Надзор за соблюдением прав и свобод человека как гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка системы теоретических положений, направленных на повышение эффективности деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод человека как гражданина в Российской Федерации.
Поставленной цели соответствует решение следующих задач:
- рассмотреть юридические гарантии и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в РФ;
- определить основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина;
- дать оценку работе прокурора с обращениями граждан;
- проанализировать полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
5
1.1 Юридические гарантии и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в РФ
5
1.2 Основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина
10
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
16
2.1 Работа прокурора с обращениями граждан
16
2.2 Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
37

Файлы: 1 файл

13011.Надзор за облюдением прав и свобод человека как гражданина.docx

— 74.86 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ  ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ  ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

5

1.1 Юридические гарантии и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в РФ

5

1.2 Основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина

10

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

16

2.1 Работа прокурора с обращениями граждан

16

2.2 Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

37


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Российская прокуратура традиционно стояла на страже прав и свобод человека и гражданина, и прокуроры всегда делали упор на осуществление надзора за исполнением законов, закрепляющих правовой статус личности, способствуя тем самым реальному обеспечению предоставленных гражданам.

Конституцией РФ прав и свобод (гл. 2, разд. I). Речь идет о защите политических, трудовых, жилищных, экономических, экологических и иных прав и свобод человека и гражданина. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора пронизывает всю многогранную деятельность прокурора. Какие бы действия ни совершал прокурор, реализуя предоставленные ему полномочия, в какой бы отрасли он ни осуществлял надзор - его в первую очередь интересует вопрос, соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина. И если они не соблюдаются, прокурор принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. В связи с этим прокурорский надзор выступает одной из гарантий реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Прокурорский надзор, будучи основной функцией отечественной прокуратуры, представляет собой деятельность органов и учреждений прокуратуры, осуществляющих от имени Российской Федерации наблюдение за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с поступлением в органы прокуратуры информации о нарушениях прав и свобод человека и гражданина.

Предметом исследования выступает многофункциональная деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением социальных прав человека и гражданина, направленная на укрепление состояния законности в данной сфере посредством своевременной проверки поступившей информации о нарушениях этого законодательства.

Целью работы является разработка системы теоретических положений, направленных на повышение эффективности деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод человека как гражданина в Российской Федерации.

Поставленной цели соответствует решение следующих задач:

- рассмотреть юридические гарантии и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в РФ;

- определить основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина;

- дать оценку работе прокурора с обращениями граждан;

- проанализировать полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Настоящее исследование основывается на базе общенаучных и частнонаучных методов познания.

Правовую основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, являющаяся основополагающим законодательным актом России; федеральное законодательство, регулирующее деятельность российской прокуратуры, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», а так же материалы судебной практики.

Теоретическую основу исследования составили теоретические и практические положения, содержащиеся в трудах ученых юристов: Брагин А.П., Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е., Воронин О.В. Гонибесов Д.А., Григорьев В.Н., Ергашев Е.Р., Калинин В.Н., Победкин А.В., Клочков В.Г., Кобзарев Ф.М., Козусев А.Ф., Коробейников Б.В., Печников Н.П., Поляков М.П., Пронякин А.Д., Простова В.М., Рябцев В.П.. Степенко В.Е., Федулов А.Ф., Чернова О.А., Яшин В.Н.

 

1. ПОНЯТИЕ И  СОДЕРЖАНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА  ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД  ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

1.1 Юридические гарантии и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в РФ

 

С учетом требований действующего законодательства и исторического значения прокурорский надзор следует считать самостоятельным правовым явлением, отличным от прочих видов контрольной деятельности. Такой вывод основывается на том, что это единственный вид публичной проверочной деятельности, предполагающий правовую оценку соблюдения и исполнения законов максимально возможным кругом поднадзорных лиц, включающим в себя подавляющее большинство публичных органов, учреждений и должностных лиц.

Прокурорский надзор обладает рядом сходных с контролем черт, однако его предназначение, принципы организации, формы реализации не позволяют рассматривать его как какую-либо ординарную или специфичную форму контроля. Будучи самостоятельным правовым явлением, он обладает своим специфичным содержанием, традиционно увязываемым с понятием законности.1

Права человека и гражданина — неотъемлемые свойства и возможности человека, определяющие меру его свободы и закрепленные в правовых нормах. Это характеристика правового статуса человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Права человека подразделяются на абсолютные, ограничение или временное приостановление которых не допускается ни при каких обстоятельствах, и относительные, которые могут быть ограничены или приостановлены на время в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения. В идеале именно права человека должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти и местного самоуправления.

Под правовым статусом человека понимается совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающая её правовое положение в обществе. Содержание правового статуса человека и гражданина в РФ включает в себя несколько элементов, в числе которых важнейшими являются гарантии соблюдения прав и свобод, поскольку они обеспечивают саму возможность существования правового статуса и его реализации. Гарантии — это меры, обеспечивающие возможность реализации человеком принадлежащих ему прав и свобод. Гарантии могут быть политическими, экономическими, социальными и юридическими. В данном случае нас более интересуют юридические гарантии, т. е. те, которые закрепляются в нормативно-правовых актах, прежде всего в Конституции Российской Федерации. Существует также мнение, что правовой статус человека и гражданина включает в себя только юридические гарантии: правовые средства реализации и защиты прав человека и гражданина, юридические меры обеспечения выполнения обязанностей. Они закрепляются в нормативно-правовых актах и в зависимости от этого могут иметь различный уровень — конституционный, законодательный, подзаконный.2

Конституционные гарантии прав человека — совокупность установленных конституцией:

а) процессуальных прав, служащих средством защиты основных материальных прав и свобод человека. К ним обычно относят право на судебную защиту (в том числе право на обжалование в суд незаконных действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц), право на рассмотрение своего дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых данное дело отнесено законом, право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе право пользоваться услугами адвоката с момента задержания, ареста или предъявления обвинения), право на обжалование в суде незаконного ареста, право не свидетельствовать против самого себя и своих близких, право считаться невиновным, пока обратное не будет доказано и установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты;

б) правозащитных институтов вместе с основными принципами их деятельности. К ним относятся независимый и беспристрастный суд, а также институт парламентского Уполномоченного по правам человека;

в) особых правил, устанавливающих пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека. Это — правила, устанавливающие основания и пределы возможного ограничения прав и свобод человека. Согласно этим правилам, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; перечисление в конституции определенных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека: права и свободы человека (и гражданина) могут ограничиваться законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства Среди всех конституционных гарантий для целей настоящей статьи нас интересует гарантирование государственной и судебной защиты прав и свобод. Наиболее эффективным механизмом защиты основных прав должно выступать обращение в органы правосудия. Основная функция у судебной власти — правосудие, защита конституционных прав и свобод человека и гражданина. «Конституционный принцип правового государства, возлагающий на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод» Статья 46 Конституции Российской Федерации 1993 г. гарантирует право каждого человека на судебную защиту — единственное и наиболее эффективное средство восстановления нарушенных прав. Осуществление правосудия возложено на судебную ветвь власти, являющуюся самостоятельной, обособленной и независимой в своей деятельности от органов законодательной и исполнительной власти. Именно самостоятельная и независимая судебная власть, осуществляемая посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, способна обеспечить беспристрастное, объективное рассмотрение уголовных, гражданских и иных дел, защиту права от всякого нарушения независимо от его субъекта. Правосудие осуществляется органами судебной власти только в форме судебного разбирательства и с соблюдением установленных законом процессуальных правил и норм.3

Содержание защитной функции суда складывается из нескольких элементов: а) предупреждения нарушения прав; б) восстановления нарушенного права; в) отмены подзаконных нормативных актов в случае их противоречия закону (признания их недействительности); г) возмещения ущерба и морального вреда, причиненного  гражданину; д) решения вопроса об ответственности нарушителя прав гражданина.

Судебную систему страны устанавливает Конституция РФ и Федеральный Конституционный закон «О судебной системе РФ», где в ч. 2 ст. 4 четко определяется круг судебных органов, т. е. состав судебной системы России. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие ее судебную систему.

Специализированный конституционный контроль (надзор) — важнейший способ защиты Конституции юридическими средствами.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О прокуратуре в РФ» (ст. 1) «Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная цен-система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации».

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:

- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением законов судебными приставами;

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

Информация о работе Надзор за соблюдением прав и свобод человека как гражданина