Надзор за соблюдением прав и свобод человека как гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка системы теоретических положений, направленных на повышение эффективности деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод человека как гражданина в Российской Федерации.
Поставленной цели соответствует решение следующих задач:
- рассмотреть юридические гарантии и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в РФ;
- определить основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина;
- дать оценку работе прокурора с обращениями граждан;
- проанализировать полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
5
1.1 Юридические гарантии и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в РФ
5
1.2 Основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина
10
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
16
2.1 Работа прокурора с обращениями граждан
16
2.2 Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
37

Файлы: 1 файл

13011.Надзор за облюдением прав и свобод человека как гражданина.docx

— 74.86 Кб (Скачать файл)

- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

 

1.2 Основные направления  прокурорского надзора за соблюдением  прав человека и гражданина

 

В теории российского конституционного права и свободы человека и гражданина принято разграничивать на три основные группы.

Первую составляют личные права и свободы: право на жизнь, право на охрану достоинства личности государством, право на свободу, личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища и др. Соблюдение этой группы прав граждан имеет большое значение для утверждения цивилизованных условий существования гражданского общества, обеспечения гарантий государственно-правовой защищенности личности.4

Во вторую входят политические права и свободы граждан. С их помощью обеспечивается участие граждан в политической жизни общества, а также их влияние на формирование важнейших государственно-правовых институтов страны. В группу политических прав и свобод входят: право на свободу мысли и слова, свобода совести, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, избирательные права и др.

К третьей группе относятся экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина, с помощью которых обеспечивается социальная защищенность человека, достигается цель экономического самовыражения граждан, их активного включения в процесс общественного производства. К их числу относятся: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; право частной собственности, включая право частной собственности на землю; право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.5

Именно соблюдение все трех групп прав и свобод составляет предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

В юридической литературе преобладает суждение о том, что органы прокуратуры, осуществляя надзорные и ненадзорные функции, обеспечивают именно защиту прав и свобод человека и гражданина. Представляется, что подобное суждение достаточно спорно. При исследовании данного аспекта необходимо обратить внимание на то, что в литературе термины «обеспечение», «охрана» и «защита» прав и свобод человека и гражданина получили различное толкование, в связи с чем возникает необходимость уточнения их содержания. Понятие «обеспечение» является родовым по отношению к понятиям «охрана» и «защита». Оно включает в себя всю систему политических, экономических, социальных, духовных, правовых и иных мер и условий, направленных на наиболее полное пользование человеком социальными благами. Понятия «охрана» и «защита» чаще всего рассматриваются либо как тождественные, либо «защита» понимается как более узкое понятие по сравнению с «охраной», либо каждое из них наделяется самостоятельным содержанием.

Более правильной представляется позиция, в соответствии с которой «защита» понимается как составляющая понятия «охрана». Исходя из данного суждения под охраной следует понимать: с одной стороны, «взаимосвязанные меры, осуществляемые государственными органами и общественными организациями, направленные на предупреждение нарушения прав, на устранение причин, их порождающих, и способствующих нормальному процессу реализации личностью своих прав и свобод», с другой – «принудительный способ осуществления права, применяемый в установленном законом порядке конкретными органами в целях восстановления нарушенного права». Охрана прав и свобод человека и гражданина осуществляется в ходе деятельности органов и учреждений российской прокуратуры, а также других государственных органов.

Наиболее результативным способом охраны прав и свобод человека и гражданина является обращение в суд. Как действия, так и решения органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, могут быть обжалованы в суде. Даже тогда, когда уже исчерпаны все внутригосударственные средства правовой охраны, лицо в соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции РФ вправе обратиться за защитой своих прав и свобод в межгосударственные органы защиты прав и свобод человека в соответствии с международными договорами нашего государства.

В ч. 3 ст. 46 Конституции РФ право обращаться в межгосударственные органы ограничено двумя условиями:

1. Соответствием этих действий международным договорам России.

2. Исчерпыванием внутригосударственных средств правовой защиты. Анализ указанных норм Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что система охраны состоит из трех видов средств:

- внутригосударственных;

- внегосударственных;

- межгосударственных.

Внутригосударственные средства включают в себя: судебное разбирательство, прокурорский надзор и правоохранную деятельность прокуратуры, административные действия органов исполнительной власти, деятельность Уполномоченного по правам человека и др. При этом под государственной охраной понимается деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, по выявлению и привлечению к ответственности виновных в нарушениях путем использования предусмотренных законом средств, методов, процедур.6

Внегосударственная охрана включает деятельность неправительственных правозащитных организаций, а также самозащиту граждан путем обжалования неправомерных действий, нарушающих права и свободы, в судебном, административном порядке, прокурору либо путем обращения в неправительственные организации.

Межгосударственные средства предполагают деятельность международных организаций, одной из которых является Европейский суд по правам человека, призванных рассматривать жалобы по поводу нарушения прав на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на свободу выражения своего мнения, на свободное передвижение и выбор места жительства и некоторых других.

Важнейшую правовую категорию, характеризующую структуру, содержание и пределы деятельности органов прокуратуры, по защите прав и свобод человека и гражданина, представляют ее функции.

Функция прокуратуры – это обусловленный публичным предназначением, установленный государством круг (вид) ее специфической деятельности, предопределенный социальным предназначением прокуратуры, с определенным предметом ведения и способами воздействия.

Деятельность прокуратуры направлена на решение задач по соблюдению Конституции РФ, исполнению законов и охраны прав и свобод человека и гражданина; она требует использования присущих данному органу полномочий и правовых средств. Названные элементы находятся в строгой взаимосвязи.

Основные направления деятельности прокуратуры определяются в ходе практической работы ее органов и учреждений, а затем находят свое отражение в решениях коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации и закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ. В совокупности правильно избранные направления деятельности позволяют обеспечить не только полноту реализации функций прокуратуры, но и оптимальность ее результатов, сосредоточение усилий на решении самых насущных проблем.

Изложенные в Федеральном законе «О Прокуратуре РФ» приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на охрану прав и свобод человека и гражданина. Однако это не означает противопоставления прав гражданина охраняемым законом интересам общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу. Эти интересы выражены, прежде всего, в законах.

Цель участия органов прокуратуры в правоохранительной деятельности – достижение того результата, на который направлена указанная деятельность. Анализ норм и положений Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации» позволяет сделать заключение о том, что основным средством достижения определенных законом целей является прокурорский надзор и, прежде всего, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, так как именно в прокурорском надзоре заключается основная функция прокуратуры.

Из вышеизложенного следует, что целью надзорно-охранительной деятельности прокуратуры по охране прав и свобод человека и гражданина является своевременное выявление нарушений законности и адекватное реагирование на выявленные нарушения. Иначе говоря, органы прокуратуры при осуществлении данного вида надзорной деятельности имеют следующие цели:

- выявление нарушений  закона о защите прав и свобод  человека и гражданина;

- принятие действенных  мер для восстановления законности;

- принятие необходимых  мер по профилактике выявленных  правонарушений. Таким образом, деятельность прокуратуры по охране конституционных прав и свобод человека и гражданина основывается как на общих (свойственных всем направлениям деятельности прокуратуры), основополагающих началах, так и на специальных положениях, характерных только для данного направления деятельности прокуратуры, принципах, выражающих характер и направленность действий прокуроров, участников надзорно-охранительной деятельности.

К общим принципам относятся: законность, единство и централизация, независимость деятельности прокуратуры, внепартийность прокурорских работников, гласность.

К специальным – принципы непосредственного действия прав и свобод; максимального использования профилактических мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина при осуществлении надзора; равенства всех перед законом, невмешательства в административно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов и подмены органами прокуратуры иных государственных органов; широты охвата поднадзорных субъектов; обоснованности проведения проверок; максимального применения правовых средств; опосредованного характера реализации властных полномочий прокуратуры.

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ  ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И  ГРАЖДАНИНА

2.1 Работа прокурора с обращениями граждан

 

В современный период работа с обращениями граждан в органы прокуратуры занимает значительное место в общем объеме деятельности органов прокуратуры.

Многие граждане ищут защиты своих нарушенных прав, прежде всего в органах прокуратуры, и в большинстве случаев там ее находят. В настоящее время прокуратура - едва ли не единственный государственный орган, осуществляющий бесплатное правовое обеспечение населения, поскольку одной из основных задач прокуратуры является осуществление надзора за соблюдением прав граждан в различных сферах жизнедеятельности.7

В соответствии со ст. 10 Закона о прокуратуре в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.8

Порядок рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации определен приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17.12.2007 г. № 200, которым утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

Обращения могут быть индивидуальными, то есть поданными самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина представителем общественной организации, трудового коллектива, и коллективными. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Порядок приема, учета, регистрации обращений (запросов), их формирования в надзорные, наблюдательные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения, а также контроля за их исполнением устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, а также приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации, в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации и органах военной прокуратуры - организационно-распорядительными документами Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора.

Заявление гражданина о прекращении рассмотрения его обращения дает право проверяющему его заявление должностному лицу органа прокуратуры прекратить дальнейшую проверку, если в полученных материалах нет сведений о наличии нарушений закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования.

Информация о работе Надзор за соблюдением прав и свобод человека как гражданина