Налог для физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть сущность налога на доход с физических лиц.
Основные задачи:
- раскрыть понятие, содержание, элементы налога на доход с физических лиц;
- рассмотреть порядок расчета и уплаты налога на доход с физических лиц;
- изучить особенности определения налоговой базы при различных доходах.

Файлы: 1 файл

Налоговое НДФЛ.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

Выполненные для налогоплательщика (безвозмездно) работы, оказанные ему услуги. Оплата труда в натуральной форме (упомянутая в подп. 3 п. 2 ст. 211 НК), вводимая работодателем в соответствии со ст. 83 КзоТ (до 01.03.2002) или разд. VI Трудового кодекса.

Сумма налога, исчисленного с оплаты труда в натуральной форме, удерживается налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работникам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.6

 

2.2Особенности  определения налоговой базы при  получении доходов в материальной  выгоде.

Особенности определения  налоговой базы при получении  доходов в виде материальной выгоды. Специфика правил п. 1 ст. 212 НК состоит в том, что в них исчерпывающим образом (т.е. расширить этот перечень нельзя) предусмотрены виды материальной выгоды (для целей обложения налогом на доходы физических лиц). К ним относятся материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными, в том числе кредитными, средствами. Экономия на процентах (упомянутая в подп. 1 п. 1 ст. 212 НК) образуется вследствие того, что денежные средства по кредитному договору (либо денежные и иные средства по договору займа) предоставляются или по беспроцентному договору займа, или по такому договору займа (кредитному договору), в котором размер процента ниже, чем исчисленный в порядке, указанном в п. 2 ст. 212 НК.

Материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) у физических лиц в соответствии с гражданско-правовым договором (например, по договору купли-продажи, по договору мены, по договору ренты). Речь идет о физических лицах, которые не являются индивидуальными предпринимателями (налицо новелла в нашем законодательстве о налогах и сборах). И у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику налоговых вычетов. При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 20 НК:

"1. Взаимозависимыми  лицами для целей налогообложения  признаются физические лица и  (или) организации, отношения между  которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация  непосредственно и (или) косвенно  участвует в другой организации,  и суммарная доля такого участия  составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно физическое  лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в  соответствии с семейным законодательством  Российской Федерации в брачных  отношениях, отношениях родства  или свойства, усыновителя и усыновленного,  а также попечителя и опекаемого.

 Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг (акций, векселей, облигаций, иных ценных бумаг, приобретенных в соответствии с действующим Законом о ценных бумагах). Материальная выгода (упомянутая в подп. 3 п. 1 ст. 212 НК) определяется по правилам п. 4 ст. 212 НК. Нужно отметить, что данный вид материальной выгоды - также новелла.

Применяя правила п. 2 ст. 212 НК, необходимо обратить внимание на следующее они посвящены определению налоговой базы лишь при получении материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами. В соответствии с правилами подп. 1 п. 2 ст. 212 НК налоговая база определяется:

- как сумма процентов  за пользование заемными средствами (как и сами заемные (кредитные)  средства, если взаймы были даны  именно деньги), выраженная в рублях. Возможно, что предметом займа были не деньги, а родовые вещи (например, зерно, вино одного сорта); в любом случае, если сумма процентов по займу выражается в рублях, нужно исходить из правил подп. 1 п. 2 ст. 212 НК;

- как превышение суммы  процентов (упомянутых выше), исчисленной исходя из 3/4 действующей (в момент получения заемных (кредитных) средств заемщиком) ставки рефинансирования ЦБР, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора займа (или кредитного договора, а в соответствующих случаях - также договоров товарного и коммерческого кредита, см. об этом выше).

В соответствии с правилами подп. 2 п. 2 ст. 212 НК налоговую базу нужно также исчислять (если заемные средства были выражены в иностранной валюте) как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами (выраженными в иностранной валюте, а не в рублях), исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора (займа, кредитного и т.п.). Нужно также учесть, что, поскольку ссуды, выдаваемые страховой компанией, не могут рассматриваться в качестве возврата средств страхователей, по таким заемным средствам налоговая база определяется в порядке, предусмотренном в п. 2 ст. 212 НК (п. 8 Разъяснений по НД).

Анализируя правила п. 3 ст. 212 НК, необходимо обратить внимание на следующее они подлежат применению, когда доход получен в виде материальной выгоды от приобретения товаров (работ, услуг) от лиц, являющихся взаимозависимыми. Они предписывают определять налоговую базу как превышение:

- цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых вышеуказанными лицами в обычных условиях и при отсутствии такой взаимозависимости по отношению к плательщику налога на физических лиц;

- над ценами реализации идентичных (однородных) товаров (работ, услуг). Таким образом, налоговую базу составляет разница между такими ценами, т.е. она совпадает с суммой превышения первых из упомянутых цен над вторыми.

 Характеризуя правила  п. 4 ст. 212 НК, нужно иметь в виду, что они определяют налоговую базу в случаях получения доходов в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг (например, акций). В соответствии с ними в указанных случаях налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг над суммой фактических расходов физического лица (налогоплательщика) на их приобретение.

Поправки, внесенные в  ст. 212 НК Федеральным законом от 30.05.2001 N 71 вступили в силу с 03 июля 2001 г.

Исчисление налога по ставке 13% (у нерезидентов по ставке - 30%) и уплата налога с дохода в виде материальной выгоды производится при покупке таких ценных бумаг. Либо исчисленная сумма налога передается налоговым агентом в установленном порядке на взыскание в налоговый орган.

Если материальная выгода получена от приобретения ценных бумаг физических лиц в соответствии с гражданско-правовым договором, исчисление и уплата налога производятся на основании налоговой декларации, подаваемой по месту жительства налогоплательщика на территории Российской Федерации в сроки, установленные законодательством;

МНС России разъяснило налоговым  органам, что, если физическое лицо приобрело:

- обращающиеся на рынке  ценные бумаги по цене ниже  рыночной, определяемой с учетом  предельной границы колебаний,  налоговая база для целей применения п. 4 ст. 212 НК исчисляется как разница между рыночной ценой таких бумаг, скорректированной с учетом предельной границы колебаний, и фактическими расходами физического лица на их приобретения;

- необращающиеся на  организованном рынке ценные  бумаги, не имеющие рыночной котировки на дату их приобретения, предполагается, что цена, по которой приобретаются бумаги, соответствует рыночной цене. Доход физического лица в виде материальной выгоды в таком случае отсутствует (п. 9 Разъяснений по НД).

 МНС России ранее разъясняло налоговым органам следующие особенности определения налоговой базы и исчисления налога при получении доходов в виде материальной выгоды заемные (кредитные) средства могут быть получены налогоплательщиком и по договору займа, и по договору кредитному, и по договору товарного кредита и иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Российской Федерации с соблюдением требований Закона о валюте.

Не производится определение материальной выгоды в соответствии со ст. 212 НК в случае заключения налогоплательщиком договора коммерческого кредита, определяемого ст. 823 ГК, либо договора приобретения товара в кредит или рассрочку.

Согласно п. 3 ст. 225 НК по итогам налогового периода исчисляется  общая сумма налога применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от приобретения товаров (работ, услуг) у физических лиц в соответствии с гражданско-правовым договором, а также у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, налоговая база определяется как превышение цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику в обычных условиях, лицам, не являющимся взаимозависимыми, понятие которых установлено ст. 20 части первой НК, над ценами реализации идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налогоплательщику.

Расчет суммы материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах в налоговом периоде, рекомендуется производить в  следующем порядке:

1) определяется сумма  процентной платы за пользование  заемными (кредитными) средствами исходя из 3/4 ставки рефинансирования, установленной ЦБР, по рублевым средствам (исходя из 9% годовых по валютным средствам) по формуле:

 

                  С1 = Зс х Пцб х Д / 365 или  366 дней,

 

где:

С1 - сумма процентной платы исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования ЦБР на дату выдачи средств (исходя из 9% годовых по валютным средствам);

Зс - сумма заемных (кредитных) средств, находящаяся в пользовании  в течение соответствующего количества дней в налоговом периоде;

Пцб - сумма процентов  в размере 3/4 действующей ставки рефинансирования на дату получения рублевых заемных средств (9% годовых по валютным заемным средствам);

Д - количество дней нахождения заемных средств в пользовании  налогоплательщика со дня выдачи займа (кредита) до дня уплаты процентов либо возврата суммы займа (кредита);

2) из суммы процентной  платы, исчисленной исходя из 3/4 ставки рефинансирования по  рублевым средствам (9% годовых  - по валютным), - С1, вычитается сумма  процентной платы, внесенной согласно  условиям договора займа (кредита), - С2. При этом сумма процентной платы, внесенной заемщиком исходя из условий договора, рассчитывается с учетом порядка ее уплаты, предусмотренного соответствующим договором. Налоговая база определяется в размере полученной положительной разницы от произведенного вычитания (Мв).7

2.3 Особенности  налоговой базы по договорам  страхования.

 При определении  налоговой базы не учитываются  доходы, полученные в виде страховых  выплат в связи с наступлением  соответствующих страховых случаев.

По договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном действующим законодательством. Обязательное страхование (упомянутое в ст. 213 НК) осуществляется установленными законом лицами (например, работодателями, как это предусмотрено в ст. 4-6, 19 Закона о соцстраховании), на которых возложена обязанность страховать (в качестве страхователей) жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц. Разновидностью данного вида страхования является обязательное государственное страхование; оно осуществляется в случаях, когда в соответствии с законом предусмотрена необходимость страхования жизни, здоровья, имущества граждан за счет средств, предоставляемых из соответствующего бюджета. Примерами могут служить обязательное государственное страхование, осуществляемое в соответствии с Законом о налоговых органах, Законом о государственной службе (см. об этом ст. 927, 935, 969 ГК).

По договорам добровольного  долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривающим страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица.

Суммы страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного  страхования жизни, заключенным  на срок менее пяти лет, не учитываются  при определении налоговой базы, если суммы страховых выплат не превышают  сумм внесенных физическими лицами страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату заключения указанных договоров. В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 2 статьи 224 настоящего Кодекса.

Информация о работе Налог для физических лиц