансовые ресурсы предприятия, поэтому  конечной целью налогового планирования является не только и не столько  оптимизация налогов, но в рамках достижения основных целей предпринимательской деятельности предприятия повышение его финансовой устойчивости и значимости. 

 

 

Значение и преимущества налогового планирования

Определим значение и  выгоды налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта, а также последствия, к которым приводит невнимание к проблеме планирования.

Отсутствие налогового планирования ставит хозяйствующие  субъекты в такое положение, когда  они:

- недостаточно полно  понимают возможности развития  бизнеса в более благоприятных условиях;

- оказываются в более  слабой позиции по сравнению  с другими участниками рыночной  деятельности;

- не обеспечивают должной  системности в своем развитии;

- могут допускать существенные  ошибки в стратегическом развитии  и реализации своей миссии.

Применение налогового планирования деятельности фирмы и  деловых отношений создает следующие  важные преимущества для бизнеса:

- прояснение возникающих  проблем;

- возможность анализа  и использования будущих благоприятных  условий;

- подготовку фирмы к изменениям во внешней среде;

- стимулирование участников  налогового планирования к реализации  своих решений в дальнейшей  работе, создание предпосылок для  повышения образовательной подготовки  менеджеров;

- обеспечение более  рационального распределения и использования различных видов ресур-сов хозяйствующего субъекта;

- повышение финансовой  устойчивости и значимости предприятия.

В современных российских условиях можно выделить следующие  основные группы хозяйствующих субъектов, наиболее остро нуждающихся в применении налогового планирования своей деятельности.

Во-первых, это сложные  корпоративные структуры: холдинги, ФПГ и другие, имеющие разветвленную  сеть дочерних и зависимых предприятий, где возникает круг дополнительных задач, связанных с оптимизацией, которые традиционно занимаются налоговым планированием и имеют самые серьезные разработки в данной области.

Во-вторых, это вновь  возникшие частные фирмы. Процесс  накопления капитала приводит к расширению и усложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству. Главная проблема, связанная с применением планирования в этой сфере, – недоверие к формальному планированию, основанному на мнении, что бизнес – это умение «крутиться», правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда – недостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему.

Тем не менее многие крупные  частные фирмы начали создавать  подразделения планирования или по крайней мере вводить должность плановика. Данная группа хозяйствующих субъектов стремится жить по-новому и начинает осваивать процесс налогового планирования.

В-третьих, в планировании объективно нуждаются государственные  и бывшие государст-венные, ныне приватизированные предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако их опыт планирования относится в основном к периоду централизованно управляемой экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, а следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть, определять собственные цели развития. Данная группа хозяйствующих субъектов уже не может жить по-старому, поэтому вынуждена осваивать новые приемы налогового планирования.

Несмотря на то, что  эта группа наиболее инерционна и  консервативна, изменившиеся условия  хозяйствования заставляют ее активно  искать новые методы принятия финансовых решений и заниматься не только традиционным финансовым планированием, но и налоговым планированием как подсистемой управления финансовыми ресурсами.

В-четвертых, в налоговом  планировании также остро нуждаются  малые предприятия, использующие как  традиционную, так и упрощенную систему  налогообложения в силу ограниченности своих ресурсов и сложностей, возникающих у них при внедрении рыночных механизмов.

Возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства определяется рядом факторов. Потребность в  налоговом планировании диктуется прежде всего двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта и сложностью и изменчивостью налогового законодательства.

Действительно, налоговое  планирование является не самоцелью, а  средством развития собственного дела. Однако, несмотря на декларации о необходимости создания соответствующих условий для развития бизнеса, наша потенциально богатая и сильная страна не осуществляет должного поощрения деловой активности, инициативы и законного обогащения.

В качестве других факторов можно назвать увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности. Несмотря на возрождение и успешное развитие малого и среднего бизнеса, исторически сложилась ситуация, что лидирующее положение на современном российском рынке занимают крупные предприятия. Усложняется также структура деятельности экономических организаций. Причины этого – стремление к росту, необходимость перераспределения риска, а значит, инвестирование в новые сферы бизнеса.

Масштабы, сложность и многообразие направлений деятельности фирмы требуют от нее особого внимания к предварительному определению объемов выпускаемой продукции, источ-ников финансирования и технологических ресурсов, обсчету налоговых последствий принимаемых инвестиционных решений.

Подвижность внешней  среды является еще одним фактором, определяющим роль налогового планирования в рыночной экономике. Современная  внешняя среда бизнеса характеризуется  высокой скоростью изменений. В  западной экономике подвижность  внешней среды объясняется в первую очередь высокой насыщенностью потребительского спроса, его разнообразным быстроизменяющимся характером.

В российской экономике  подвижность среды обусловливается  прежде всего переходным характером отечественного хозяйства и, как  следствие, нестабильностью социально-политической сферы. В этих условиях, при принятии решений, следует опираться на постоянное обновление данных о внешней среде, их анализ, поиск новых стратегий и тактических подходов.

Следовательно, налоговое  планирование должно охватывать большую часть хозяйственного цикла, чем раньше. Это позволит принимать решения, адекватные изменениям внешней среды. Таким образом, налоговое планирование принимает стратегический характер.

Следующим фактором, оказывающим  влияние на значение налогового планирования в современной экономике, является новый стиль руководства персоналом, который предоставляет работнику гораздо большую свободу действий, высвобождает его инициативу и творческие возможности и одновременно требует от управляющего полного и точного представления о будущем, ясного осознания целей хозяйственной деятельности фирмы и ее перспектив.

Из содержания предпринимательской  деятельности вытекает естественное стремление хозяйствующих субъектов к экономическому росту. При этом одним из основных инструментов регулирования их экономического роста являются налоги.

Поэтому понятно желание  оптимизации налоговых последствий  предпринимательских решений прежде всего посредством налогового планирования.

Налоговое планирование создает необходимые условия не для рывка или революционного прорыва, а для стабильного экономического роста хозяйствующих субъектов, повышения их финансовой устойчивости и значимости и последующего увеличения доходной базы соответствующих бюджетов и экономического роста в масштабах всей страны. Применение льгот в условиях продуманной налоговой политики государства позволяет обеспечить не только увеличение финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, но и в перспективе приводит к росту налоговых доходов бюджета.

В настоящее время возрастает значение налогового планирования как фактора экономи-ческого роста хозяйствующих субъектов, что обусловлено прежде всего следующими обстоятельствами:

- экономическая нестабильность  и часто вносимые поправки  в налоговое законодательство  делают более конкурентоспособными те организации, которые оперативно реагируют на вносимые изменения, а сделать это могут, как правило, только хозяйствующие субъекты, занимающиеся многовариантными расчетами налоговой оптимизации;

- налоговая экономия  является резервом для увеличения чистой прибыли фирмы и позволяет осуществлять модернизацию, техническое перевооружение, закупку нового оборудования и т.п., т.е. служит источником финансирования инвестиционных долгосрочных программ и создает основу для финансовой значимости хозяйствующего субъекта;

- максимизация чистой  прибыли создает условия для  роста дивидендных выплат и  соответственно стоимости акций  и роста капитализации (цены) фирмы.

Недостаточная теоретическая  проработка и отсутствие четкой системы  налогового планиро-вания на практике, позволяющей всесторонне моделировать эффективные предпринимательские решения с учетом налогового фактора, свидетельствуют о незадействованности всех возможных резервов для оптимизации налогообложения с целью увеличения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Именно поэтому в современных условиях так важно всестороннее изучение теоретических и практических аспектов налогового планирования прежде всего в системе управления финансами хозяйствующих субъектов. 

 

 

Периодизация налогового планирования

Исторически налоговое  планирование как более целостное  и сложное явление возникло значительно  позже, чем планирование налогов. В  специальной экономической литературе отсутствуют прямые упоминания о  практике планирования налогов на микроуровне в исторической ретроспективе. Здесь сделана попытка восполнить данный пробел, строя выводы о возможности планирования налогов на основе анализа законодательства за соответствующий период, а также на основе исторических фактов о практике налогообложения в ту или иную эпоху. 

 

 

Первый период налогового планирования

В первом периоде –  в древнем мире и в средние  века, когда только возникают элементы налогообложения, налоги являются разрозненными  разовыми платежами, и, следовательно, не было возможности системно их планировать. К тому же в то время практически не существовало законных налоговых льгот, на что указывает в своей работе еще Д. Львов: «Философ Ксантий, купивший Эзопа в Самосе, с трудом выхлопотал право вывезти его беспошлинно».

Информация о работе Понятие налогового планирования