Налоговая система Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 15:39, реферат

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение налоговой системы зарубежных стран, на примере налоговой системы Китая.
Объект исследования: объектом исследования является Налоговая система КНР.
Предмет исследования: Предметом исследования являются содержание, структура и тенденции развития налоговой системы Китая.
Задачи исследования:
Ознакомиться с содержанием и принципами организации налоговой системы Китая.
Рассмотреть основные виды налогов Китая.
Изучить деятельность налоговых органов Китая.

Файлы: 1 файл

DIP000993 (1).doc

— 455.50 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний день напрямую полномочия Министерства финансов КНР определены в административных узаконениях Государственного совета. Прежде всего в правилах и инструкциях о применении, а также во временных правилах. К числу правил и инструкций о применении относятся Инструкция КНР «О применении Закона КНР «О подоходном налоге с предприятий с 
иностранными инвестициями и иностранных предприятий»» и Правила КНР от 28 января 1994 года «О применении Закона КНР «О подоходном налоге с индивидуумов»».

Правилами КНР «О применении Закона КНР «О подоходном налоге с индивидуумов»» Министерству финансов предоставлено право:

  • разрабатывать методы обложения подоходным налогом с индивидуумов дополнительного дохода, полученного от передачи ценных бумаг;78
  • определять лиц, подпадающих под понятие «сфера применения вычета дополнительных расходов», используемое в ст. 6 Закона КНР «О подоходном налоге с индивидуумов»;79
  • определять предприятия, подпадающие под понятие «определенные предприятия», используемое в ст. 9 Закона КНР «О подоходном налоге с индивидуумов»80.

Помимо этого, как и в случае с Инструкцией КНР «О применении Закона КНР «О подоходном налоге с предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий»», в Правилах КНР «О применении Закона КНР «О подоходном налоге с индивидуумов»» упоминается о толковании. Правда, если в ст. 113 Инструкции КНР «О применении Закона КНР «О подоходном налоге с предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий»» говорится об ответственности за толкование, то в ст. 46 Правил КНР «О применении Закона КНР «О подоходном налоге с индивидуумов»» говорится только о том, кто осуществляет толкование — Министерство финансов и Главное государственное налоговое управление. Одновременно следует обратить внимание, что норма этой статьи является единственным в своем роде примером совместного ведения Министерства финансов и Главного государственного налогового управления.

Как и в Китайской Народной Республике, на Тайване нет налогового кодекса. Поэтому полномочия Министерства финансов в сфере налогообложения можно определить только на основе различных налоговых законов и административных узаконений. Полномочия, предоставленные этими источниками, служат мерой должного поведения Министерства финансов. В отличие от законов и административных узаконений материкового Китая Министерство финансов Тайваня упоминается во всех налоговых законах. Кроме того, оно называется в Таможенном законе от 8 августа 1967 года81 и Законе Тайваня от 5 февраля 1993 года82 «О внешней торговле».

Законом Тайваня83 «О подоходном налоге» Министерству финансов предоставлены различные полномочия. Условно их можно разделить на ограниченные и неограниченные. Полномочия Министерства финансов следует считать ограниченными, если в последующем требуется их утверждение и обнародование Исполнительной палатой — Правительством Тайваня. Примером такого полномочия является право, закрепленное в ст. 3-284 Закона Тайваня «О подоходном налоге». Согласно этой статье Министерство финансов определяет ставки удержания подоходного налога и представляет их в Исполнительную палату на утверждение и обнародование. Промежуточный характер носит полномочие, закрепленное в ст. 121. В ней, в частности, предусмотрено, что Министерство финансов разрабатывает инструкцию о применении Закона Тайваня «О подоходном налоге» и правила регистрации коммерческих предприятий, а обнародует их Исполнительная палата. При неограниченных полномочиях упоминания об утверждении и обнародовании Исполнительной палатой отсутствуют. К неограниченным полномочиям Министерства финансов можно отнести право на:

  • разработку требования к порядку хранения, приобретения, использования, маркировки бухгалтерских книг, счетов и отчетов85;
    • принятие решения о том, что 10% от дохода предприятия, осуществляющего международные перевозки, считаются полученными на территории Китайской Республики86;
    • определение форм и порядка использования деклараций по консолидированному доходу87 и т.д.

Столь же разнообразные полномочия предоставлены Министерству финансов Таможенным законом Тайваня, в том числе и право разработки инструкции о его применении. Однако в отличие от ст. 121 Закона Тайваня «О подоходном налоге» в ст. 95 Таможенного закона Тайваня не говорится о необходимости ее представления в Исполнительную палату. В противоположность этим примерам право на разработку Министерством финансов инструкции о применении, предоставленное ст. 59 Закона Тайваня88 «О налоге на добавленную стоимость», ограничено и утверждением, и обнародованием ее Исполнительной палатой.

Право, предоставленное Министерству финансов ст. 59 Закона Тайваня «О налоге на добавленную стоимость», было реализовано разработкой Инструкции89 «О применении Закона "О налоге на добавленную стоимость"». При этом в самой инструкции за Министерством финансов также закреплены отдельные полномочия, а именно:

  • утверждать иные документы, необходимые для применения на основании ст. 7 Закона Тайваня «О налоге на добавленную стоимость» нулевой ставки налога90;
  • определять, после консультаций с Советом по сельскому хозяйству и Исполнительным юанем, иные продукты, подпадающие под определение ст. 8 Закона Тайваня «О налоге на добавленную стоимость»91;
  • утверждать иные документальные доказательства, которые предприятие должно приложить на основании ст. 35 Закона Тайваня «О налоге на добавленную стоимость» к заявлению о кредитовании или возврате налога92 и т.д.

Рассматривая эти примеры, уместно вспомнить классификацию, предложенную Ю.А. Тихомировым. Характеризуя компетенцию органов исполнительной власти, он отмечает, что на каждую сферу (экономическую с ее отраслями, участками, социальную, политическую) как на объект деятельности органов исполнительной власти «накладывается» соответствующая функция, состоящая из общих и специальных полномочий. Полномочия служат мерой должного поведения органов, их самостоятельности в выполнении задач и функций, выражением конкретного вида решений и других управленческих действий. Возможна следующая классификация:93

  • руководящие функции, которым соответствуют полномочия, обозначаемые словами «руководит», «направляет», «решает», «утверждает»;
  • регулирующие функции — «регулирует», «устанавливает», «обеспечивает»;
  • расчетно-аналитические функции — «изучает», «разрабатывает», «подготавливает», «рассматривает», «оценивает»;
  • организационные функции — «организует», «координирует», «согласовывает», «инструктирует», «содействует»;
  • контрольные функции — «проверяет», «заслушивает», контролирует».94

Почти всеми этими полномочиями наделены Министерство финансов КНР и Министерство финансов Тайваня. Причем некоторые из предоставленных им полномочий, в свою очередь, могут быть дифференцированы. Например, полномочие «решает» можно выразить как решение, принимаемое «самостоятельно», «по согласованию», «совместно». По способу юридического закрепления доминируют «компетентно-рамочный» и «закрытый» перечень полномочий.

Итак, как следует из изложенного выше, обоим министерствам предоставлены довольно широкие нормотворческие полномочия. Их правовой основой являются основные и специальные (налоговые) законы, а также административные узаконения. Естественно, закономерен вопрос, а в какой форме реализуется предоставленное право? Это важный вопрос, поскольку использование в законодательстве, например, глагола «определять» дает широкий простор для толкования. Ответить на него можно на примере административных узаконений материкового Китая.

Основными формами налогового нормотворчества Министерства финансов КНР являются установления, инструкции о применении и методы.

Наибольшее число установлений было принято в восьмидесятые и девяностые годы прошлого столетия. Однако известны установления и более раннего периода. Чрезвычайно редкий пример — Установление Министерства финансов КНР от 21 июня 1974 года «О налогообложении доходов иностранных судов». Это узаконение интересно в первую очередь тем, что оно было принято в период «культурной революции», то есть когда проводилась политика по ограничению действия права под предлогом его буржуазного происхождения.95 По содержанию это установление является налоговым актом, регламентирующим применение торгово-промышленного налога в отношении дохода, полученного иностранными перевозчиками от транспортировки грузов и пассажиров из китайских портов. В нем определены ставки и плательщики, указан размер пени за просрочку платежа и содержится оговорка о налоговых льготах при наличии международных соглашений.

Насколько можно судить из имеющихся данных, после принятия названного установления прошло почти десять лет, прежде чем Министерство финансов КНР вновь начало использовать эту форму. В восьмидесятые годы прошлого столетия министерством были приняты Временное установление от 7 января 1983 года «Об уменьшениях и освобождениях от подоходного налога с процентов, полученных из Китая иностранным бизнесом», Установление от 22 марта 1985 года «О взимании и возврате товарного налога и налога на добавленную стоимость с импортируемых и экспортируемых товаров», Временное установление от 15 июня 1988 года «Об уменьшениях и освобождениях от подоходного налога и торгово-промышленного налога» и т.д. Как видно из этого перечня, Министерством финансов КНР принимаются установления и временные установления. К тому же периоду относится и Специальное установление от 17 апреля 1985 года «О взимании и возврате товарного налога и налога на добавленную стоимость с импортируемых и экспортируемых товаров».

Право на принятие инструкций о применении предоставлено Министерству финансов КНР административными узаконениями Государственного совета. Типовой является схема, по которой, например, в ст. 14 Временных правил КНР от 7 июля 1997 года «О налоге с купчих» предусмотрено, что Министерство финансов на основании этих правил принимает инструкцию.

В соответствии с этой статьей была разработана Инструкция КНР от 28 октября 1997 года «О Временных правилах КНР «О налоге с купчих»». Правда, название непосредственно этой инструкции является исключением из правил. Остальные инструкции Министерства финансов КНР называются инструкциями о применении, но и здесь существует по крайней мере одно исключение: Инструкция КНР от 29 сентября 1988 года «О реализации Временных правил КНР «О гербовом сборе»». Если в основе названия других инструкций Министерства финансов КНР используются иероглифы, обозначающие глагол «применять», то в этой инструкции — «реализовывать».96

В качестве примера методов можно назвать утвержденные Письмом Государственного совета от 12 декабря 1993 года № 174 и опубликованные в соответствии с Приказом Министерства финансов от 23 декабря 1993 года № 6 Методы КНР «Об управлении счетами». В ст. 1 этого административного узаконения указано, что они приняты на основании Закона КНР «Об управлении взиманием налогов». Однако в абз. 3 ст. 1497 Закона КНР «Об управлении взиманием налогов» говорится о праве на принятие методов управления счетами не Министерства финансов, а Государственного совета. Не проясняют этот вопрос и положения Инструкции КНР98 «О применении Закона КНР “Об управлении взиманием налогов”», в которой счета лишь упоминаются, но посвященных им специальных положений нет. Этот вопрос требует отдельной проработки.

Методы, так же как и установления, могут быть определены и как временные. Примером тому опубликованные Министерством финансов КНР 29 марта 1986 года Временные методы «О вопросах взимания налогов для стимулирования горизонтальных экономических связей». По содержанию эти методы представляют собой некое разъяснение по вопросам, связанным с применением отдельных налогов. Так, в п. I (подп. 1) указано, что товарный налог не налагается на товары, поставляемые между организациями в счет взаиморасчетов; обложению подлежат только продаваемые ими товары.

Названный выше приказ Министерства финансов № 6 показывает, что перечень административных узаконений Министерства финансов КНР не является исчерпывающим. Как и другие органы специальной компетенции материкового Китая, Министерство финансов КНР принимает также уведомления. Они бывают двух видов: самостоятельные и совместные. Совместные уведомления Министерство финансов разрабатывает, как правило, с Главным государственным налоговым управлением. Они принимаются по сложным и/или важным вопросам налогообложения. При этом по налоговым вопросам Министерство финансов координирует свою деятельность не только с Главным государственным налоговым управлением.

Взаимодействие Министерства финансов КНР с другими органами специальной компетенции может оформляться как в виде уведомлений, так и в виде совместных директив. Первый пример — Уведомление Министерства финансов, Верховного народного суда, Верховной народной прокуратуры, Министерства общественной безопасности и Министерства юстиции от 28 июля 1990 года «Об усилении работы по управлению взиманием налога за занятие культивируемых земель». В этом уведомлении народным судам, народным прокуратурам и органам общественной безопасности предписывается оказывать поддержку финансовым органам в вопросе взимания налога, и каждому из них даются инструкции с учетом компетенции. Например, в п. III предусмотрено, что народные прокуратуры должны расследовать дела по уклонению или отказу от уплаты налога, а в п. IV определено, что органы общественной безопасности расследуют дела по нападению на сотрудников налоговых органов. Второй пример — Совместная директива Верховного народного суда, Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества, Министерства финансов, Министерства общественной безопасности и Административного управления промышленности и коммерции от 17 декабря 1963 года «Об усилении взаимодействия и сотрудничества в борьбе с контрабандой». В этой директиве три пункта, два из которых отменены. В оставшемся п. III, в частности, предусмотрено, что дела о контрабанде ведутся таможней, а в ее отсутствие — налоговыми управлениями городов и районов, которые вправе предоставить такое полномочие подчиненным им налоговым отделениям.

Информация о работе Налоговая система Китая