Понятие налогового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:20, реферат

Описание работы

В различных экономических словарях и справочниках содержатся неоднозначные определения. Так, под планированием понимается, в частности, способ регулирования экономических процессов на уровне народного хозяйства страны, отрасли, предприятия, территориальной единицы. Планирование включает определение целей и путей их достижения, опираясь на сведения прошлого, стремится определить будущее; один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования обществом экономических законов в процессе хозяйствования.

Файлы: 1 файл

Понятие налогового планирования.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

- организация – создание  органов управления финансами, финансовых служб, установление взаимосвязи между подразделениями финансовых служб, определение их задач и функций;

- регулирование финансовых  потоков – управление денежными  средствами, портфелем ценных бумаг,  заемными средствами и т.д.;

- защита активов – управление рисками; выбор оптимального способа снижения рисков;

- учет, контроль и анализ  – установление учетной политики: обработка и представление учетной  информации в виде финансовой  отчетности; анализ и интерпретация  результатов; сопоставление отчетных данных с планами и стандартами; внутренний аудит. Основными задачами управления финансами предприятия можно считать:

- обеспечение сбалансированности  движения материальных и денежных  потоков;

- достижение финансовой  устойчивости и финансовой независимости;

- обеспечение источниками  финансирования, поиск внутренних  и внешних кратко- и долгосрочных  источников финансирования, оптимального  их сочетания, минимизирующего  финансовые издержки и увеличивающего  рентабельность собственного капитала;

- эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей предприятия.

Доходы от грамотно и  эффективно ведущегося бизнеса, как  правило, превышают расходы, но основная проблема финансирования любого предприятия  заключается, как известно, в запаздывании доходов относительно расходов. Расходы необходимо произвести сейчас, а доходы, ради извлечения которых эти расходы производятся, будут получены только в будущем, часто весьма отдаленном.

Кроме того, предприятию  просто может не хватать собственных доходов. Это происходит, например, при растущем бизнесе, и для финансирования роста необходимо непрерывное привлечение и обслуживание заемных средств.

Итак, первой задачей  является необходимость планирования потребности в капитале для достижения поставленных целей, определения источников его поступления и направления использования.

Другая задача управления финансами – это реализация финансовых решений краткосрочного характера, направленная на управление ликвидностью компании через планирование и управление денежными потоками, которые обеспечивают осуществление своевременных текущих платежей кредиторам и поставщикам, что является необходимым условием долгосрочного успеха в бизнесе.

Наконец, анализ прогнозной отчетности позволяет рассчитать ликвидность, плечо финансового рычага, размер собственных оборотных средств и, исходя из этого, оценить удовлетворительность прогнозного финансового состояния с различных точек зрения.

Решение комплекса поставленных задач приводит к необходимости  финансового планирования и формированию систем бюджетирования на предприятии. Бюджетирование на предприятии – это процесс составления бюджета доходов и расходов, формирования бюджета движения денежных средств (кассовый бюджет), как детальный график денежных выплат и поступлений во времени на основе точных дат выплат кредиторам и инкассации поступлений.

В условиях рыночной экономики  происходит смещение акцента с чисто  производственного планирования на планирование финансовое. В стремлении максимизировать прибыль любое предприятие независимо от его размеров сталкивается с необходимостью планирования и регулирования своих доходов и расходов. Действительно, для поддержания, а тем более развития любого бизнеса непрерывно требуются средства, чтобы профинансировать капитальные затраты, расходы на зарплату, материалы, товары и другие прямые и накладные расходы.

Конкретные формы и  методы реализации названных функций  и решение поставленных задач  определяются финансовой политикой  предприятия, основными элементами которой выступают:

- учетная политика;

- кредитная политика;

- политика управления  денежными средствами;

- политика в отношении  управления издержками;

- дивидендная политика.

Свою учетную политику предприятие должно строить в  соответствии с национальными стандартами  бухгалтерского учета. При определении кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами, в частности, о размере собственных оборотных средств, и потребности в заемных средствах (коммерческих, краткосрочных, банковских кредитах). В случае необходимости привлечения долгосрочного кредита изучают структуру капитала и финансовую устойчивость предприятия.

Политика управления денежными средствами устанавливает  систему планирования и контроля за поступлениями и выплатами.

Дивидендная политика - уравновешивание интересов собственников с интересами менеджеров и кредиторов в соответствии с теорией агентских отношений и целью максимизации цены предприятия.

Основное назначение финансового менеджмента – построение эффективной системы управления финансами, обеспечивающей достижение тактических и стратегических целей деятельности. Организация управления финансами на конкретных предприятиях зависит от ряда факторов: формы собственности, организационно-правового статуса, отраслевых и техноло-гических особенностей, размера предприятия.

Итак, управление финансами  предприятия требует от специалиста  глубоких знаний и широкого круга  навыков, так как только эффективное  использование всех инструментов и  методов позволяет эффективно решать задачи, поставленные для достижения стратегических целей предприятия:

- улучшения финансового  положения, избежания банкротства  и финансовых неудач;

- роста объемов производства  и реализации;

- лидерства в борьбе  с конкурентами (с точки зрения  финансиста, конкурентоспособность  выражается показателем рентабельности капитала, т. е. прибыли на единицу капитала);

- максимизации цены  компании.

Все эти цели связаны  между собой, дополняют друг друга, но предприятие всегда должно иметь  в виду весь их комплекс.

Однако следует иметь  в виду, что цель финансового менеджмента – максимизация цены компании – как наиболее обоснованный критерий управления финансами применим лишь в том случае, если на рынке капитала нет никаких ограничений и какой-либо дискриминации в установлении цен на ценные бумаги.

Результатом формирования стратегии развития предприятия  является определение суммы долгосрочных инвестиций во внеоборотные активы и  источники их финансирования. Вопрос по источникам долгосрочного финансирования решается в рамках стратегии развития предприятия.  
К источникам долгосрочного финансирования относятся долгосрочные кредиты (займы), долговые обязательства долгосрочного характера, а также акционерный (собственный) капитал.

Эти источники финансирования должны как минимум покрывать  потребность в инвестициях долгосрочного характера.

Для финансового менеджера  всегда существует вопрос о структуре  источников финанси-рования, о средней  цене капитала. Этот вопрос относится  к стратегическим, а теория структуры  капитала, как уже отмечалось, является основной в финансовом менеджменте.

Тактическими целями, достижение которых должно обеспечивать управление финансами, являются:

- сбалансированность  сумм и сроков поступления  и расходования денежных средств;

- достаточность объемов  денежных поступлений;

- рентабельность продаж (конкурентоспособность на оперативном уровне).

Стало быть, первоочередной задачей оперативного управления финансами  предприятия выступает обеспечение  его ликвидности. Серьезным основанием для поддержания ликвидности  служат такие опасные последствия неплатежеспособности, как объявление о банкротстве и прекращение существования предприятия. Все стратегические и оперативные решения нужно проверять на предмет того, способствуют ли они сохранению равновесия или нарушают его.

Для поддержания платежеспособности предприятия необходимо эффективно управлять его денежными потоками. Денежные средства – наиболее ограниченный ресурс в условиях перехода к рыночным механизмам хозяйствования, и успех предприятия во многом определяется эффективностью их использования. Поэтому задачи планирования и контроля потоков (движения) денежных средств предприятия приобретают исключительное значение.

Денежный оборот предприятия  складывается из движения денежных средств  в связи с различными хозяйственными операциями, которые можно подразделить по экономическому содержанию на три основные категории: текущие, инвестиционные и финансовые. Такая группировка позволяет выявить финансовый результат от каждого из трех направлений деятельности предприятия. Сумма этих результатов определяет чистое изменение денежных средств за период и сверяется с начальным и конечным сальдо денежных средств по бухгалтерскому балансу.

Следует подчеркнуть  приоритетное значение денежных потоков, связанных с текущей деятельностью. Положительный из года в год денежный поток по текущим операциям – это первостепенное условие успешной работы предприятия и свидетельство его финансовой устойчивости. Он означает, что поступлений от текущей деятельности хватает не только на простое, но и на расширенное воспроизводство. Устойчивые отрицательные результаты текущей деятельности ведут к неплатежеспособности, а в конечном счете – к банкротству.

К тактическим (текущим) проблемам относится определение  сумм инвестиций в оборотные активы и источников их финансирования. Размер оборотных активов зависит от масштабов текущей деятельности – от объема производства и (или) продажи – и тактики управления предприятием. Поскольку текущие инвестиции требуют соответствующего источника, то финансовый менеджер определяет их структуру с позиций выбранной им тактики управления предприятием. Краткосрочное финансирование обеспечивается за счет краткосрочных займов и кредитов банков, а также всех видов кредиторской задолженности. За счет этих источников финансируется текущая деятельность.

Таким образом, управление финансами предприятия предполагает контроль основных харак-теристик баланса: долгосрочные и краткосрочные инвестиции, долгосрочные и краткосрочные источники финансирования - увязывая их с текущей деятельностью и перспективами развития предприятия.

Функция координации  и контроля требует от финансового  менеджера умения взаимо-действовать  с другими руководителями. Все  решения в бизнесе имеют финансовый аспект. Например, принимая решение  об увеличении продаж, необходимо оценить, как это повлияет на фонды, запасы, использование производственных мощностей, и наоборот, как скажется на объемах реализации состояние ресурсов компании.

Успешно работающая фирма  имеет высокие темпы роста  продаж, что делает актуальным вопрос об инвестициях в сооружения, оборудование и запасы. Принимая во внимание и финансовые решения, менеджер должен определить оптимальные темпы роста продаж, выбрать наилучший способ финансирования и приобретения активов, определить, что выгодней: исполь-зовать собственные средства или заемные, а если брать кредит, то на какой срок.

Совершение сделок на финансовом рынке предполагает в  первую очередь умение проводить  операции на фондовых биржах и во внебиржевом  обороте. Каждая фирма, выходя на рынок, размещает свободные денежные средства или свои ценные бумаги. Тем самым она влияет на фондовый рынок и сама испытывает его влияние. Финансовый менеджер принимает решение о финансировании активов, выбирая наилучший вариант. Если удается это делать успешно, то цена компании увеличивается и одновременно растет благосостояние акционеров.

Логика современного экономического развития приводит к  тому, что в управлении крупным  предприятием (корпорацией) все большую  роль начинает играть финансовый аспект. Практически во всех развитых странах  финансовые институты издавна управляют пакетами акций промыш-ленных компаний. Таким образом, роль фондового рынка и финансовых посредников в управлении экономикой в последнее время продолжает усиливаться.

Возрастает влияние  и наиболее крупных промышленных компаний. Так, в США 6 тыс. эмитентов котируют свои акции на фондовой бирже, в Японии – 3 тыс., в Германии – 650, в России – 200-300.

Специфика корпоративного развития передовых стран наложила отпечаток и на науку. Финансовый менеджмент во второй половине XX в. развивался как наука управления финансами средних и крупных корпораций. Для современной России же характерны:

- низкий уровень уставного  капитала приватизированных предприятий;

- высокая цена финансовых  ресурсов;

- кризис государственных  финансов;

- неразвитость фондового рынка и финансовой инфраструктуры;

- низкая инвестиционная  привлекательность предприятий.

Задача отечественной  науки и практики – использовать западные достижения для того, чтобы  перейти от экстенсивного развития к интенсивному. Недостаточно усвоить конкретную зарубежную методику или модель. Необходимо приспособить ее к конкретной ситуации, а для этого очень важно понимать теоретические основы управления финансами предприятия.

Следует отметить, что  в западной литературе понятие «корпоративные финансы» обычно считается синонимом финансового менеджмента (что в «более русском» переводе означает финансовое управление). Как правило, в зарубежной литературе не уделяется внимания теоретическим вопросам о сущности и функциях финансов предприятий, и способы управления финансами излагаются без должного методологического обоснования.

В отечественной экономической  литературе имеются различные определения  финансов хозяйствующих субъектов. В «финансово-кредитном словаре» под редакцией А.Г. Грязновой под финансами понимается «фундаментальная, обобщающая, многозначная экономическая категория, характеризующая процессы образования, распределения и перераспределения денежных средств государства, регионов, хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц в ходе формирования их доходов, расходов и накоплений, и возникающие при этом денежные отношения». В данном определении содержится бесспорное утверждение о наличии в системе финансов в качестве одного из звеньев финансов организаций, под которыми понимаются «денежные отношения, посредством которых осуществляется производственно-хозяйственная деятельность по созданию, привлечению и распределению доходов и ресурсов».

Информация о работе Понятие налогового планирования