Налоговая система Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 15:39, реферат

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение налоговой системы зарубежных стран, на примере налоговой системы Китая.
Объект исследования: объектом исследования является Налоговая система КНР.
Предмет исследования: Предметом исследования являются содержание, структура и тенденции развития налоговой системы Китая.
Задачи исследования:
Ознакомиться с содержанием и принципами организации налоговой системы Китая.
Рассмотреть основные виды налогов Китая.
Изучить деятельность налоговых органов Китая.

Файлы: 1 файл

DIP000993 (1).doc

— 455.50 Кб (Скачать файл)

Ставки пошлин:66

Различают ставки импортных пошлин и экспортных.

Ставки импортных пошлин подразделяются на общие и преференциальные. Общие применяются в отношении тех стран, с которыми КНР не заключила соглашения о льготном налогообложении, преференциальные - в отношении тех стран, с которыми КНР заключила соглашения о льготном налогообложении.

В 1999 г. в Таможенном классификаторе насчитывалось 6940 наименований импортируемых товаров. Используется более 20 различных общих ставок импортных пошлин - от 0%, 8% до 270% и более 50 льготных ставок - от 0%, 1% до 121,6% (средняя арифметическая ставка равняется 16,8%). Что касается экспортных пошлин, то для 36 наименований экспортируемых товаров применяются 5 различных ставок - от 20 до 50%.

Расчет таможенных пошлин:

Для расчета таможенных пошлин могут применяться как стоимостной, так и количественный подходы.

Формула расчета:

Сумма пошлин = Количество импортируемых/экспортируемых товаров * Таможенную стоимость товаров * Ставку пошлины, или

Сумма пошлин = Количество импортируемых/экспортируемых товаров * Ставку таможенной пошлины за единицу

Освобождаются от уплаты пошлин: грузы (товары), стоимостью менее 10 юаней; рекламные изделия и образцы товаров, не предназначенные для продажи; товары, безвозмездно предоставленные международными организациями или иностранными представительствами.

Определенные льготы могут предусматриваться в международных соглашениях, заключенных КНР с другими странами.

По сырью, материалам, полуфабрикатам, комплектующим изделиям, ввозимым для доработки (переработки) или производства экспортно-ориентированной продукции могут сначала пошлины взиматься при ввозе этих изделий, а затем возвращаться в части, равной завершенному производству товаров или доработанных и направленных на экспорт изделий.

 

4. Система налоговых органов

 

4.1. Государственная Администрация Налогообложения

 

Государственная Администрация Налогообложения - высший налоговый орган Китая; имеет статус министерства при Государственном Совете. Основная функция этого органа управления - контроль за государственными доходами.

Основные полномочия:67

  • разработка налоговых законов, инструкций и разъяснений по их исполнению; выработка совместно с Министерством финансов предложений по вопросам налоговой политики и направление их на рассмотрение Государственного совета, формулирование процедур по их исполнению;
  • определение полномочий центральных и местных налоговых органов, выработка предложений по вопросам регулирования и контроля за макроэкономической ситуацией в стране с помощью приемов налогообложения; формулирование правил и порядка работы налоговых органов и контроль за их исполнением; инспектирование местных налоговых органов; разработка предложений по вопросам реформирования налоговой системы, формулирование соответствующих процедур; контроль исполнения налоговых законов, инструкций, проведения налоговой политики;
  • организация и осуществление взимания и управления центральными (собственными) налогами, регулирующими налогами, налогом на земледелие и взносами в государственные фонды; подготовка проекта доходов бюджета, разъяснение спорных вопросов, возникающих в ходе исполнения законов; контроль предоставления вычетов и льгот по налогам; содействие международному обмену и кооперации в области налогообложения; участие в международных налоговых конвенциях, исполнение заключенных договоров и соглашений; контроль сбора и возврата НДС и (или) налога на потребление при экспорте - импорте;
  • решение кадровых вопросов и вопросов, касающихся размеров заработной платы и содержания налоговых работников администрации;
  • выдача рекомендаций по назначению и снятию с должностей начальников и заместителей начальников местных налоговых органов;
  • профессиональная и идеологическая подготовка и обучение налогового персонала;
  • организация налоговой пропаганды и теоретических изысканий в области налогов; регистрация налоговых агентов; стандартизация услуг налоговых агентов.

Руководитель администрации и его четыре заместителя назначаются Госсоветом. Главный экономист и главный бухгалтер также являются членами руководства администрации. В структуре министерства выделяют 14 функциональных департаментов, каждый из которых состоит из нескольких отделов (управлений), а именно:68

  • Главное управление, включающее отдел высших должностных лиц, секретариат, наблюдательный совет, исследовательский отдел, отдел новостей и финансовый отдел;
  • Управление налоговой политики и налогового законодательства, включающее общий отдел, отдел налоговой реформы, законотворческий и апелляционный отделы;
  • Управление налогов с оборота, которое отвечает за НДС, налог на потребление и налог на предпринимательскую деятельность;
  • Управление налогов на прибыль (доходы), отвечающее за налог на прибыль предприятий и подоходный налог;
  • Управление местных налогов, которое отвечает за ресурсный налог, плату за пользование землями городов и районов, налог на содержание и строительство городов, налог на инвестиции в основной капитал, налог на реализацию земли, налог на имущество, налог за пользование автотранспортными средствами и водными судами, гербовый сбор;
  • Управление сельскохозяйственных налогов, отвечающее за налог на земледелие, налог на содержание и разведение скота, налог на передачу имущества, налог за пользование сельхоз угодьями;
  • Управление международного налогообложения, включающее общий отдел, отдел управления налогами, отдел уклонения от уплаты налогов, отдел налогообложения прибрежной добычи нефти, отдел международного налогового сотрудничества, отдел иностранных дел и отдел иностранной кооперации;
  • Управление налогообложения экспорта и импорта, которое отвечает за НДС и налог на потребление при экспорте-импорте;
  • Департамент взимания и управления налогами имеет отдел налоговой пропаганды, отдел оформления и ведения счетов-фактур и маркетинговый отдел;
  • Управление налоговых расследований;
  • Департамент финансового управления, включающий финансовый отдел, отдел инфраструктуры и отдел снабжения;
  • Плановое и статистическое управление, имеющее плановый отдел, статистический отдел и отдел экономического анализа;
  • Кадровое управление, в составе: отдел кадров высшего звена, отдел кадров налоговых служащих, отдел по найму работников и отдел подготовки и переподготовки кадров;
  • Контролирующий департамент, включающий секретариат, отдел надзора и отдел рассмотрения жалоб.

Кроме того, вопросами налогообложения занимаются и некоторые негосударственные институты и средства связи, такие как Образовательный центр, Центр обслуживания, Центр информационных технологий, Центр управления налоговыми агентами, Институт научных исследований в области налогов, журналы, газеты и другая пресса, посвященные вопросам налогов, Центр подготовки налоговых работников, расположенный в Гуанчжоу, и Налоговый колледж, расположенный в Чунчане.69

 

 

4.2. Налоговые организации на территориальном и местном уровнях

 

Налоговые организации на территориальном и местном уровнях делятся на территориальные и местные налоговые подразделения (инспекции).

Территориальные подразделения Государственной администрации налогообложения - департаменты, непосредственно подчиняющиеся руководству администрации. Они являются функциональными органами, отвечающими за сбор находящихся в их юрисдикции налогов. Они также отвечают за разработку налоговых законов, инструкций и разъяснений по их исполнению в соответствии с местными условиями. Руководители подразделений и их заместители назначаются руководством администрации. Количество отделов территориальных налоговых подразделений не превышает 12: общий отдел, отдел налогов с оборота, отдел налогов на прибыль, отдел планирования и финансов, отдел взимания и управления налогами, отдел кадров, отдел контроля и отдел налоговой политики и налогового законодательства. Дополнительно территориальные налоговые подразделения могут создавать бюро налоговых расследований, бюро взимания налогов, бюро налогообложения иностранных инвестиций и/или бюро налогового контроля за экспортом и импортом.70

Местные налоговые инспекции находятся в совместном ведении соответствующих местных исполнительных органов и вышестоящих налоговых подразделений. При этом вышестоящие налоговые подразделения осуществляют вертикальное руководство нижестоящими, а именно: решают кадровые, организационные вопросы, определяют основные показатели сметы расходов.

К началу 1999 г. в КНР в целом насчитывалось 992000 человек налоговых служащих. Из общего числа служащих 575000 работают в Государственной администрации налогообложения, 416000 - в территориальных и местных налоговых инспекциях.

Действующая налоговая система Китая71

Группа налогов

Виды налогов

Налоги с оборота

НДС 
Налог на потребление 
Налог на предпринимательскую деятельность

Налоги на прибыль (доходы)

Налог на прибыль предприятий 
Налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий 
Подоходный налог с физических лиц

Ресурсные платежи

Ресурсный налог 
Земельный налог (плата за пользование землями городов и районов)

Целевые налоги и сборы

Налог на содержание и строительство городов 
Налог за пользование сельхозугодьями 
Налог на инвестиции в основной капиталНалог на реализацию земли

Имущественные налоги

Налог на имущество 
Налог на недвижимость 
Налог на наследство

Налоги с операций (действий)

Налог за пользование автотранспортными средствами и водными судами 
Гербовый сбор 
Налог на передачу имущества 
Налог на обращение ценных бумаг

Сельскохозяйственные налоги

Налог на земледелие 
Налог на содержание и разведение скота

Таможенные пошлины

Таможенные пошлины


 

Динамика налоговых поступлений в государственный бюджет72

Год

Общая сумма налоговых поступлений (млн. юаней)

Доля налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета (%)

Доля налоговых поступлений в общей сумме ВВП (%)

1965

20,37

35,6

14,0

1960

20,43

43,2

11,9

1975

28,12

42,4

12,5

1970

40,28

49,4

13,4

1985

57,17

49,3

12,7

1990

204,08

101,8

22,8

1995

282,19

96,1

15,2

1996

299,02

94,9

13,8

1997

329,69

94,6

12,4

1998

425,53

97,8

12,3

1999

512,69

98,3

11,0

2000

603,80

96,7

10,3

2001

690,98

93,3

10,2

2002

823,40

95,2

11,0


 

 

 

4.3. Министерство финансов КНР

 

Нормотворческие полномочия

Статус органа специальной компетенции предполагает наличие нормотворческих полномочий. Соответствующие права, например Министерства финансов КНР, определены в Конституции КНР и Законе КНР от 15 марта 2000 года «О законодательстве», а также в ряде других законов и административных узаконений (подзаконных актов или актов вспомогательного законодательства).

В ст. 90 (ч. 2) Конституции КНР предусмотрено, что министерства и комитеты (комиссии) в пределах своей компетенции опубликовывают приказы, указания и положения. Эта норма несколько расширена в Законе КНР «О законодательстве». В ст. 71 закреплено, что министерства Государственного совета, комитеты, Народный банк Китая, Ревизионное управление и иные органы с административными функциями могут в соответствии с законами, административными узаконениями, решениями и приказами Государственного совета принимать, в пределах своей компетенции, положения. Это предписание закреплено в первом абзаце рассматриваемой статьи. Во втором абзаце той же статьи указано, что установления принятых министерствами положений должны касаться вопросов исполнения положений законов либо административных узаконений, постановлений и приказов Государственного совета. В Законе КНР «О законодательстве» содержится также ряд других общих требований, распространяющихся на ведомства Государственного совета. Так, в ст. 75 закреплено, что положения министерств должны оформляться решениями, принимаемыми на заседаниях коллегий министерств либо на заседаниях комитетов (комиссий). Рассматриваемым законом в ст. 76 определено также, что положения министерств подписываются главой министерства и по его приказу обнародуются. После подписания и обнародования их тексты публикуются в вестнике Государственного совета либо в вестнике министерства и в общегосударственной печати.

В налоговом законодательстве материкового Китая начало использования системы делегирования налоговых полномочий Министерству финансов КНР было положено в первых административных узаконениях Государственного совета. В ст. 3 Временных правил КНР от 8 августа 1951 года «О налоге на городское недвижимое имущество» закреплено, что перечень городов, в которых применяется налог, определяется Министерством финансов. В аналогичном ключе Министерство финансов упоминается и во Временных правилах КНР от 13 сентября 1951 года «О налоге на номерной знак автотранспортных средств и судов». По представлению правительств городов центрального подчинения Министерство финансов, на основании ст. 3 и 9 этих правил, утверждает применение налога.

В многочисленных временных правилах, принятых в восьмидесятые годы прошлого столетия, права Министерства финансов КНР прописаны по двум схемам. Первая схема — расширенная: за ним закрепляется право на определение освобождений от уплаты налогов и на интерпретацию. Примерами являются нормы ст. 5 и 10 Временных правил КНР от 15 сентября 1986 года «О налоге на дома», ст. 5 и 11 Временных правил КНР от 25 июня 1988 года

«О подоходном налоге с частных предприятий», ст. 4 и 15 Временных правил КНР от 6 августа 1988 года «О гербовой пошлине», ст. 6 и 13 Временных правил КНР от 27 сентября 1988 года «О налоге за использование земли в городах». В отдельных случаях помимо этих прав могут упоминаться и иные права Министерства финансов. Так, в ст. 2 Временных правил КНР «О гербовой пошлине» за ним закреплено право на определение облагаемых документов. Вторая схема ограниченная: за ним закрепляется только право на интерпретацию. Примерами являются ст. 9 Временных правил КНР от 8 февраля 1985 года «О налоге на содержание и строительство городов», ст. 43 Временных правил КНР от 21 апреля 1986 года «Об управлении взиманием налогов», ст. 11 Временных правил КНР от 25 июня 1987 года «О строительном налоге», ст. 11 Временных правил КНР от 22 сентября 1988 года «О налоге на банкеты». Обе эти схемы были использованы и во временных правилах девяностых годов прошлого столетия. Так, во Временных правилах КНР от 13 декабря 1993 года «О налоге на ресурсы» использована первая схема73, а во Временных правилах КНР от 13 декабря 1993 года «О потребительском налоге» — вторая74.

В налоговых законах полномочия Министерства финансов напрямую не определены. Ранее соответствующие упоминания можно было встретить в двух статьях Закона КНР «О подоходном налоге с индивидуумов» в редакции от 10 сентября 1980 года. Перечень доходов, подлежащих обложению, содержащийся в ст. 2 этого закона, заканчивался указанием на иные доходы, подлежащие обложению по решению Министерства финансов. В действующей редакции Закона КНР75 «О подоходном налоге с индивидуумов» такого положения нет. По иному звучит и статья, предоставляющая право выработки подзаконного акта. Теперь такое право предоставлено, на основании ст. 14, Государственному совету, тогда как прежде — Министерству финансов КНР. Рассматривая этот пример, следует оговориться, что в законе и административном узаконении материкового Китая может и не упоминаться тот или иной вопрос, но это не является определяющим. Так, в Законе КНР от 9 апреля 1991 года «О подоходном налоге с предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий» Министерство финансов не названо. Однако, как следует из содержания ст. 9 Инструкции КНР от 30 июня 1991 года «О применении Закона КНР «О подоходном налоге с предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий»», понятие «компетентное налоговое ведомство Государственного совета», упомянутое в ст. 876 и ст. 1977 Закона КНР «О подоходном налоге с предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий» и в ст. 72 этой инструкции, означает Министерство финансов и Главное государственное налоговое управление.

Информация о работе Налоговая система Китая