Надзор за соблюдением прав и свобод человека как гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка системы теоретических положений, направленных на повышение эффективности деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод человека как гражданина в Российской Федерации.
Поставленной цели соответствует решение следующих задач:
- рассмотреть юридические гарантии и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в РФ;
- определить основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина;
- дать оценку работе прокурора с обращениями граждан;
- проанализировать полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
5
1.1 Юридические гарантии и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в РФ
5
1.2 Основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав человека и гражданина
10
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
16
2.1 Работа прокурора с обращениями граждан
16
2.2 Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
37

Файлы: 1 файл

13011.Надзор за облюдением прав и свобод человека как гражданина.docx

— 74.86 Кб (Скачать файл)

Поступившие в органы прокуратуры сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях подлежат отдельному учету и регистрируются в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Зарегистрированные сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях незамедлительно направляются с учетом подследственности в органы, уполномоченные производить их прием, регистрацию и разрешение.

Жалобы граждан на действия должностных лиц уполномоченных органов, отказавшихся принять и зарегистрировать сообщение о преступлении, проверяются незамедлительно. Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры.9

Письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату. На обращение, не содержащее сведений о лице, направившем его (не указаны фамилия и почтовый адрес), ответ не дается.

Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в 7-дневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости с разъяснением, куда им для этого следует обратиться. Информация заявителю подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, начальником отдела, старшим помощником прокурора субъекта Российской Федерации, прокурором города, района, приравненным к ним прокурором военной и иной специализированной прокуратуры (далее - прокурор нижестоящей прокуратуры). Копии таких обращений хранятся в номенклатурных делах. При последующем поступлении обращения в органы прокуратуры после устранения причин, препятствовавших его рассмотрению, оно рассматривается как первичное и разрешается в соответствии с настоящей Инструкцией.

Не подлежат разрешению обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры. Об этом в срок не позднее 7 дней автору обращения направляется мотивированное сообщение, которое подписывается начальником главного управления или управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, старшим помощником прокурора субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры.

По обращению, поступившему в органы прокуратуры Российской Федерации, должно быть принято одно из следующих решений:

- о принятии к рассмотрению;

- о прекращении проверки;

- о передаче на разрешение  в нижестоящие органы прокуратуры;

- о направлении в другие  органы;

- о приобщении к ранее  поступившей жалобе.

Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Обращения, рассмотрение которых относится к компетенции нескольких подразделений, направляются в нижестоящую прокуратуру подразделением, указанным среди исполнителей первым (ответственный исполнитель), с поручением о проверке доводов в полном объеме, если обращение может быть разрешено нижестоящей прокуратурой. В случае, если часть доводов не может быть проверена в нижестоящей прокуратуре, копия обращения для разрешения в этой части направляется в соответствующее подразделение аппарата.10

Поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе обращения по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, а также материалов прокурорских проверок. При необходимости истребуются нормативные документы, получаются объяснения от должностных и иных лиц, действия которых обжалуются.

При разрешении наиболее сложных обращений, а также обращений, рассмотрение которых взято на особый контроль, составляется мотивированное заключение.

Заключение утверждается в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и Главной военной прокуратуре начальником структурного подразделения, в прокуратуре субъекта Российской Федерации и нижестоящей прокуратуре - прокурором.

По итогам разрешения обращений может быть принято одно из следующих решений:

«удовлетворено» - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;

«удовлетворено повторное обращение» - обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При этом первичное решение отменяется;

«отклонено» - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;

«разъяснено» - по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера;

«принято иное решение» - обращение оставлено без разрешения, приобщено к материалам уголовного дела (надзорного производства), прекращена переписка;

«направлено» - обращение в 7-дневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности.

При разрешении обращений факты, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, повторному доказыванию не подлежат, если не стали известны новые обстоятельства.11

По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней. Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

Парламентский запрос разрешается в срок до 15 дней со дня регистрации или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации срок. Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации разрешается не позднее 30 дней со дня его регистрации или в иной согласованный с инициатором запроса срок. Обращения члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой о предоставлении информации по вопросам, связанным с их деятельностью, разрешаются безотлагательно, а при проведении дополнительной проверки - не позднее 30 дней со дня регистрации обращения.

В случае, если обращение требует проверки, о ее проведении в 7-дневный срок со дня регистрации обращения сообщается автору в письме за подписью старшего помощника Генерального прокурора Российской Федерации, заместителя Главного военного прокурора, заместителя прокурора субъекта Российской Федерации, прокурора нижестоящей прокуратуры.

 

2.2 Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

 

Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор в полную меру использует полномочия, закреплённые в ст. 22 Закона о прокуратуре. В соответствии со ст. 27 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций по защите прав и свобод человека и гражданина, кроме того:

- рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод граждан. Рассмотрение жалобы прокурором не препятствует обращению гражданина в суд по тому же вопросу;

- разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

- принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причинённого ущерба слабозащищенным в социальном отношении категориям граждан (при их согласии).

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.12

Так, например, Президиум Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего, членов, с участием зам. Прокурора Чувашской Республики, рассмотрел материал по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах несовершеннолетних С., 2006 года рождения, С.Д., 2008 года рождения, к МУП "Ленинское районное управление ЖКХ" о признании незаконными действий, выразившихся в отключении электроэнергии в квартире N 4 дома N 17 по ул. Гагарина г. Чебоксары и об обязании устранить допущенные нарушения, переданное для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции на основании определения судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 22 октября 2008 года.

Заслушав доклад судьи, объяснения прокурора, президиум установил:

Определением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 5 августа 2008 года в принятии искового заявления прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах несовершеннолетних С., 2006 года рождения, С.Д., 2008 года рождения к МУП «Ленинское районное управление ЖКХ» о признании незаконными действий, выразившихся в отключении электроэнергии в квартире № 4 дома № 17 по ул. Гагарина г. Чебоксары и об обязании устранить допущенные нарушения отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 25 августа 2008 года представление исполняющего обязанности прокурора Ленинского района г. Чебоксары на определение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары ЧР от 5 августа 2008 года оставлено без удовлетворения.

В надзорном представлении прокурора республики ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений.

Обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, президиум приходит к следующему.

В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения по делу судом были допущены.

Прокурор обратился с иском в суд, установив, что 20.05.2006 года оперативной группой МУП «Ленинское районное управление ЖКХ» в квартире, где проживают несовершеннолетние С-вы, была приостановлена подача электроэнергии ввиду образовавшейся задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг. Исковые требования были мотивированы тем, что указанные действия противоречат п. 1.4 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1099 от 26.09.1994 года, действовавших на момент приостановления подачи электроэнергии, и п. 80 действующих в настоящее время Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года.

Представление прокурора района об устранении нарушений закона от 02.07.2008 года было оставлено без удовлетворения, о чем прокурору района сообщено письмом МУП «Ленинское районное управление ЖКХ» от 16.07.2008 года. Подача электроэнергии в квартиру, где проживают несовершеннолетние дети, до настоящего времени не возобновлена.

Отказывая в принятии искового заявления прокурора в интересах несовершеннолетних С-вых, судебные инстанции исходили из того, что оно подано в нарушение ст. 45, п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, считая, что защита прав и законных интересов детей законом возложена на их родителей, а в данном конкретном случае дети имеют законного представителя - мать С.М., которая вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой их прав. Доказательств, свидетельствующих о невозможности реализации указанным лицом права на судебную защиту, как полагал суд, прокурором не представлено.

Вместе с тем данный вывод основан на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права и сделан без учета всех обстоятельств дела.

Согласно преамбуле Декларации прав ребенка от 20.11.1959 года ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. При этом в силу п. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 года во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в названных концепциях, в законодательстве Российской Федерации содержится комплекс правовых норм, согласно которым государство гарантирует защиту прав, свобод и законных интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (ст.ст. 5, 15 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст.ст. 8, 56 Семейного кодекса РФ, ст.ст. 26, 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»).

Информация о работе Надзор за соблюдением прав и свобод человека как гражданина