Особенности исчисления и уплаты НДФЛ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение сущности методики проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты НДФЛ как составляющей налогового контроля.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• определить порядок исчисления и уплаты НДФЛ;
• изучить этапы налогового контроля;
• рассмотреть порядок проведения выездных налоговых проверок НДФЛ;
• предложить оптимальные пути совершенствования налогового контроля при проверки НДФЛ;

Файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

     1) Работнику ОАО «Шебекинский маслодельный завод» Белоусовой И.С. в период с 01.01.2010 по 31.01.2010 г.  предоставлялся вычет на ребенка в возрасте 20 лет, который в 2009 году был отчислен из университета

     Бухгалтерией  предприятия производилось уменьшение совокупного дохода Белоусовой И.С. на сумму стандартных вычетов  в размере 1000 рублей.

     Заработная плата за период с 01.01.2010 - 31.12.2010 г. составила 52163,81 руб. Предоставлены вычеты на сумму 12000 руб. Всего сумма облагаемого дохода по данным налогового агента составила 40163,81 руб.

     Совокупный  годовой доход занижен за счет вычетов на ребенка, в  результате допущен недобор налога на доходы физических лиц в сумме 1560 рублей.

     Для определения совокупного дохода граждан были проверены первичные  бухгалтерские документы по счетам:

50 «Касса»  - приходные и расходные ордера, платежные ведомости на выдачу заработной платы, при этом обращалось внимание на дату получения денежных средств на заработную плату из банка и на дату выплаты заработной платы из выручки.

51 «Расчетный  счет» - платежные поручения, требования - при этом обращено внимание  на перечисление средств на счета физических лиц или за них, а также на сумму и дату перечисления налога на доходы физических лиц в бюджет. При этом выявлено неполное и несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в бюджет, в результате расчета, за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных налогов в соответствии со ст. 75 НК РФ начислена пени в размере 15428,28 руб.

2) К 50-летию работника Даньшин А.П. был издан приказ № 209 от 15.06.2010 г. о награждении его ценным подарком. Согласно авансовому отчету № 87 от 16.06.2010 г. приобретен подарок стоимостью 8800 руб. Заработная плата за период за январь - декабрь 2010 года составила 41816,66 руб. Иждивенцев нет.

     Размер  стандартного налогового вычета 400 рублей за каждый месяц налогового периода, в декабре месяце доход превысил 40000 рублей, налоговый вычет применялся до декабря.

     В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы, не превышающие 4000 руб., в том числе:

- сумм  материальной помощи, оказанных  работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию;

- стоимости  подарков, полученных налогоплательщиками  от организаций.

1. В  состав совокупного налогооблагаемого  дохода следовало включить:

- стоимость  подарка в размере 4800 руб. (8800-4000);

- заработную  плату – 37416,66 руб.

- произошло  уменьшение налога на сумму  624 рубля.

3) Предприятием по платежному поручению № 141 от 30.09.2010 г. произведена оплата за обучение в Банковской школе Зубковой Ольги, учащейся 1 курса, в сумме 10200 руб. Отец, Зубков С.Н. является работником ОАО «Шебекинский маслодельный завод» в его совокупный доход не включена данная выплата.

     По  данным предприятия облагаемая сумма  дохода составила 95024 руб.; сумма удержанного  налога с облагаемого дохода - 12352 руб.

     По  данным Межрайонной инспекции ФНС  России по Белгородской области в  совокупный доход необходимо включить стоимость обучения в размере 10200 руб. В результате налоговая база составит 105224 руб. (95024 + 10200), Следовало  удержать налог в сумме 13679руб. Недобор составил 1327 руб. (13679 - 12352).

     На  предприятии основным регистром, используемым для оформления расчетов с рабочими и служащими, являются расчетные  листки для каждого работника  за месяц, где указаны начисления по видам оплат - оборот по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и удержания по видам платежей - оборот по дебету этого же счета. Сальдо по счету 70 показывает сумму выдачи на руки, которая служит основанием для заполнения платежной ведомости для выдачи заработной платы.

     Затем на основании расчетных листков  по заработной плате за месяц машинным способом составлена сводная ведомость, которая содержит расшифровку начисленных  сумм по видам начислений и удержания  по видам платежей.

     Следующий этап проверки - это полнота представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ). Этот вопрос проверяется по тем же счетам и учетным регистрам, как и совокупный доход.

     При проверке установлено неполное представление  сведений о доходах, выплаченных физическим лицам, на 10 человек п. 2 ст. 230 НК РФ.

     На  основании НК РФ, за непредставление  налоговому органу сведений, необходимых  для осуществления налогового контроля, ОАО «Шебекинский маслодельный завод» привлекается к налоговой ответственности  в виде штрафа.

     Все выплаты, полученные физическими лицами в календарном году, сумма предоставленных  им вычетов и скидок, удержанного  налога на доходы физических лиц, нашли  отражение в налоговой карточке.

     При проверке своевременности и полноты  перечисления удержанных сумм налога на доходы физических лиц:

     1.Сопоставлены  записи бухгалтерского учета  о начисленных суммах налога (по  счету «Расчеты с бюджетом»)  с итогами сумм налога, начисленного  по налоговым карточкам и документам, по которым выплачивался доход.  Для выяснения, все ли документы предъявлены для проверки, сверена общая сумма начисленного по этим документам дохода с данными бухгалтерского учета по счетам: реализация продукции, реализация и прочее выбытие основных средств, реализация прочих активов, расчеты с персоналом по оплате труда и по выданным ссудам, расчеты с персоналом по прочим операциям, расчеты с разными дебиторами и кредиторами, расчеты с подотчетными лицами, расчеты с учредителями и по счету кассы, - подсчитаны на выборку по налоговым карточкам правильность итога удержанных сумм налога;

     2. Сверены имеющиеся в налоговом  органе данные о поступивших  в бюджет суммах налога с  имеющимися в делах бухгалтерии  предприятия экземплярами копий  платежных поручений на перечисление  налога с отметкой банка о  принятии этих поручений к исполнению, а также с данными бухгалтерского учета о перечисленных в бюджет суммах налога.

     Результаты  проверки оформлены соответствующим  актом. Акт проверки содержит все  реквизиты, касающиеся проверяемого предприятия, сроки проверки и результаты, выявленные в ходе ее проведения.

Акт проверки составлен в двух экземплярах: первый – для Межрайонной  ИФНС РФ №7 по Белгородской области, второй - для  предприятия. При оформлении акта соблюдена  ясность и точность описания выявленных фактов нарушения законодательства, суммы таких нарушений. При этом по каждому нарушению, отраженному в акте проверки, изложено его содержание со ссылкой на соответствующие первичные бухгалтерские документы и другие материалы, с указанием нарушений законов и нормативных актов.

     Руководитель  налогового органа на основании акта проверки принял решение: устранить  нарушения законодательства о налогах  и сборах, выявленные в результате проверки; на основании ст. 21 Закона РФ, ст. 226 НК РФ произвести перерасчет удержаний налога с доходов физических лиц, приведя их совокупный доход в соответствие с данными налогового органа; удержать недобор налога с доходов физических лиц с соблюдением гарантий, установленных законодательством; в пятидневный срок произвести перечисление в бюджет; внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

     Анализируя  результаты выездной налоговой проверки по вопросу правильности удержания, полноты перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц можно сделать  следующие выводы:

1. Исчисление  налога на доходы физических производится в соответствии с требованиями п. 3 ст. 226 НК РФ, т. е. нарастающим итогом с начала года.

2. Исключение  из совокупного дохода выплат, не подлежащих налогообложению,  уменьшение совокупного дохода, на установленный законом размер стандартного налогового вычета производится с нарушением ст. 3 вышеуказанного Закона РФ, в результате чего допущен недобор налога в сумме 1560 руб.

3. В  результате сверки в соответствии  с Приказом МНС РФ от 30.10.2001 г № БГ-3-04/458 «Об утверждении форм отчетности» итогов удержания налога на доходы физических лиц по данным налоговых карточек с данными по главной книге расхождений не установлено.

4. Включение  в совокупный доход граждан  сумм материальной помощи и  стоимости подарков производится  с нарушением требований п. 28 ст. 217 НК РФ в результате чего допущен недобор налога на доходы физических лиц в сумме 624 руб.

5. Предприятием  нарушен пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ, то  есть в совокупный доход физических  лиц не включена плата за  родителей на обучение детей в учебных заведениях. В результате этого допущен недобор налога на доходы физических лиц в сумме 1327 руб.

     ОАО «Шебекинский маслодельный завод»необходимо устранить нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в результате проверки, в частности:

а) на основании  ст.226 НК РФ произвести перерасчет удержаний  налога на доходы физических лиц с  доходов физических лиц, приведя  их налоговую базу в соответствие с данными налогового органа.

б) суммы  недобора удержать с физических лиц  и вместе с задолженностью перечислить в бюджет, а суммы пени и штрафов перечислить в бюджет за счет средств предприятия.

в) сведения о суммах выплаченных доходах  на 10 человек представить в налоговый  орган.

     В результате проведения выездной налоговой  проверки по вопросу правильности удержания, полноты перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц выявлено ряд нарушений, которые привели к недобору налога на доходы физических лиц в сумме и не перечислению удержанного налога в бюджет.

     За  совершение налоговых правонарушений ОАО «Шебекинский маслодельный завод» привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа.

Глава 3. Пути совершенствования  налогового контроля 

      Важнейшим фактором повышения эффективности  контрольной работы налоговой инспекции  является совершенствование действующих процедур контрольных проверок. Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

  • наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств,  за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;
  • применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;
  • использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

      Проблема  рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современной России. Система отбора, о которой говорилось выше, наиболее эффективна, так как использует два способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок: случайный и специальный отбор, что позволяет наиболее полно охватить документальными проверками налогоплательщиков, обеспечивает профилактику налоговых правонарушений за счет внезапности и непредвиденности контрольных проверок, а также проведение целенаправленной выборки налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой.

      Первоочередной  задачей налоговой инспекции  является постоянное совершенствование  форм и методов налогового контроля. Наиболее перспективным выглядит продолжение увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции. Результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.

      Также действенной формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших  сокрытие налогов в крупных размерах в течении года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.

Информация о работе Особенности исчисления и уплаты НДФЛ