Особенности исчисления и уплаты НДФЛ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение сущности методики проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты НДФЛ как составляющей налогового контроля.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• определить порядок исчисления и уплаты НДФЛ;
• изучить этапы налогового контроля;
• рассмотреть порядок проведения выездных налоговых проверок НДФЛ;
• предложить оптимальные пути совершенствования налогового контроля при проверки НДФЛ;

Файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

      Практика  показала, что весьма полезным в  работе налоговых инспекций является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также значительно увеличивается результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой инспекции на территорию другой инспекции.

      Особенно  актуальным представляется применение косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы, использование которых может принести большую пользу в условиях массового уклонения от уплаты налогов и усложнения применяемых российскими налогоплательщиками форм сокрытия объектов налогообложения. Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются. Действующее законодательство практически не представляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях. Налоговый кодекс РФ представляет налоговым органам право в случаях учета определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет, расчетным путем на основании данных его аналогичным плательщиком. Но право использовать косвенные методы исчисления налоговых обязательств не применяются, если налогоплательщик представляет налоговому органу документы и сведения заведомо искаженные.

      Как показывает анализ зарубежного опыта, применение косвенных методов является общепринятой в мировой практике. Например, в Германии законодательство прямо санкционирует применение указанных методов, а существующая в этой стране судебная практика свидетельствует о безоговорочном признании судами доказательств размера налогооблагаемой базы, основанных на применении косвенных методов исчисления.

      Наиболее  распространенными из них являются следующие:

      -Метод общего сопоставления имущества. Методика исчисления налогооблагаемого дохода данным методом подразделяется на две части:

1) учет  изменения имущественного положения  за отчетный период;

2) учет  произведенного и личного потребления  за отчетный период.

      Сумма имущественного прироста, с одной  стороны, и производственного и личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный период.

  -Метод, основанный на анализе производственных запасов. Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.

      Основной  задачей совершенствования форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без улучшения работы с кадрами.

      Тут полезным может быть введение системы  бальной оценки работы налоговых  инспекторов, осуществляющих контрольные  проверки. Сущность такой оценки, состоит в том, что в зависимости от категории каждого проверенного предприятия, - исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности - налоговому инспектору защитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии. Кроме того, балльный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.

      Но  в конце надо отметить, что никакое  совершенствование форм не даст положительных  результатов, если налоговый инспектор не будет постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения. 
 

Заключение 

     В данной работе были проанализированы положения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, определено место  этого налога в бюджетной системе Российской Федерации, охарактеризован порядок проверки правильности исчисления, удержания и перечисления данного налога в бюджет, а также обусловлены проблемы методики налоговых проверок и сформулированы предложения по совершенствованию механизма их проведения.

     На  основании проведенной выездной налоговой проверки на ОАО «Шебекинский маслодельный завод» был выявлен ряд правонарушений, которые уменьшали налоговые поступления в бюджетную систему России. Были взысканы штрафы и неуплаченные суммы налога, которые поступили на финансирование расходной части бюджета России.

     В Российской Федерации налог на доходы физических лиц занимает достаточно прочное место в бюджетной системе РФ и является средством регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и достаточно стабильным источником пополнения государственной казны.

     Необходимо  отметить, что налогообложение в  Российской Федерации в целом и Белгородской области в частности, сталкивается с целым рядом объективных и субъективных трудностей.

     Во-первых, отсутствие стабильности в проведении экономической и финансовой политики.

     Во-вторых, несовершенство налогового законодательства, запутанность и неоднозначность  трактовки законодательных и  нормативных актов.

     В-третьих, низкий уровень доходов подавляющего большинства населения.

     В-четвертых, массовое уклонение от налогообложения.

     Что касается непосредственно рассматриваемого налога, то из-за несовершенства налоговой системы в целом, он также далек от идеала. Так, учет и применение льгот по данному налогу достаточно сложны. В связи с этим, в него постоянно вносятся поправки и изменения, регулирующие порядок его исчисления и взимания. Также сегодня остро стоит проблема легализации доходов граждан, которая имеет комплексный, многоплановый характер и решить которую можно, лишь действуя одновременно по всем направлениям.

     Легализация трудовых отношений — это прежде всего социальные гарантии граждан: возможность заявить социальные и имущественные вычеты, получить пенсионное и социальное обеспечение. То есть эффект работы налоговых органов — это еще и социальные гарантии государства.

     Несмотря  на все более расширяющийся круг задач, которые государство ставит перед налоговыми органами, основной из них остается контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, главными задачами которого является проверка соблюдения требований по ведению налогового учета доходов физических лиц; полноты и своевременности представления сведений о доходах и об удержанных суммах налога; достоверности отчетов об итоговых суммах доходов и удержанного налога на доходы физических лиц; правильности определения совокупного годового дохода физических лиц; удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц.

      Основными формами налогового контроля являются налоговые проверки. Их значимость объясняется прежде всего тем, что иные формы контроля чаще всего напрямую связаны с мероприятиями, проводимыми при выездных и камеральных налоговых проверках. Получение объяснений налогоплательщиков и налоговых агентов, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, проводятся либо в процессе непосредственного осуществления налоговых проверок, либо являются логическим продолжением последних. Именно этим и объясняется место, которое занимают налоговые проверки среди форм налогового контроля. Суммы, поступающие по результатам контрольной работы, являются важным источником пополнения бюджета. По результатам выездных и камеральных налоговых проверок бюджет дополнительно получает денежные средства, которые   идут   на   финансирование   расходной   части   бюджета.   И   именно правильная  организация  контрольной  работы  налоговых  органов  позволит существенно увеличить поступления платежей в бюджет.

      В ходе курсовой работы была раскрыта актуальность выбранной темы, а также рассмотрены поставленные задачи, на основании чего можно сказать, что налоговые проверки играют значительную роль для правильности исчисления НДФЛ и поступление его в бюджет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Особенности исчисления и уплаты НДФЛ