Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

В ст.ст.2,18 Конституции 1993 года РФ провозгласила приоритет прав и свобод человека и гражданина в системе общедемократических ценностей, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспеченных правосудием.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3-5
ГЛАВА I Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как самостоятельная отрасль прокурорского надзора……….6-17
§ 1.1. Сущность и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…………………………………………….6-11
§ 1.2. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина………………………………………………12-17
ГЛАВА II ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕАГИРОВАНИИ ПРОКУРОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА……………………………………………………………………18-35
§ 2.1 СРЕДСТВА РЕАГИРОВАНИЯ ПРОКУРОРА…………………………..18-25
§ 2.2 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА……………………..25-27
§ 2.3 Работа прокурора с обращениями и заявлениями граждан…28-35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..36-37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….……38-39

Файлы: 1 файл

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3-5

 

ГЛАВА I  Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как самостоятельная отрасль прокурорского надзора……….6-17

§ 1.1. Сущность и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…………………………………………….6-11

§  1.2. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина………………………………………………12-17

 

ГЛАВА  II Общие положения о реагировании прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………………………18-35

§    2.1 Средства реагирования прокурора…………………………..18-25

§ 2.2 Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина……………………..25-27

§ 2.3  Работа прокурора с обращениями и заявлениями  граждан…28-35

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..36-37

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….……38-39

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В ст.ст.2,18 Конституции 1993 года РФ провозгласила приоритет  прав и свобод человека и гражданина в системе общедемократических ценностей, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспеченных правосудием.

Однако выбор, который  сделала страна в пользу развития прогрессивных ценностей, как показали прошедшие семнадцать лет новой российской государственности деструктивные процессы ослабили правозащитный потенциал нашего государства. На фоне незавершенного формирования в Российской Федерации законодательной базы, недостаточного правового обеспечения и гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина, деятельность системы федеральных органов исполнительной власти, в указанной сфере правовых отношений не соответствует их возросшему предназначению и предъявляемым требованиям: она декларативна и все еще несовершенна, имеет низкое качество и недостаточную эффективность. Нерешенность этих насущных проблем влечет массовый характер нарушений прав и свобод граждан.

Уникальный потенциал  российской прокуратуры стал все  более востребован. Прокуратура не только не утратила свою роль и значимость в деле утверждения общественного правопорядка, но, напротив, явилась действенным институтом обеспечения в стране конституционной законности, прав и свобод человека и гражданина.

Однако количество выявляемых нарушений прав граждан и принимаемых в данной сфере незаконных нормативных правовых актов из года в год, несмотря на принимаемые меры, все не снижается.

Проведенный анализ правоприменительной  практики и состояния законности в рассматриваемой сфере указывает на отсутствие цельной концепции противодействия прокурорского корпуса сложившемуся негативному положению, что в условиях комплексного характера и многогранности законодательства о правах и свободах человека и гражданина приводит к снижению результатов правозащитной деятельности, выпадению важнейших ее участков из поля зрения прокуроров.

Данное курсовое исследование вопросов правозащитной деятельности прокуратуры ориентировано на поиск  внутренних и внешних мобилизационных  резервов повышения ее эффективности, через определение новых концептуальных положений, относящихся к специфике сущности предмета и пределов прокурорского надзора, его задач и основных направлений, посредством совершенствования организационно-методических и тактических элементов этой деятельности и внесения научно обоснованных предложений по изменению и дополнению действующего законодательства в рассматриваемой области.

Проблемы прокурорского  надзора за соблюдением прав и  свобод человека и гражданина явились  предметом исследования многих ученых и практиков, труды которых составили теоретическую базу настоящего исследования. В частности, автор опирался на результаты научных изысканий А.И. Алексеева, В.И. Баскова, С.И. Березовской, В.Г. Бессарабова, Г.И. Бровина, И.С. Викторова, Ю.Е. Винокурова, А.А. Власова, В.З. Гущина, Н.И. Лазаревского.

Объектом исследования является комплекс правоотношений, возникающих  в ходе осуществления органами современной  российской прокуратуры защиты прав и свобод человека и гражданина.

Предметом исследования являются теоретические и организационные основы, правовая регламентация и некоторые прикладные аспекты деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина.

Основная цель курсового  исследования заключается в том, чтобы на основе законодательной базы, а также обобщения теории и практики работы органов прокуратуры Южного федерального округа разработать научные основы осуществления прокуратурой Российской Федерации деятельности по защите прав (свобод) человека (гражданина); определить пути повышения ее эффективности; обосновать предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего эту сферу общественных отношений.

Для достижения поставленной в диссертационном исследовании цели определены следующие задачи:

-оценка современного  состояния правового обеспечения  деятельности прокуратуры по  защите прав и свобод человека  и гражданина;

-определение системной  характеристики состояния законности  в сфере правовых отношений,  связанных с реализацией в современной России прав и свобод человека и гражданина;

-определение концептуальных  положений, составляющих теоретическую  базу правозащитной деятельности  прокуратуры;

-выявление и характеристика  основных форм реагирования прокуратуры  на нарушения прав (свобод) человека (гражданина);

-разработка предложений  и рекомендаций, направленных на  совершенствование работы прокуроров  по защите прав и свобод  человека;

В ходе исследования автором  применялись общенаучные, частные  и специальные методы познания: диалектический, исторический, индуктивный, дедуктивный, обобщения, описания, сравнения, формально-логический, научного анализа.

Структура исследования определена целями и задачами исследования, характером исследуемых в ней  проблем. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

 

 

 

 

ГЛАВА I Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как самостоятельная отрасль прокурорского надзора

 

§ 1.1. Сущность и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

 

Предмет прокурорского надзора  за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определен в ст. 26 Закона о прокуратуре. Он включает в  себя надзор за соблюдением прав и  свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контролю, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Органы прокуратуры не подменяют иные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организации.1

Анализируя содержание названной  статьи, нельзя не прийти к выводу о  том, что полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и  свобод человека и гражданина распространяются на все органы и всех должностных лиц, независимо от их подчиненности (подведомственности) и формы собственности, начиная с федеральных министерств и ведомств, и закон в этом отношении не содержит каких-либо ограничений. Иными словами, при поступлении сведений о нарушении прав и свобод человека и гражданина прокурор вправе провести проверку или совершить иные надзорные действия в любом органе, на любом предприятии, в учреждении и организации, а также в общественной организации или объединении. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина возложено Конституцией РФ на все без исключения органы. Из этого видно, какое значение законодатель придает соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

Основная цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина – это достижение такого положения, когда эти права и свободы реально соблюдаются всеми органами и должностными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и, что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государственных органов, в том числе органов прокуратуры.

Задачи прокурорского надзора  за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются в приказах и указаниях Генерального Прокурора РФ, его заместителей и прокуроров субъектов Федерации.

Выделение в Федеральном законе надзора за соблюдением прав и  свобод человека и гражданина в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры – наглядное подтверждение  существенного усиления в современных условиях ее правозащитной роли. Нормы Закона в этой части обеспечивают развитие и подкрепление Конституции Российской Федерации, норм и принципов международного права, закрепивших значение соблюдения прав и свобод человека и гражданина как фундаментальной основы жизни демократического правового государства, каким ныне провозглашена Россия. Уровень решения в Федеральном законе вопросов о роли и организации деятельности прокуратуры по соблюдению прав и свобод человека и гражданина позволяет характеризовать его как акт, полностью соответствующий международным стандартам, в том числе стандартам Совета Европы. То обстоятельство, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека, основано на признании их верховенства в правовой системе Российской Федерации. Соблюдение прав и свобод человека играет основополагающую роль в обеспечении правовой защищенности личности, защите ее от произвола и беззакония. Оно проявляется в точном выполнении предписываемых законом правил, определяющих правовой статус личности в государстве. Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно лишь при наличии соответствующих оснований и только в условиях, предусмотренных законом.

Основные права и свободы  человека и гражданина закреплены в Конституции РФ, которое имеет прямое действие. Иные права и свободы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Обязательно соблюдение прав и свобод, предписываемое общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, которые рассматриваются в качестве составной части ее правовой системы.

Различаются три группы прав и свобод человека и гражданина:

    1. Личные права и свободы человека и гражданина.
    2. Социально-экономические права человека и гражданина.
    3. Политические права человека и гражданина.2

К личным права и свободам относятся: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, право на охрану достоинства личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на неприкосновенность жилища, право на свободу определения национальной принадлежности, право на свободу передвижения и др. Перечень личных прав и свобод содержится в Конституции РФ и является исчерпывающим.

В группе политических прав и свобод представлены такие права и свободы: право на объединение, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествие и пикетирование, право на участие в управлении делами государства, избирательные права, право на равный доступ к государственной службе и т.д. Перечень политических прав и свобод также является исчерпывающим.

В совокупность социально-экономических прав и свобод входят: право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на жилище, право частной собственности, право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и т.п.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина составляет предмет  не только рассматриваемого в настоящей  главе направления прокурорского надзора. Значительный объем работы по защите прав и свобод личности выполняется прокуратурой в процессе надзора за исполнением законов. Органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, органами надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу – при реализации надзорных полномочий в ходе осуществления функции уголовного преследования. В этой связи необходимо иметь в виду, что в предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина входит соблюдение только тех прав и свобод, которые не охватываются предметом других отраслей и направлений прокурорского надзора.

Перечень органов и должностных  лиц, надзор за соблюдением прав и  свобод которых осуществляет прокуратура, охватывает федеральные министерства и ведомства, представительные (законодательные) и исполнительные органы местного самоуправления Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностных лиц, а также органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций. Включение в данный перечень органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций отражает специфику надзора в данной области. Интересы максимально полного обеспечения самостоятельности указанных организаций в осуществлении своей деятельности, проводимая ныне линия на ограничение возможностей воздействия на них государственных структур не являются препятствием для выполнения прокуратурой, надзорных функций в их отношении в тех случаях, если это касается соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Такой подход продиктован конституционным положением о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью, об обязанности государства по защите прав и свобод человека и гражданина. Включение в перечень поднадзорных прокуратуре объектов органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций еще раз подчеркивает, что в новой редакции Закона «О прокуратуре Российской Федерации» надзорные функции прокуратуры не ослабли, не исключены из сферы ее надзора ее низовые звенья – предприятия, общества, объединения и др. Как правильно отмечается специалистами в области конституционного права, все законодательные акты, в конечном счете, замыкаются на сфере прав и свобод человека и гражданина. Хорошо налаженный, действенный надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, таким образом, может обеспечить эффективное решение задач обеспечения законности применительно ко всей содержащейся в законах системы правовых предписаний на всех уровнях их применения.

Информация о работе Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина